Банк международных расчетов (БМР)
Банк международных расчетов (БМР) (англ. Bank for International Settlements (BIS)) – международная валютно-кредитная организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных платежей и расчетов. БМР является старейшей международной организацией в области международного валютно-финансового сотрудничества, а также центром экономических и денежно-кредитных исследований.
Банк международных расчетов был создан в 1930 г. на основе Гаагского соглашения центральных (национальных) банков шести государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции и Японии) и конвенции этих стран с Швейцарией, где и расположен БМР (г. Базель).
С одной стороны, юридически БМР имеет структуру акционерной компании, а с другой – он учрежден как международная организация, деятельность которой регулируется международным правом и пользуется привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения своих функций. Банк не является субъектом ни швейцарского федерального банковского законодательства, ни положений швейцарского законодательства о компаниях.
К функциям БМР ст. 3 Устава БМР относит:
• содействие развитию сотрудничества между центральными (национальными) банками;
• создание новых возможностей для поведения международных валютно-кредитных и финансовых операций;
• деятельность в качестве доверенного лица или агента при проведении международных платежных операций, переданных ему на основании договоров со сторонами-участницами.
Выполняя означенные функции, БМР играет важную роль:
1) в организации и осуществлении платежных соглашений европейских стран (1947–1958 гг.);
2) выработке коллективных мер по преодолению спекулятивных атак на мировом валютном рынке (1960–1971 гг.);
3) координации мер по обмену информацией о валютных рынках и валютной интервенции, интервенции на рынках золота в рамках Золотого пула (1961–1968 гг.) с целью укрепления доверия к доллару;
4) обсуждении проблем евровалютного рынка, совершенствовании банковского надзора.
Выступая в качестве доверенного лица, агента или банка-депозитария по международным займам (например, по займам Европейского объединения угля и стали), БМР выполнял функцию банка-агента по соглашению о многосторонних платежах (1947–1950 гг.), Европейскому платежному союзу (1950–1958 гг.), Европейскому валютному соглашению (1959–1972 гг.), Соглашению о валютных гарантиях (1973–1978 гг.) в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского фонда валютного сотрудничества (1979–1993 гг.).
С октября 1986 г. БМР выступает банком-агентом по клиринговым расчетам частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных на евро с 1999 г. В связи с кризисом внешней задолженности развивающихся стран БМР стал осуществлять с 1982 г. новую функцию – предоставлять промежуточные кредиты под гарантию центрального банка странам, ожидающим кредитования МВФ, а также управлять и инвестировать кредитное обеспечение в пользу держателей долгосрочных (15–30 лет) долларовых облигаций, выпущенных Бразилией в соответствии с соглашением об изменении графика погашения ее внешней задолженности.
Будучи "банком центральных банков", БМР выполняет широкий круг банковских операций, помогая клиентам управлять валютными ресурсами и инвестировать их (табл. 19.1).
Таблица 19.1
Центральные банки – члены БМР
Банк Алжира |
Центральный банк Республики Австрия |
Резервный банк Австралии |
Центральный банк Боснии и Герцеговины |
Национальный банк Бельгии |
Национальный банк Болгарии |
Центральный банк Бразилии |
Центральный банк Чили |
Банк Канады |
Национальный банк Хорватии |
Народный банк Китая |
Национальный банк Дании |
Чешский национальный банк |
Европейский центральный банк |
Банк Эстонии |
Банк Франции |
Банк Финляндии |
Банк Греции |
Немецкий федеральный банк |
Банк Magyar Nemzeti (Венгрия) |
Служба валютного контроля и регулирования денежного обращения Гонконга |
Резервный банк Индии |
Центральный банк Исландии |
Центральный банк Ирландии |
Банк Индонезии |
Банк Италии |
Банк Израиля |
Банк Кореи |
Банк Японии |
Банк Литвы |
Банк Латвии |
Банк Мексики |
Национальный банк Республики Македония |
Резервный банк Новой Зеландии |
Центральный банк Малайзии |
Центральный банк Филиппин |
Банк Нидерландов |
Национальный банк Польши |
Центральный банк Норвегии |
Национальный банк Румынии |
Банк Португалии |
Национальный банк Сербии |
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) |
Национальный банк Словакии |
Агентство по денежно-кредитному регулированию Саудовской Аравии |
Резервный банк Южной Африки |
Служба денежно-кредитного регулирования Сингапура |
Швейцарский национальный банк |
Банк Словении |
Банк Таиланда |
Банк Испании |
Банк Англии |
Национальный банк Швеции |
Совет управляющих ФРС США |
Центральный банк Республики Турция |
Центральный банк Аргентины |
В числе таких операций: депозитно-ссудные операции; купля-продажа и хранение золота, операции с валютами и ценными бумагами; операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота и др.).
