Лекция 19. Банк международных расчетов (БМР) — Bank for International Settlements (BIS)

Банк международных расчетов (БМР) — это межправительственная финансовая организация, основанная в 1930 г. для помощи и координации в осуществлении репарационных платежей между национальными центральными банками после Первой мировой войны. Интересно, что хотя вскоре после начала работы банка был объявлен мораторий на репарационные платежи, он продолжал осуществлять международные финансовые операции и постепенно превратился в "банк центральных банков" европейских стран (ОЭСР).

Этот банк в настоящее время играет видную роль в регулировании деятельности банковских институтов. БМР не входит в систему Бреттон-Вудских учреждений; он создан как межгосударственный банк, совмещающий проведение коммерческих операций для центральных банков ряда западноевропейских стран с ролью организатора и участника золотовалютного сотрудничества на международном уровне. С тех пор его функции значительно изменились и стали более разнообразными, распространившись на все страны — участницы ОЭСР. Банк тесно взаимодействует с центральными банками при проведении международных финансовых операций, а также в политике валютных курсов. Фактически банк превратился в важный вспомогательный орган системы международных учреждений глобального характера (МВФ), регулируя, в частности, правила для коммерческих банков, имеющих статус международных банков.

Создание МВФ после Бреттон-Вудской конференции 1944 г. ограничило дальнейшее расширение международной роли и деятельности БМР. Его новая экспансия началась в 1970—1980-е гг. и связана, в частности, с быстрым ростом в США использования соглашений о свопах (swap arrangements) для финансирования дефицита платежного баланса, и в особенности с резким возрастанием роли евровалюты в международных финансах. БМР стал оказывать значительное влияние на координацию деятельности центральных банков стран ОЭСР, управление валютными резервами и инвестициями; он также играл роль агента Европейского фонда валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund) и Комитета управляющих центральными банками стран-членов соглашения ЕОУС (European coal and steel community). Совет директоров БМР до недавних изменений состоял из управляющих центральными банками Бельгии, ФРГ, Италии, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании, США, а также шести руководителей отраслевых подразделений банков (торговли, финансов и промышленности).

Руководство

Управление банком осуществляет совет директоров, в состав которого входят управляющие пяти центральных банков-учредителей, каждый из которых вводит в совет одного представителя от финансовых, промышленных или торговых кругов своей страны. Должности членов совета директоров не могут быть заняты членами правительств, законодательных органов или государственными служащими, за исключением управляющих центральных банков.

Председатель совета, его заместитель и президент БМР избираются из числа членов совета на срок не более трех лет. Аппарат БМР включает в себя: Банковское (операционное) управление, Валютно-экономическое управление и Секретариат. Являясь межгосударственным институтом, БМР функционирует на коммерческой основе как акционерное общество, выплачивающее дивиденды на акции. С 1960-х гг. БМР стал центром множества различных соглашений по поддержанию европейской валютной системы, а с 1970-х гг. выступал держателем средств Европейского фонда валютного сотрудничества; он участвует в расчетах, связанных с поддержкой курсов валют, входящих в Европейскую валютную систему (ЕВС).

Непосредственно регулирующей деятельностью БМР занимается его автономное подразделение — Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН). В частности, он определяет главные критерии международных коммерческих банков. Во-первых, банки, подпадающие под статус международного банка (МБ), ограничиваются в плане осуществления высокорискованных финансовых операций на международных рынках капиталов. Например, если раньше МБ могли свободно инвестировать в акции или нефть, то ныне эта практика фактически запрещена. Соответствующие структуры банков (proprietary trades), занимающиеся такого рода операциями в МБ, подлежат ликвидации. Во-вторых, МБ запрещается иметь собственные хедж-фонды. Именно они обвинялись в спекулятивной деятельности, что способствовали глобализации финансово- экономического кризиса 2008—2010 гг. В-третьих, увеличивается резервный фонд международных банков, введен ряд иных измерителей надежности банков.