Банк развития

В соответствии Законом о банке развития "банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией. Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

В связи с изложенным в литературе выделены признаки государственной корпорации как самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица:

– единственно возможным учредителем государственной корпорации является Российская Федерация, что предполагает специальный порядок ее создания;

– отсутствие учредительных документов государственной корпорации (роль этих документов выполняет федеральный закон);

– цели создания имеют некоммерческий характер и предполагают в том числе осуществление ряда управленческих (публичных) функций, характерных для органов государственной власти;

– неприменение к государственной корпорации ряда норм гражданского законодательства, регламентирующего статус юридических лиц;

– формирование высших органов управления государственной корпорации и назначение ее единоличного исполнительного органа государством;

– унитарное устройство с одновременным присутствием черт, свойственным корпоративным организациям;

– специфическое ОГЛАВЛЕНИЕ вещного права, лежащего в основе имущественной обособленности. Данное право не может квалифицироваться как право собственности. По своему характеру право государственной корпорации на принадлежащее ей имущество наиболее близко к праву оперативного управления;

– исключение возможности признания государственной корпорации несостоятельной (банкротом)[1].

Посмотрим, как перечисленные признаки находят свое проявление в банке развития.

В соответствии со ст. 3 Закона о банке развития Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной названным Законом деятельности по реализации проектов в России и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Внешэкономбанк вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению указанных целей, и соответствующую этим целям. Прибыль Внешэкономбанка, полученная по результатам его деятельности, направляется в фонды Внешэкономбанка и используется исключительно для достижения перечисленных целей.

Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:

– осуществляет финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций;

– выпускает облигации и иные ценные бумаги;

– организует привлечение займов и кредитов и привлекает займы и кредиты, в том числе на финансовых рынках;

– приобретает доли (акции, паи) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;

– осуществляет права и исполняет обязанности агента валютного контроля, установленные для уполномоченных банков;

– выдает поручительства юридическим лицам за третьих лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей);

– приобретает у третьих лиц права требования исполнения обязательств в денежной форме и выпускает эмиссионные ценные бумаги, обеспеченные указанными требованиями;

– осуществляет страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков[2];

– участвует в сделках, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентной ставки и уровня инфляции, в целях снижения рисков но осуществляемым операциям;

– участвует в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг);

– участвует в реализации проектов по созданию объектов инфраструктуры особых экономических зон и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования этих зон, а также в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства;

– осуществляет лизинговые операции;

– осуществляет банковское обслуживание бюджетных кредитов в случае, если эти кредиты предоставляются в целях поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций, в том числе при сооружении объектов за рубежом и осуществлении поставок комплектного оборудования, выдачу банковских гарантий при участии российских организаций в международных торгах и реализации заключенных экспортных контрактов;

– организует и проводит экспертизу инвестиционных проектов и проектов экспортных контрактов российских экспортеров, включая организацию экспертизы инженерно-технических решений;

– участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку указанных субъектов;

– контролирует соблюдение юридическими лицами требований, предусмотренных условиями проектов, реализуемых с участием Внешэкономбанка;

– взаимодействует с международными организациями развития, корпорациями и институтами развития зарубежных стран и принимает участие в реализации международными организациями развития проектов на территории РФ;

– участвует в ассоциациях, союзах и иных некоммерческих организациях, которые создаются в России и за рубежом и целью деятельности которых является содействие экономическому развитию и инвестициям;

– создает филиалы и открывает представительства, а также создает юридические лица на территории РФ и за рубежом;

– участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций, включая предоставление государственных гарантий российским экспортерам промышленной продукции (товаров, работ, услуг), российским и иностранным банкам, кредитующим российских экспортеров, иностранных импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при осуществлении экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг);

– участвует в выполнении операций по учету использования, обслуживанию и погашению государственных кредитов и займов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам, иностранными государствами – Российской Федерации, и совершает международные расчеты по таким кредитам и займам;

– осуществляет работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и иных видов конфиденциальной информации, и обеспечивает защиту таких сведений.

При выполнении своих функций Внешэкономбанк осуществляет следующие банковские операции:

1) привлекает во вклады денежные средства юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;

2) открывает и ведет банковские счета юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, корреспондентские счета в Банке России, кредитных организациях на территории РФ, иностранных банках и международных расчетно-клиринговых центрах;

3) размещает указанные в п. 1 привлеченные средства от своего имени и за свой счет;

4) осуществляет расчеты по поручению юридических лиц, в том числе участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, включая банки-корреспонденты, по их банковским счетам;

5) осуществляет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

6) осуществляет инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;

7) выдает банковские гарантии юридическим лицам, участвующим в реализации проектов Внешэкономбанка.

Кроме того, на основании ст. 21 Закона о банке развития Внешэкономбанк осуществляет функции по обслуживанию банковских вкладов и ведению банковских счетов физических лиц в случае, если они были открыты в Банке внешнеэкономической деятельности СССР до даты его реорганизации в соответствии со ст. 17 названного Закона. Внешэкономбанк не имеет права привлекать во вклады денежные средства физических лиц, а также зачислять дополнительные денежные средства на счета физических лиц, с которыми был заключен договор банковского счета (вклада), за исключением процентов.

В целях реализации проектов Внешэкономбанка, обеспечения собственной ликвидности и управления рисками Внешэкономбанк осуществляет на рынке ценных бумаг дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, а также осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Законодательство о банках и банковской деятельности распространяется на деятельность Внешэкономбанка в части, не противоречащей Закону о банке развития, и с учетом установленных этим Законом особенностей. На Внешэкономбанк не распространяются положения законодательства о банках и банковской деятельности, регулирующие порядок:

– государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций;

– ликвидации или реорганизации кредитных организаций;

– предоставления информации о деятельности кредитных организаций;

– осуществления отдельных видов банковских операций и сделок в случае противоречия порядка, установленного

законодательством о банках и банковской деятельности, Закону о банке развития;

– обеспечения требований устойчивости и финансовой надежности кредитных организаций, соблюдения иных обязательных требований и нормативов.

К отношениям, возникающим при осуществлении Внешэкономбанком возложенных на него функций, применяются положения ГК, установленные для кредитных организаций (банков). На Внешэкономбанк не распространяются положения, установленные п. 3, 5, 7, 10 и 14 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

Основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий устанавливаются в Меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка, утверждаемом Правительством РФ[3].

Имущество Внешэкономбанка формируется за счет имущества, полученного в результате реорганизации Банка внешнеэкономической деятельности СССР, имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Внешэкономбанка, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений. Внешэкономбанк не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Внешэкономбанка. Внешэкономбанк использует свое имущество исключительно для достижения целей, ради которых он создан.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Внешэкономбанка, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Правительство РФ:

– назначает на должность и освобождает от должности членов наблюдательного совета Внешэкономбанка;

– утверждает положение о наблюдательном совете Внешэкономбанка[4];

– утверждает Меморандум;

– осуществляет иные функции, предусмотренные Законом о банке развития.

Внешэкономбанк может быть реорганизован или ликвидирован только на основании федерального закона, определяющего порядок и сроки реорганизации или ликвидации и порядок использования имущества Внешэкономбанка. К процедуре ликвидации Внешэкономбанка не применяются правила, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В связи с изложенным в литературе сделан вывод о том, что государственные корпорации (прежде всего банк развития и АСВ) являются юридическими лицами публичного права наряду с министерствами, федеральными службам и агентствами. Они выполняют схожие функции, хотя государственные корпорации и не отнесены к органам исполнительной власти[5].