Банкротство (несостоятельность) страховых компаний
Регулирование вопросов финансовой несостоятельности (банкротства) страховых компаний осуществляется на основании федеральных законов от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", где регулированию этих аспектов для страховых организаций посвящены специальные статьи.
Согласно ст. 2 закона "О несостоятельности (банкротстве)" несостоятельность (банкротство) - это "признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей".
Законом помимо общих положений и специальных-для финансовых организаций непосредственно в отношении страховых организаций установлены дополнительные требования и особенности в части:
- применения мер по предупреждению банкротства,
- определения признаков банкротства,
- осуществления функций временной администрации,
- прав требования страхователей и иных лиц,
- продажи имущественного комплекса,
- продажи и передачи страхового портфеля,
- очередности удовлетворения требований кредиторов,
- утверждения мирового соглашения.
Основаниями для применения мер по предупреждению банкротства определены неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок требования кредиторов. При наличии оснований и отсутствии признаков банкротства страховая организация в течение установленного срока обязана уведомить и предоставить в органы надзора план восстановления ее платежеспособности.
Орган надзора проводит анализ плана восстановления платежеспособности, на основании которого может провести выездную проверку деятельности страховой организации и принять решение о назначении (нецелесообразности) временной администрации. В законе закреплены порядок введения и прекращения деятельности временной администрации, ее состав, сроки деятельности, а также права и обязанности.
В случае выявления признаков банкротства на основании анализа плана восстановления платежеспособности или по итогам выездной проверки органы надзора вправе подать заявление о признании банкротом страховой организации.
Определение банкротом страховой организации основано также на выявлении хотя бы одного из установленных признаков, связанных с неисполнением и (или) невозможности исполнения обязательств, а также невыполнением плана по восстановлению платежеспособности в период деятельности временной администрации.
Делопроизводство о банкротстве страховой организации ведется арбитражном суде, правом на обращение в который с заявлением о признании банкротом страховой организации обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, временная администрация, профессиональное объединение и органы надзора. Кроме того органы надзора и профессиональное объединение страховщиков привлекаются к участию в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой компании банкротом открывается конкурсное производство и осуществляется процесс удовлетворения претензий кредиторов. В ходе конкурсного производства проводится продажа имущественного комплекса страховой компании, в том числе страхового портфеля. В этом случае удовлетворение требований кредиторов осуществляется в законодательно установленном порядке.
Правом первоочередного удовлетворения при банкротстве страховщика требования страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, а также требования, связанные с возмещением сумм компенсационных выплат.
Во вторую очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования; в третью очередь - требования пострадавших лиц и страхователей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью; в четвертую очередь - требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам страхования имущества.
В пятую очередь - требования иных кредиторов.
После погашения требований первой и второй очереди арбитражный суд вправе утвердить мировое соглашение, т.е. соглашение сторон о прекращении судебного спора и взаимных уступках.
Несмотря на развитие института банкротства (несостоятельности) страховой организации, многие аспекты антикризисного регулирования в страховой деятельности остаются недоработанными. В частности, не решенными остаются проблемы регулирования вопросов неудовлетворенных или неудовлетворенных частично претензий страхователей в связи с отсутствием компенсационного фонда. Удовлетворение требований кредиторов в случае банкротства страховой компании во многих странах осуществляется из средств специальных фондов, формируемых за счет целевых отчислений от полученных страховых премий. Гарантия компенсационных выплат при банкротстве страховой организации могла бы быть обеспечена по аналогии с системой страхования банковских депозитов. Серьезную проблему представляет собой отсутствие официальной методики оценки страхового портфеля при его передаче и продаже. В соответствии с современными тенденциями развития отечественного финансового рынка, свидетельствующими о межотраслевых слияниях и поглощениях, взаимопроникновении банковского, инвестиционного и страхового секторов требуется унификация как общих стандартов регулирования, так и в части антикризисного регулирования.