Ресурсы БМР состоят в основном из депозитов центральных банков, которые он использует для проведения кредитных операций и инвестиций в золото и коммерческие бумаги. БМР покупает и продает золото с последующей поставкой; в частности, приобретает золото у центрального банка в одной стране, дополняя эту операцию поставкой золота в кредит этого же банка в другой стране, что избавляет банки от затрат на физическое перемещение золота. БМР также работает и на валютном рынке.
Кредитные операции БМР могут быть в форме свопов с золотом, кредитов, обеспеченных золотом, или легко реализуемых на рынке краткосрочных ценных бумаг, кредитов под золото или размещенных в БМР валютных депозитов на ту же сумму и с теми же сроками погашения, необеспеченных кредитов в форме авансов или депозитов и кредитов на условиях "стэнд-бай". Кроме того, применяются различные сочетания указанных выше видов кредита.
В области валютных операций БМР является участником соглашения ФРС об операциях своп. Однако БМР не имеет права предоставлять ссуды правительствам и открывать им определенные виды счетов. Также не разрешаются операции с недвижимостью. При проведении банковских операций БМР должен гарантировать, что его действия не противоречат денежно-кредитной политике центрального банка-клиента.
БМР периодически организует совещания экспертов для анализа экономических, валютных и других вопросов, представляющих интерес для центральных банков. Он проводит исследования в области денежной и валютной политики и теории. На БМР возложена обязанность по наблюдению за международными финансовыми рынками, созданию банков данных для центральных банков стран "Группы 10-ти" и Швейцарии, а также по подготовке статистического обзора мирового банковского дела. G10 состоит из Бельгии, Канады, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, США и Западной Германии. Швейцария принимает в ней участие.
Провозглашая денежно-кредитную и финансовую стабильность как ключевую задачу своей деятельности, БМР организовал ряд комитетов для проведения совместных совещаний представителей центральных (национальных) банков и иных органов регулирования (рис. 19.1).
Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision. Интернациональный характер банковской деятельности создает возможность ее выведения (в определенной мере) из-под контроля национальных органов банковского надзора. В связи с этим возникла объективная необходимость в координации усилий надзорных органов различных государств по регулированию банковской деятельности и созданию международной системы банковского надзора. Процесс объединения усилий отдельных государств в этом вопросе принимает самые разнообразные формы: от простого обмена информацией до выработки унифицированных требований к деятельности банков. Еще в 1925 г. из представителей органов банковского надзора Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии была создана первая международная организация по вопросам банковского надзора – Скандинавская группа банковского надзора, с конкретной целью обмена опытом надзора за банками государств – участников данной группы.
Рис. 19.1. Организационная структура Банка международных расчетов
В наши дни наиболее известной и авторитетной международной организацией в области банковского надзора является Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН), созданный под эгидой Банка международных расчетов в 1974 г. Свое название комитет получил по месту нахождения постоянно действующего секретариата. Комитет был учрежден председателями центральных (национальных) банков стран G10, после событий на международном валютном и банковском рынках, в частности, после банкротства западногерманского банка "Герштатт" (Bankhaus Herstatt).
В настоящее время членами БКБН являются представители центральных (национальных) банков и органов финансового регулирования стран G10, а также Люксембурга, Испании, Австралии, Бразилии, Китая, Индии, Кореи, Мексики и России. Европейская комиссия принимает участие в работе Комитета на правах наблюдателя. БКБН собирается 4 раза в год и отчитывается перед руководством центральных банков и руководителями ведомств по вопросам контроля за банковской деятельностью десяти крупнейших промышленно развитых стран и активно сотрудничает со странами, не являющимися его членами.
Одной из главных задач БКБН в первые годы его деятельности было установление и укрепление сотрудничества между органами банковского надзора государств-учредителей в целях осуществления адекватного надзора за деятельностью крупных банков, чьи головные офисы размещены на территории этих государств. Члены БКБН ставили перед собой задачу добиться создания системы падежного и всеобъемлющего банковского надзора в международном масштабе.
В 1983 г. был подготовлен доклад "Принципы по надзору за банками иностранного происхождения" (Principles for the Supervision of Banks' Foreign Establishments), которые устанавливали порядок разделения ответственности по надзору за деятельностью иностранных филиалов, дочерних и совместных банков между органами банковского надзора страны происхождения банка и принимающей стороны. На этом этапе происходило формирование системы обмена информацией между членами БКБН, что, в свою очередь, позволяло: хорошо ориентироваться в обстановке, складывающейся на банковских рынках, правильно оценивать ее; изучать требования, предъявляемые к банкам в других странах; приспосабливать собственную практику банковского надзора к новым тенденциям, имеющим место на рынке банковских услуг.
