База для управления извне текущим функционированием банка

В основных банковских законах содержится, казалось бы, достаточно подробно разработанная совокупность норм, позволяющих Банку России (его учреждениям) оказывать управляющие воздействия на текущее функционирование и развитие любого банка. Главный смысл всех таких норм, включенных в законы, – обязательность выполнения каждым банком некоторых основных правил деятельности и соблюдения ключевых ограничений (качественных и количественных), накладываемых на их деятельность. Основные из указанных норм представлены в табл. 1.5 и 1.6 (в изложении).

Таблица 1.5. Закон о ЦБ РФ

Из ст. 4

Банк России:

• устанавливает правила осуществления расчетов (платежей) в РФ;

• устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. См. также ст. 57;

• принимает решение о регистрации кредитных организаций, выдает им банковские лицензии, приостанавливает действие и отзывает эти лицензии.

См. также ст. 59;

• ведет надзор за деятельностью банков и банковских групп;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями

Из ст. 7

По вопросам, отнесенным к его компетенции в законах, Банк России издает нормативные акты, обязательные для всех, но в первую очередь для банков

Из ст. 18

Банк России в лице Совета директоров принимает решения, в частности:

• об установлении обязательных для банков и банковских групп нормативов. См. также ст. 62;

• о величине резервных требований. См. также ст. 38;

• о порядке формирования банками резервов.

См. также ст. 69;

• об изменении процентных ставок Банка России;

• об определении лимитов операций на открытом рынке;

• определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации.

См. также ст. 52

Из ст. 54, 56 и 82.3

Банк России:

• является органом валютного регулирования и валютного контроля;

• является органом регулирования и надзора за деятельностью банков;

• устанавливает правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности;

• устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов

Из ст. 60

Банк России вправе предъявлять квалификационные требования к руководителям, а также к главным бухгалтерам и их заместителям банков и филиалов банков

Из ст. 72

Банк России:

• устанавливает методики определения собственных капиталов банков, их активов и пассивов, размеров принимаемых ими рисков;

• в целях определения размеров собственных капиталов банков оценивает их активы и пассивы (банк обязан отразить в своей отчетности размер собственного капитала, определенный Банком России, а при необходимости – привести в соответствие размеры собственного и уставного капиталов)

Из ст. 73

Как орган банковского регулирования и надзора Банк России проверяет банки и их филиалы, при необходимости направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные в Законе санкции по отношению к нарушителям

Из ст. 74

• В случае нарушения банком законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от банка устранить выявленные нарушения, взыскать штраф, на время ограничить проведение отдельных операций.

• В случае невыполнения в срок предписаний

об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

– взыскать с банка штраф;

– потребовать от банка:

а) провести его финансовое оздоровление;

б) заменить руководителей;

в) реорганизовать банк;

– временно изменить для банка значения обязательных нормативов;

– ввести временный запрет на проведение им отдельных операций, предусмотренных в его лицензии,

а также на открытие филиалов;

– назначить временную администрацию по управлению банком;

– предложить участникам банка, которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления банка, предпринять действия, направленные на увеличение собственного капитала банка до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов.

• По основаниям, предусмотренным в Законе о банках, Банк России может отозвать у банка лицензию

Таблица 1.6. Закон "О банках и банковской деятельности

Из ст. 8

Банк обязан:

• публиковать указанную в законах информацию о своей деятельности:

• по требованию физического или юридического лица предоставить копию своей лицензии (лицензий), а также ежемесячные балансы за текущий год

Из ст. 19

В случаях нарушения законов, нормативных актов и предписаний ЦБ, обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к банку меры, установленные в Законе о ЦБ РФ

Из ст. 20

В установленных случаях (разных) Банк России

• может отозвать у банка лицензию;

• обязан отозвать у банка лицензию

Из ст. 24

Банк обязан:

• создавать резервы (фонды);

• классифицировать свои активы, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать под них резервы;

• соблюдать обязательные нормативы;

• организовывать внутренний контроль

Из ст. 25

Банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России

Из ст. 26

Банк должен гарантировать банковскую тайну своих клиентов и корреспондентов, если это не противоречит федеральному закону

Из ст. 29

• Банк не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки за кредиты и (или) порядок их определения, за вклады (депозиты), комиссионное вознаграждение и сроки действия договоров с клиентами – индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в федеральном законе или договоре с клиентом.

