База для управления извне текущим функционированием банка
В основных банковских законах содержится, казалось бы, достаточно подробно разработанная совокупность норм, позволяющих Банку России (его учреждениям) оказывать управляющие воздействия на текущее функционирование и развитие любого банка. Главный смысл всех таких норм, включенных в законы, – обязательность выполнения каждым банком некоторых основных правил деятельности и соблюдения ключевых ограничений (качественных и количественных), накладываемых на их деятельность. Основные из указанных норм представлены в табл. 1.5 и 1.6 (в изложении).
Таблица 1.5. Закон о ЦБ РФ
Из ст. 4 |
Банк России: • устанавливает правила осуществления расчетов (платежей) в РФ; • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. См. также ст. 57; • принимает решение о регистрации кредитных организаций, выдает им банковские лицензии, приостанавливает действие и отзывает эти лицензии. См. также ст. 59; • ведет надзор за деятельностью банков и банковских групп; • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями |
Из ст. 7 |
По вопросам, отнесенным к его компетенции в законах, Банк России издает нормативные акты, обязательные для всех, но в первую очередь для банков |
Из ст. 18 |
Банк России в лице Совета директоров принимает решения, в частности: • об установлении обязательных для банков и банковских групп нормативов. См. также ст. 62; • о величине резервных требований. См. также ст. 38; • о порядке формирования банками резервов. См. также ст. 69; • об изменении процентных ставок Банка России; • об определении лимитов операций на открытом рынке; • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации. См. также ст. 52 |
Из ст. 54, 56 и 82.3 |
Банк России: • является органом валютного регулирования и валютного контроля; • является органом регулирования и надзора за деятельностью банков; • устанавливает правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности; • устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов |
Из ст. 60 |
Банк России вправе предъявлять квалификационные требования к руководителям, а также к главным бухгалтерам и их заместителям банков и филиалов банков |
Из ст. 72 |
Банк России: • устанавливает методики определения собственных капиталов банков, их активов и пассивов, размеров принимаемых ими рисков; • в целях определения размеров собственных капиталов банков оценивает их активы и пассивы (банк обязан отразить в своей отчетности размер собственного капитала, определенный Банком России, а при необходимости – привести в соответствие размеры собственного и уставного капиталов) |
Из ст. 73 |
Как орган банковского регулирования и надзора Банк России проверяет банки и их филиалы, при необходимости направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные в Законе санкции по отношению к нарушителям |
Из ст. 74 |
• В случае нарушения банком законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от банка устранить выявленные нарушения, взыскать штраф, на время ограничить проведение отдельных операций. • В случае невыполнения в срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе: – взыскать с банка штраф; – потребовать от банка: а) провести его финансовое оздоровление; б) заменить руководителей; в) реорганизовать банк; – временно изменить для банка значения обязательных нормативов; – ввести временный запрет на проведение им отдельных операций, предусмотренных в его лицензии, а также на открытие филиалов; – назначить временную администрацию по управлению банком; – предложить участникам банка, которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления банка, предпринять действия, направленные на увеличение собственного капитала банка до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов. • По основаниям, предусмотренным в Законе о банках, Банк России может отозвать у банка лицензию |
Таблица 1.6. Закон "О банках и банковской деятельности
Из ст. 8 |
Банк обязан: • публиковать указанную в законах информацию о своей деятельности: • по требованию физического или юридического лица предоставить копию своей лицензии (лицензий), а также ежемесячные балансы за текущий год |
Из ст. 19 |
В случаях нарушения законов, нормативных актов и предписаний ЦБ, обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к банку меры, установленные в Законе о ЦБ РФ |
Из ст. 20 |
В установленных случаях (разных) Банк России • может отозвать у банка лицензию; • обязан отозвать у банка лицензию |
Из ст. 24 |
Банк обязан: • создавать резервы (фонды); • классифицировать свои активы, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать под них резервы; • соблюдать обязательные нормативы; • организовывать внутренний контроль |
Из ст. 25 |
Банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России |
Из ст. 26 |
Банк должен гарантировать банковскую тайну своих клиентов и корреспондентов, если это не противоречит федеральному закону |
Из ст. 29 |