Другим важным направлением деятельности Комитета стало рассмотрение вопросов, связанных с достаточностью (адекватностью) банковского капитала. В начале 1980-х гг. БКБН принял решение о необходимости осуществления мероприятий по приостановлению "эрозии" или "разрушения" капитала, а также по использованию единых методов оценки достаточности капитала. Результатом данной работы стало издание Базельского соглашения по капиталу (Basle Capital Accord). Соглашение вступило в силу в 1988 г., а к концу 1992 г. все государства – члены комитета должны были в полном объеме применять его положения. Со временем Базельскую методику оценки достаточности капитала стали повсеместно использовать и страны, не являющиеся членами БКБН.
БКБН не наделен какими-либо формальными наднациональными полномочиями. Формулируя свои предложения, разрабатывая стандарты, он делает ставку на заинтересованность самих государств в создании надежной и эффективной системы банковского надзора. Обозначая общие подходы и намечая контуры регламентации деятельности банков, комитет предоставляет государствам право самостоятельно принимать решение об использовании рекомендаций и внедрении их в той или иной мере в собственную практику. Более того, для стран с переходной экономикой и не имеющих большого опыта ведения банковского бизнеса, рекомендации комитета принципиально важны и являются своего рода руководством к действию.
Позднее в деятельности БКБН сформировалось еще одно направление: он приступил к разработке минимальных стандартов, призванных регламентировать различные аспекты банковской практики, в целях уменьшения вероятности возникновения кризисных ситуаций у отдельных банков и снижения системного риска банковской системы в целом. Разработка директив и рекомендаций осуществляется в сотрудничестве с банками и органами регулирования всего мира и поэтому они используются не только в государствах – участниках комитета. В этом отношении, комитет более всего известен разработкой международных стандартов достаточности капитала, основных принципов эффективного банковского надзора и соглашения по трансграничному банковскому надзору (Базель, II, III).
На протяжении ряда лет комитет тесно сотрудничает с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organization of Secccurities Commissions – IOSCO) и Международной ассоциацией страхового надзора (International Association of Insurance Supervisors). С 1995 г. был опубликован ряд совместных докладов по управлению, составлению отчетности и раскрытию информации по операциям с производными финансовыми инструментами (деривативами), осуществляемыми банками и компаниями, специализирующимися на операциях с ценными бумагами. В последнее время особое внимание комитетом было уделено разработке "Основных принципов эффективного банковского надзора" ( Core Principles for Effective Banking Supervision). Финансовые проблемы, а также банкротства ряда банков, заставили БКБН ускорить подготовку данного документа, а проблема финансовой стабильности все чаще стала звучать как проблема международного характера.
Новый пакет международных банковских нормативов Базель III предусматривает последовательное ужесточение минимальных требований к достаточности капитала банков. Постепенный переход на новые стандарты должен начаться в январе 2013 г., а к 2019 г. банки должны будут привести свои капитальные параметры в полное соответствие с Базелем III.
Базель III представляет совокупность новых правил, которые подготовил БКБН, чтобы усилить регулирование, надзор и управление рисками в банковском секторе. Эти меры должны содействовать:
1) возрастанию способности банковского сектора выдерживать потрясения финансового и экономического характера:
2) улучшению управления рисками и корпоративного управления в банках;
3) повышению прозрачности и раскрытия информации банками.
Предметом реформы является регулирование как на уровне отдельных банков (микропруденциальное регулирование, которое призвано повысить устойчивость конкретных банковских учреждений), так и на уровне всего банковского сектора (макропруденциальное регулирование, направленное на риски финансовой системы в целом, учитывающее циклический характер проявления системных рисков). Эти два подхода к надзору дополняют друг друга, поскольку стабильность на уровне конкретного банка уменьшает риск потрясений системы в целом.
Одобрение норм Базеля III вовсе не означает отказа от внедрения норм Базеля И: эти новые стандарты будут вводиться параллельно. Причем Базель III будет вводиться странами – участницами БКБН постепенно в течение установленного переходного периода.
Комитет по платежным и расчетным системам (Committee on Payment and Settlement Systems). В 1990 r. G10 создала Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (КПРС). Это один из пяти постоянно действующих при БМР комитетов центральных банков.
Являясь специализированной структурой в рамках деятельности Банка международных расчетов, Комитет по платежным и расчетным системам (КПРС) вносит свой вклад в усиление развития финансового рынка, поддерживая надежные и эффективные платежные и расчетные системы.
КПРС представляет собой структуру, разрабатывающую стандарты деятельности платежных и расчетных систем по ценным бумагам. Комитет также является площадкой для активного диалога между центральными банками, оказывающей содействие в области мониторинга и анализа динамики внутренних платежей, функционирования клиринговых и расчетных систем, а также трансграничных и мультивалютных расчетных механизмов.