• По договору банковского вклада (депозита), внесенного гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных

в договоре обстоятельств, банк не может... односторонне сократить срок действия этого договора, уменьшить размер процентов, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных в данном федеральном Законе.

• По кредитному договору, заключенному с заемщиком- гражданином, КО не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных в данном федеральном Законе

Из ст. 31

Банки проводят расчеты и платежи по правилам, формам и стандартам, которые устанавливает Банк России; при отсутствии таких правил – по договоренности между собой

Из ст. 32

Банкам запрещается заключать соглашения и вести согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, на ограничение конкуренции в банковском деле

Из ст. 42

• Отчетность банка (банковской группы, банковского холдинга) подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией.

• Аудиторское заключение представляется в Банк России

Из ст. 43

• Банк (банковская группа, банковский холдинг) представляет в Банк России отчетность (отчетную документацию) о своей деятельности в форме, порядке и сроки, которые устанавливает ЦБ.

• Банк публикует в открытой печати свой годовой отчет (после подтверждения его достоверности аудиторской организацией) в форме и сроки, которые устанавливает ЦБ РФ

В дополнение к представленным и другим нормам законов ЦБ РФ издает огромное количество нормативных правовых и иных актов, многие из которых, кстати, трудно считать актуальными. Кроме того, текущая деятельность банков должна подчиняться требованиям, содержащимся в документах Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов, Агентства страхования вкладов, Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – ФСФР), Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – ФСФМ), Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) и многих других органов, а также в документах ряда международных организаций (Базельский комитет по банковскому надзору и др.).

В рассмотренных законах и других документах немного таких норм, которые можно было бы охарактеризовать как явно мешающих работе банков (к примеру, требования в части составления и представления громадной отчетности как в Банк России, так и в другие органы). Другое дело, что многие нормы не имеют адекватных механизмов исполнения (и это можно сказать не только о специальных банковских законах). К примеру, записано, что органы власти, включая Банк России, не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность банков. Но какое неотвратимое наказание ожидает тот орган власти, который все же нарушит данный запрет? Практика показала, что превышение полномочий не влечет за собой наказания в обязательном порядке. Аналогичная ситуация сложилась и с доступностью банковской тайны.

Но есть более важное в рассматриваемом аспекте обстоятельство – официально не декларируемая практическая политика Банка России в отношении кредитных организаций, создающая дополнительные, подчас просто непреодолимые трудности для эффективного функционирования и развития национальной банковской системы. Примеры такой политики известны:

• настороженное и в целом недоброжелательное отношение Банка России к небольшим банкам, что было очевидно уже в середине 1990-х гг. Не изменилось оно по сути и до сих пор. Между тем даже в тех странах, где банковское дело развито лучше других, абсолютное большинство КО – это небольшие и просто маленькие организации. И это так и должно быть;

• перманентная установка ЦБ РФ на укрупнение, консолидацию банков посредством присоединений и слияний, практически выливающаяся в искусственное, административное подстегивание данных объединительных процессов, установка, несущая повышенные системные риски и фактически сохранившаяся и сейчас, после кризиса 2008–2010 гг.;

• постоянное, но необъяснимое стремление Банка России поднимать "планку" минимально необходимого размера УК вновь учреждаемых банков, означающее фактический запрет на создание таковых, что особенно пагубно для регионов;

• история о том, как ЦБ РФ заставил коммерческие банки усиленно заниматься весьма накладным так называемым "переходом на МСФО", хотя многие годы для этого не было законодательной базы и даже после его появления этот переход большинству наших банков совсем не нужен;

• уравнивание всех требований к отечественным и иностранным по капиталу банкам;

• безоглядная либерализация российского валютного законодательства в условиях, когда отечественные банки объективно еще не могут на равных конкурировать с крупными иностранными банками;

• явно одобрительное отношение к тому факту, что "иностранцы" начинают захватывать ключевые позиции в российском банковском секторе и соответственно в российской реальной экономике;

• недоступность для большинства банков, каковое составляют малые и средние банки, рефинансовых кредитов, а начиная с 2008 г. – и бюджетных денег, размещаемых в коммерческих банках;

• предоставление с самого начала их возникновения права работать с деньгами населения только сверхкрупным банкам;

• сосредоточение всех усилий на подавлении инфляции, не дающих, кстати, ожидаемого результата, вместо обеспечения устойчивого развития банковской системы;

• оказание явного предпочтения в отношениях с банками мерам надзорного характера, наказаниям и ликвидации проблемных КО вместо помощи и т.д.