• Банк не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки за кредиты и (или) порядок их определения, за вклады (депозиты), комиссионное вознаграждение и сроки действия договоров с клиентами – индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в федеральном законе или договоре с клиентом. • По договору банковского вклада (депозита), внесенного гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных в договоре обстоятельств, банк не может... односторонне сократить срок действия этого договора, уменьшить размер процентов, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных в данном федеральном Законе. • По кредитному договору, заключенному с заемщиком- гражданином, КО не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных в данном федеральном Законе |
Из ст. 31 |
Банки проводят расчеты и платежи по правилам, формам и стандартам, которые устанавливает Банк России; при отсутствии таких правил – по договоренности между собой |
Из ст. 32 |
Банкам запрещается заключать соглашения и вести согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, на ограничение конкуренции в банковском деле |
Из ст. 42 |
• Отчетность банка (банковской группы, банковского холдинга) подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией. • Аудиторское заключение представляется в Банк России |
Из ст. 43 |
• Банк (банковская группа, банковский холдинг) представляет в Банк России отчетность (отчетную документацию) о своей деятельности в форме, порядке и сроки, которые устанавливает ЦБ. • Банк публикует в открытой печати свой годовой отчет (после подтверждения его достоверности аудиторской организацией) в форме и сроки, которые устанавливает ЦБ РФ |
В дополнение к представленным и другим нормам законов ЦБ РФ издает огромное количество нормативных правовых и иных актов, многие из которых, кстати, трудно считать актуальными. Кроме того, текущая деятельность банков должна подчиняться требованиям, содержащимся в документах Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов, Агентства страхования вкладов, Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – ФСФР), Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – ФСФМ), Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) и многих других органов, а также в документах ряда международных организаций (Базельский комитет по банковскому надзору и др.).
В рассмотренных законах и других документах немного таких норм, которые можно было бы охарактеризовать как явно мешающих работе банков (к примеру, требования в части составления и представления громадной отчетности как в Банк России, так и в другие органы). Другое дело, что многие нормы не имеют адекватных механизмов исполнения (и это можно сказать не только о специальных банковских законах). К примеру, записано, что органы власти, включая Банк России, не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность банков. Но какое неотвратимое наказание ожидает тот орган власти, который все же нарушит данный запрет? Практика показала, что превышение полномочий не влечет за собой наказания в обязательном порядке. Аналогичная ситуация сложилась и с доступностью банковской тайны.
Но есть более важное в рассматриваемом аспекте обстоятельство – официально не декларируемая практическая политика Банка России в отношении кредитных организаций, создающая дополнительные, подчас просто непреодолимые трудности для эффективного функционирования и развития национальной банковской системы. Примеры такой политики известны:
• настороженное и в целом недоброжелательное отношение Банка России к небольшим банкам, что было очевидно уже в середине 1990-х гг. Не изменилось оно по сути и до сих пор. Между тем даже в тех странах, где банковское дело развито лучше других, абсолютное большинство КО – это небольшие и просто маленькие организации. И это так и должно быть;
• перманентная установка ЦБ РФ на укрупнение, консолидацию банков посредством присоединений и слияний, практически выливающаяся в искусственное, административное подстегивание данных объединительных процессов, установка, несущая повышенные системные риски и фактически сохранившаяся и сейчас, после кризиса 2008–2010 гг.;
• постоянное, но необъяснимое стремление Банка России поднимать "планку" минимально необходимого размера УК вновь учреждаемых банков, означающее фактический запрет на создание таковых, что особенно пагубно для регионов;
• история о том, как ЦБ РФ заставил коммерческие банки усиленно заниматься весьма накладным так называемым "переходом на МСФО", хотя многие годы для этого не было законодательной базы и даже после его появления этот переход большинству наших банков совсем не нужен;
• уравнивание всех требований к отечественным и иностранным по капиталу банкам;
• безоглядная либерализация российского валютного законодательства в условиях, когда отечественные банки объективно еще не могут на равных конкурировать с крупными иностранными банками;
• явно одобрительное отношение к тому факту, что "иностранцы" начинают захватывать ключевые позиции в российском банковском секторе и соответственно в российской реальной экономике;
• недоступность для большинства банков, каковое составляют малые и средние банки, рефинансовых кредитов, а начиная с 2008 г. – и бюджетных денег, размещаемых в коммерческих банках;
• предоставление с самого начала их возникновения права работать с деньгами населения только сверхкрупным банкам;
• сосредоточение всех усилий на подавлении инфляции, не дающих, кстати, ожидаемого результата, вместо обеспечения устойчивого развития банковской системы;
• оказание явного предпочтения в отношениях с банками мерам надзорного характера, наказаниям и ликвидации проблемных КО вместо помощи и т.д.