Банк как субъект противодействия преступлениям и правонарушениям, связанным с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем
Лишение преступника возможности владеть, пользоваться, распоряжаться денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступлений, является одним из наиболее эффективных методов борьбы с опасными формами организованной преступности.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее в данном параграфе соответственно – Закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ; отмывание преступных доходов) предоставил государству правовые и организационные возможности для предупреждения операций с денежными средствами или иным имуществом, добытым в результате преступной деятельности, а также для идентификации и розыска материальных ценностей, подлежащих изъятию. Одновременно указанный Закон расширил число организаций, обязанных участвовать в реализации мер противодействия "отмыванию" преступных доходов.
Субъектами указанной деятельности стали уполномоченный орган – Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), образованная Указом Президента РФ от 01.11.2001 № 1263, а также организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в первую очередь кредитные организации (банки)[1].
Росфинмониторинг – федеральный орган исполнительной власти, основными задачами которого являются сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию преступных доходов; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия отмыванию преступных доходов; направление информации о признаках выявленных преступлений в правоохранительные органы.
На банк Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ возложена обязанность сбора и передачи Росфинмониторинг первичной информации о сделках, вызывающих подозрение в их использовании в целях отмывания преступных доходов.
В рамках участия в противодействии отмыванию преступных доходов банк обязан осуществить следующие меры:
• самостоятельно организовать систему внутреннего контроля с учетом Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ и рекомендаций Банка России[2];
• отслеживать попытки отмывания преступных доходов в процессе банковских операций;
• идентифицировать лиц, совершающих подозрительные операции с денежными средствами или иным имуществом;
• документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган в порядке, установленном Банком России[3], сведения об операциях, вызывающих подозрение в отмывании преступных доходов, и о причастных к ним лицах;
• обеспечивать конфиденциальность функционирования системы внутреннего контроля, а также защиту собранной информации от несанкционированного доступа посторонних в процессе ее хранения и передачи в уполномоченный орган.
Собранные банком материалы предназначены для возможной реализации в уголовно-судебной сфере. Они могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.
Невыполнение банком требований законодательства в области противодействия отмыванию преступных доходов может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии на совершение банковских операций. Лица из числа персонала банка, виновные в нарушении Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствия с законодательством РФ.
Основные формы и методы участия банка в обеспечении собственной безопасности:
• выполнение требований безопасности, связанных с созданием и функционированием банка;
• выполнение мер предупреждения и выявления противоправных посягательств на интересы банка, осуществляемых в рамках нормативно-правовой, организационной и криминалистической деятельности;
• участие в преследовании лиц, посягающих на интересы банка, и возмещении причиненного ими ущерба.
Основные формы и методы участия банка в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
• выполнение функций организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
• создание и организация деятельности системы внутреннего контроля банка;
• осуществление деятельности по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с денежными средствами или иным имуществом, с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
• направление сведений, выявленных системой внутреннего контроля, в уполномоченный орган;
• выполнение запросов уполномоченного органа о получении дополнительной информации относительно сведений, выявленных системой внутреннего контроля.
Основные формы и методы участия банка в противодействии правонарушениям в области валютного регулирования:
• выполнение функций агента валютного контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
• осуществление контроля за соответствием совершающихся в банке валютных операций валютному законодательству;
• передача органу валютного контроля информации о выявленных фактах нарушения валютного законодательства (операциях и причастных к ним лицам);
• отказ от совершения операции или открытия счета в целях предупреждения нарушения валютного законодательства.