Члены КПРС собираются 3 раза в год (февраль/март, май/июнь, октябрь/ноябрь), обычно в Базеле. Рабочие группы представляют доклады о проделанных и намеченных работах (анализах, исследованиях), а также обсуждают ключевые проблемы платежей и расчетов.
Основными целями КПРС являются:
– идентификация систем, финансовых учреждений и провайдеров технологических услуг, имеющих важное значение для глобальной платежной системы;
– пересмотр и при необходимости принятие международных стандартов;
– международное сотрудничество, направленное на создание надежных механизмов управления риском ликвидности и операционным риском в платежных системах, имеющих глобальное значение и подпадающих под наблюдение различных государственных органов разных стран.
В центре внимания КПРС находятся следующие вопросы:
– анализ развития и новых разработок в сфере платежных инструментов, платежных, клиринговых и расчетных услуг;
– риски и эффективность платежных и клиринговых систем, систем расчета по ценным бумагам – установление стандартов;
– различные роли центральных банков в платежных системах и значение для политики центральных банков;
– международный контекст – сотрудничество с международными финансовыми институтами.
Основную часть публикаций КПРС составляют аналитические отчеты, в том числе по вопросам развития платежных систем, в том числе вопросы функционирования систем валовых расчетов в реальном времени (систем RTGS), и систем расчета по ценным бумагам и производных финансовых инструментов. Сегодня основными направлениями деятельности КПРС являются: 1) деятельность по установлению стандартов; 2) подготовка аналитических и стратегических отчетов; 3) подготовка сборника "Платежные, клиринговые и расчетные системы в отдельных странах", широко известного как "Красная книга" в целях ознакомления международной общественности с функционированием и реформированием платежных систем. В рамках деятельности по установлению стандартов КПРС опубликовал:
1) КПРС, Ключевые принципы для системно значимых платежных систем, январь 2001 г. (CPSS, Core Principles for systemically important payment systems, January 2001);
2) КПРС/МОКЦБ, Рекомендации для систем расчета по ценным бумагам, ноябрь 2001 г. (CPSS/IOSCO, Recommendations for securities settlement systems, November 2001);
3) КПРС/МОКЦБ, Методология оценки – приложение к Рекомендациям для систем расчета по ценным бумагам, ноябрь 2002 г. (CPSS/IOSCO, Assessment methodology for Recommendations for securities settlement systems, November 2002);
4) КПРС/МОКЦБ, Рекомендации для центральных контрагентов, ноябрь 2004 г. (CPSS/IOSCO, Recommendations for Centred Counterparties, November 2004);
5) КПРС/МОКЦБ, Консультативный доклад "Принципы для инфраструктур финансового рынка", март 2011 г. (CPSS/IOSCO, Principles for financial market infrastructures, March 2011);
6) Аналитические и стратегические отчеты КПРС:
КПРС, Роль денег центральных банков в платежных системах, август 2003 г. (CPSS, The role of Central Bank money inpayment systems, August 2003);
КПРС, Новые разработки в платежных системах для крупных сумм, май 2005 г. (CPSS, New developments in large-value payment systems, May 2005);
КПРС, Прогресс в снижении риска конверсионных операций, май 2008 г. (CPSS, Progress in reducing foreign exchange settlement risk, May 2008).
Сборник "Платежные, клиринговые и расчетные системы в отдельных странах" (в частности, "Платежные, клиринговые и расчетные системы в России" (Payment, clewing and settlement systems in Russia (Red Book)) освещает положение с платежными и расчетными системами в странах, входящих и не входящих в КПРС, и содержит статистику их платежных и расчетных систем.
В июле 2009 г. было принято решение о вступлении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в состав членов Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов.
Решение о расширении состава участников КПРС обусловлено растущей взаимозависимостью элементов инфраструктуры финансового рынка и их влиянием на финансовую стабильность. Это отражает возрастание значимости международного сотрудничества и обмена информацией между членами мирового сообщества органов наблюдения.
Одной из стратегических задач Банка России в условиях кризиса и активного развития процессов глобализации в области платежных и расчетных систем является создание условий для повышения бесперебойности и эффективности функционирования национальной платежной системы, а также оптимизация процессов ее взаимодействия с международными системами, в том числе при проведении трансграничных и мультивалютных операций.
Вступление в состав участников КПРС повысит возможности Банка России по внесению вклада в восстановление мировой и национальной финансовой стабильности посредством усовершенствования внутренней и глобальной платежной и расчетной инфраструктуры. Также оно будет способствовать поддержанию стандартов и практики наблюдения в соответствии с развитием рынка и ростом взаимозависимости различных инфраструктур мирового валютно-кредитного рынка.