Батареи тестов специальных способностей
Помимо использования отдельных тестов специальных способностей, на Западе широко применяются батареи тестов, т.е. группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности. С помощью батарей можно получать профили тестовых показателей по относительно независимым существенным характеристикам, выявленным посредством факторно-аналитических исследований.
Первым опытом создания таких комплексных батарей способностей были Чикагские тесты основных умственных способностей (Primary Mental Abilities Tests — PMA)[1]. Они основывались на концепции Л. Терстоуна о существовании 12 независимых первичных умственных способностей, лежащих в основе успешности учебной деятельности. Впервые опубликованные в 1941 г., они предназначались для учащихся старших классов и колледжей. Позднее эта батарея была усовершенствована (1962), в нее включили тесты для младших возрастов. Однако из-за наличия ряда существенных недостатков (низких надежности и валидности, неадекватности норм, необоснованности ряда показателей, чрезмерной зависимости результатов от скорости) в настоящее время она была вытеснена более современными методиками того же типа.
Одной из них является комплексная батарея Тестов различных способностей (Differential Aptitude Tests — DAT). Эта батарея, изданная в 1947 г., затем неоднократно пересматривалась; она предназначена для консультирования учащихся 8—12-х классов в процессе их обучения и профессиональной ориентации. Она применяется в двух эквивалентных формах S и Т, каждая из которых включает восемь субтестов.
Примеры заданий
1. Словесное мышление.
Выберите нужную пар)' слов, чтобы заполнить пропуски в предложении. Первое слово пары заполняет пропуск в начале предложения, второе в конце:
...вечером, а завтрак...
A. Ужин — угол.
B. Кроткий — утро.
C. Дверь — угол.
D. Течение — радость.
E. Ужин — утро. Правильный ответ — Е.
2. Числовые способности.
Для каждой задачи найдите правильный ответ: Сложить 13 и 12
A. 14.
B. 25.
C. 16. [). 59.
Е. Ни одно из приведенных чисел. Правильный ответ — В.
3. Абстрактное мышление.
Каждое задание состоит из серии фигур, меняющихся по определенному правилу. Поняв правило изменения фигур в каждом задании, следует найти продолжение ряда фигур, выбрав ответ из пяти предложенных вариантов.
4. Скорость и точность восприятия.
В каждом задании теста подчеркнута одна из пяти предложенных комбинаций символов. На бланке ответов испытуемый должен был отметить точно такую же комбинацию.
5. Техническое мышление.
Каждое задание представляет собой изображенную ситуацию технического характера и короткий вопрос, ответ на который требует технического понимания.
6. Пространственные отношения.
В заданиях по изображенной развертке геометрической фигуры нужно найти се среди четырех вариантов ответов.
7. Грамотность.
Укажите, какое слово написано правильно, а какое с ошибкой.
правильно |
ошибка |
|
А. теленок |
X |
|
В. карова |
X |
(Символами х отмечены верные ответы).
8. Использование языка.
Укажите, в какой из отмеченных буквами частей предложения содержится ошибка и отметьте эту часть на бланке ответов символом х. Если предложение не содержит ошибки, отметьте Н.
А. Нужноли нам /выходить/ на работу/ на следующей неделе?
Батарея DAT стандартизирована, проверена па валидность и надежность на выборке, репрезентативной популяции учащихся США 8—12-х классов. Выборка включала более 64 000 учащихся 76 школ из 33 штатов и округа Колумбия. Данные о валидности DAT составляют несколько тысяч коэффициентов, большая часть которых относилась к прогностической валидности достижений в школе и успешности последующего обучения (в вузах, на специализированных курсах и училищах и проч.). Признано, что эта батарея неплохо оценивает возможности индивидов в учебной деятельности общего характера. Однако учебный критерий далеко не всегда позволяет прогнозировать профессиональные достижения, а данных но профессиональным критериям недостаточно.
