Батальный жанр. М. М. Иванов: акварельные и графические пейзажи. Соединение батального и пейзажного жанров

Мастером преимущественно акварельного пейзажа (в технике живописи маслом нам известны только две его ранние вещи – "Доение коровы", 1772, ГРМ, и "Вид Эчмиадзина в Армении", 1783, ГРМ), запечатлевшим виды Кавказа, Крыма, Бессарабии, Украины, был Михаил Матвеевич Иванов (1748–1823). Многое в его пейзажах связано с местами путешествий Екатерины (Белоруссия, Новгородская губерния). В нашей иерархии перспективного и ландшафтного пейзажа творчество Михаила Иванова стоит особняком, поскольку в большинстве его работ пейзаж является лишь составной частью батальных сцен, и здесь мы, собственно, переходим к вопросу развития батального жанра живописи второй половины XVIII в.

О самостоятельном батальном жанре второй половины столетия говорить трудно: в иерархии родов живописи по И. Ф. Урванову он стоит после "исторического домашнего" и перед портретным. "Баталия вообще" была предметом забот исторического живописца. Но ведь пе случайно существовал термин "частная баталия", а в петровскую эпоху был и чисто батальный жанр: достаточно вспомнить зубовские "Гангут" или "Гренгам" либо многочисленные "осады" из "Книги Марсовой". Академический рескрипт Урванова поясняет, что историческая живопись "большого рода" включает в себя героические сражения и подвиги "великих государей и народов". Частная же баталия запечатлевает людей, коней, орудия, корабли, ландшафт, морской или сухопутный, – все то, что сохранила память художника в сражении, включая и выражение лиц сражающихся как в нападении, так и в защите. Вообще объяснение термина "частная баталия" очень расплывчато, а иногда вызывает недоумение – достаточно процитировать хотя бы такую фразу из трактата Урванова: "Сюда ж принадлежит движение лошадей и шорох их".

Екатерининское время ознаменовано многими победами в Русско-турецкой войне, а батальных картин по непонятным причинам в общем корпусе произведений искусства этой эпохи чрезвычайно мало, или они написаны иностранными мастерами (например, о Чесменской битве). Михаил Иванов занимает здесь, как уже отмечалось, особое место. Работая в основном в акварели, он помимо чистого пейзажа создал "полубаталии", или "полупейзажи". Служа в штабе светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического, будучи очевидцем военных операций в походах Дунайской армии, он создал монументальные акварели, всегда достоверно реалистические, изображающие места, города, крепости, за которые только что шло сражение ("Штурм Измаила", 1788, ГРМ). Его композиции, как правило, панорамны, развернуты по горизонтали; в них "смешались в кучу" кони и люди, земля и вода, пламя и камни ("Взятие крепости Измаил 11 декабря 1790 года", акварель, ГРМ). Как отмечают исследователи, ритм, динамика, сложные ракурсы его пейзажей и баталий являют связь с искусством барокко, с плафонной барочной живописью, а в панорамных батальных сценах ощущается и нечто общее с трехчастной, растянутой по горизонтали композицией гравюр Алексея Зубова. Совмещение "видописи" с баталией – это, по сути, старая петровская традиция. В 1790-е гг. Иванов создает свою замечательную акварель, вполне классицистическую по стилю, тяготеющую к законам "картинности", к языку масляной живописи: "Российская эскадра под командованием Федора Ушакова, идущая Константинопольским проливом" (1799, ГРМ).

Точно отвечая требованиям "частной баталии", исполнен диптих, посвященный памяти Г. А. Потемкина: левая часть представляет генерал-фельдмаршала на гарцующем коне, а правая – кавалерийский отряд во главе с трубачом. Обе сцены представлены на набережной Невы (бумага, акварель; ГРМ; сотрудники музея предполагают, что это был не диптих, а триптих, но средняя часть утеряна). Одно из последних произведений Иванова – "Переход русских войск через Альпы" ("Переход Суворова через Альпы"), поражающее удивительно тонкими тональными градациями. Но по технике (бистр, перо, кисть) это чисто графическое произведение, которое может быть отнесено к его богатому графическому наследию (см. § 15.7).

С 1800 г. Иванов являлся руководителем батального класса Академии художеств, с 1804 г., после смерти Семена Щедрина, возглавлял пейзажный класс. И к тому, и к другому он имел прямое отношение.