Поэтому в целях профессионального консультирования используются другие методики. Одной из наиболее признанных является Батарея тестов общих способностей (Général Aptitude Test Battery — GATB)[2]. Она разработана Службой занятости США специально для применения в деятельности консультантов в государственных учреждениях. Посредством этой батареи измеряются девять факторов, в нее входят 12 тестов. В GATB представлены следующие факторы:
1) общие способности к обучению (оцениваются по суммарному показателю трех тестов — словарного, математического мышления и восприятия трехмерного пространства);
2) вербальные способности (измеряются словарным тестом, в котором испытуемый должен указать, какое из двух слов в каждом наборе имеет то же или противоположное значение);
3) числовые способности (оцениваются тестами на вычисление и математическое мышление);
4) пространственные способности (измеряются тестом восприятия трехмерного пространства, включающим задания на понимание отражения трехмерных объектов в двухмерном пространстве и на умения представлять результат движения в трех измерениях);
5) восприятие формы (измеряется двумя тестами, в которых испытуемый сопоставляет чертежи деталей и геометрические формы);
6) мысленное восприятие (тесты аналогичны тем, что используют для оценки восприятия формы, но сопоставляются названия, а не чертежи и формы);
7) двигательная координация (измеряется простым тестом, в котором испытуемый делает в сериях квадратов определенные пометки карандашом);
8) пальцевая моторика (измеряется двумя тестами, в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответственно заклепки и шайбы);
9) ручная моторика (оценивается с помощью двух тестов, в которых испытуемый перемещает и переворачивает фишки на доске).
Проведение всей батареи длится примерно 2,5 часа.
Батарея тестов общих способностей стандартизирована па выборке 4000 человек, репрезентативной популяции рабочих и служащих США. Были найдены системы показателей, в которых для каждой профессии установлены способствующие ее овладению особенности и их минимально допустимые уровни. Например, для бухгалтера необходимо получить показатели не ниже 105 по фактору общих способностей к обучению и не ниже 115 по фактору числовых способностей. Для слесаря минимальный показатель по фактору общих способностей к обучению равен 85, пространственных способностей и ручной моторики 85 и мысленного восприятия 75.
При консультировании профиль показателей индивида сопоставляется с нормативными показателями профессий, и тс профессии, нормативные показатели которых достигнуты или превышены испытуемым, могут при консультировании рекомендоваться ему.
Показатели разных видов надежности колеблются в пределах от 0,80 до 0,90. Удовлетворительны коэффициенты валидности. К недостаткам САТВ относят ориентацию тестов на скоростное выполнение, а также непредставленность многих способностей. Например, в этой батарее не оцениваются технические способности, находчивость и некоторые другие особенности. Поэтому ею не охвачены те профессии, где эти характеристики требуются.
Кроме того, было обнаружено, что тестовые профили высоко успешных представителей одной профессии могут различаться. Следовательно, при сопоставлении индивидуальных профилей с нормативными для тех или иных профессий далеко не всегда можно констатировать наличие профессиональной пригодности индивида. Это связано с тем, что возможна широкая компенсация одних особенностей, недостающих для успешного выполнения деятельности, за счет других. Как об этом уже говорилось выше, одного и того же уровня достижений можно добиться разными способами. Человеческая индивидуальность отличается высокой пластичностью, изменчивостью, способностью к развитию и совершенствованию. Изменчивость относится к миру многих профессий, к характеру тех требований, которые они предъявляют к работникам. Еще раз вспомним о решающей роли мотивации, интересов, склонностей человека.
Все сказанное объясняет, почему валидизация относительно критериев обучаемости отдельным профессиям дает коэффициенты валидности значимо выше, чем валидизация по критериям профессиональной успешности. Диагносты признают, что показатели GATB могут неплохо предсказывать успешность профессионального обучения и эффективность работы в начальный период (до двух лет стажа).
Чтобы облегчить использование показателей этой батареи для консультирования, профессии, выполнение которых требует сходных особенностей, в 70-е гг. XX в. были объединены в относительно небольшие по числу типы. Таких типов было выделено не многим более 60. Для каждого типа нормативные показатели устанавливались по трем наиболее важным характеристикам. Окончательная система показателей была названа системой Паттернов профессиональной пригодности (Occupational Aptitude Pattern — ОАР), охватывающих тысячи конкретных профессий и специальностей.
Для работы с учащимися старших классов, а также со всеми, кто проявил интерес к армейским специальностям, используется Батарея профессиональной пригодности Вооруженных сил США Armed Services Vocational Aptitude Battery — ASVAB), включающая 10 тестов, диагностирующих такие, например, параметры, как общие естественнонаучные знания, понимание параграфов инструкций, знания математики, техническое понимание, осведомленность в электронике и автотехнике и др.
Для отбора и распределения новобранцев в армии США используется Квалификационный тест вооруженных сил (Armed Forces Qualification Test — AFQT). Помимо этого, каждая из армейских служб (военно-воздушные силы, сухопутные войска и др.), используя субтесты Квалификационного теста, разрабатывает свои методики и комбинированные показатели по ним для отбора и распределения персонала в соответствии со своими критериями.
Служба занятости США для облегчения процедуры тестирования и поступления на работу малограмотных и культурно неразвитых людей разрабатывает специальные батареи, в которых используются особые процедуры, помогающие сориентироваться в тесте, правильно понять его задачи и характер. В эти батареи включаются материалы и планы бесед для снятия тревожности. Для этих категорий испытуемых издаются специальные брошюры, объясняющие, что значит хорошо выполнить тест, включающие примеры заданий и бланков ответов такого типа, какие использованы в GATB. К таким батареям, разработанным для особых категорий населения, относятся Тесты элементарной профессиональной грамотности (Basic Occupational Literacy Tests — BOLT), включающие тесты словарный, на понимание прочитанного, арифметических вычислений и математического мышления. Показатели этой батареи оцениваются в соответствии с требованиями, предъявляемыми разными группами профессий, а не школьным обучением.
Завершая обсуждение тестов и батарей специальных способностей, разработанных на Западе (главным образом в США), отметим, что эта область диагностирования является одной из наиболее развитых. Создано и используется большое число тестов и батарей специальных способностей как в системе образования, так и для профессиональных целей. Несмотря на позитивную в целом оценку возможностей этих тестов и батарей, психодиагносты продолжают собирать информацию относительно их надежности и валидности, уточняют параметры выборок, для которых они репрезентативны, выясняют воздействие разных факторов, влияющих на их выполнение, совершенствуют процедуры тестирования и их показатели, разрабатывают специальные приемы использования этих показателей.
Вместе с тем все чаще психодиагносты приходят к выводу, что прогнозы относительно учебной и профессиональной успешности возможны только на основе совокупной информации об индивиде, когда результаты тестов способностей рассматриваются не изолированно, а лишь как один из аспектов оценки наряду с показателями личностных методик, тестов достижений, биографических анкет и др. Так, Э. Гизелли нашел, что при обследовании водителей такси корреляция между их трудовой эффективностью и показателями тестов специальных способностей равнялась лишь 0,22. Но если учесть интересы и профессиональную мотивацию, то этот коэффициент можно существенно повысить — до 0,664 у водителей с высоким уровнем мотивации. В другом исследовании, выполненном Р. Грумсом и Н. Эндлером, было обнаружено, что успеваемость студентов с высокой тревожностью больше коррелирует с показателями тестов способностей (г = 0,63), чем у спокойных студентов (г = 0,19)[2].
Важно указать и на то, что в настоящее время западные диагносты признают зависимость тестов способностей от обученности индивидов, от приобретенных ими навыков и знаний. Так, исследователи пришли к выводу о том, что результаты Теста суждений об искусстве Мейера подвержены значительному влиянию профессионального обучения (корреляции от 0,4 до 0,69 между уровнем художественного образования и показателями теста Мейера). Найдена подверженность результатов Теста меры музыкальной одаренности Сишора влиянию практики и тренировки. Поэтому все чаще психодиагносты стремятся не использовать термин "способность" в названиях этой группы тестов, заменяя его понятиями "эффективность", "успешность" и др. Считается, что лучше отказаться от понятия "способность" применительно к тестам и говорить о различиях в знаниях и умениях, позволяющих в определенных условиях добиваться определенных достижений[4].