Банковское регулирование как основа банковскою надзора
В гл. 3 учебника рассматривался вопрос о том, как устроена денежно-кредитная система. Напомню, что Банк России – верхний уровень в двухуровневой банковской системе, и он является ее регулятором. Поэтому Банк России устанавливает определенные требования, и это часть банковского регулирования. Как уже говорилось, гл. X в Законе о Банке России называется: "Банковское регулирование и банковский надзор". И в названии не случайно дважды повторяется одно и то же слово "банковское", "банковский", потому что банковский надзор подчинен целям банковского регулирования. Смысл в расстановке акцентов. В том, что это нс обычный государственный надзор, а внутрисистемный надзор. Главное в нем – пруденциальный надзор. Банковский надзор потому и нужен, чтобы центральный банк отслеживал, прежде всего, соблюдение норм пруденциального регулирования. Потому что кредитные организации работают с чужими денежными средствами, что может создать финансовый кризис. Чтобы не происходили банковские кризисы, все кредитные организации объединены в регулируемую центральными банками систему. А банковский надзор .по инструмент такой системы.
Во-первых, надо различать банковский надзор в широком смысле слова, как банковский надзор над всей банковской системой страны. Во-вторых, следует различать понятие банковского регулирования, которое подчинено целям этого банковского надзора в широком смысле слова. Составная часть этого банковского регулирования – это пруденциальное регулирование (доктринальный термин банковского дела), предусмотренное нормами, которые установлены банковским законом и нормативными актами Банка России, целью которых является снижение банковских рисков. А риски возникают в деятельности кредитных организаций, когда они привлекают и размещают денежные ресурсы.
В третьих, надо различать банковский надзор как пруденциальный надзор, который непосредственно подчинен целям пруденциального регулирования.
Начиная с июля 2013 г. в Законе о Банке России появилось множество дополнительных норм, которые (по терминологии банковского дела) как раз и относятся к пруденциальному регулированию, хотя само понятие "пруденциальное регулирование" в гл. X Закона о Банке России не используется.
В ст. 72.1 Закона о Банке России (введена Федеральным законом от 02.07.2013 № 146-ФЗ) предусматривается, что Банк России устанавливает требования к банковским методикам управления рисками и моделям количественной оценки рисков, в том числе к качеству используемых в этих моделях данных, применяемых кредитными организациями, в банковских группах для целей оценки активов, расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) и иных обязательных нормативов.
Кредитная организация, головная кредитная организация банковской группы могут принять на себя обязанность по применению банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков в целях расчета обязательных нормативов. Но такие методики и модели применяются после выданного Банком России разрешения, порядок получения которого устанавливается Банком России.
Банку России в этом отношении теперь дается больше права регулирования рисков, потому что порядок оценки качества банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков устанавливается нормативными актами Банка России.
Банк России может отказать в выдаче такого разрешения, если по результатам проведенной Банком России оценки качества банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков они будут признаны не соответствующими требованиям Банка России.
Получив разрешение, кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп обязаны соблюдать банковские методики управления рисками и модели количественной оценки рисков.
Существенное изменение таких банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков допускается только на основании разрешения Банка России. Критерии существенности изменений устанавливаются Банком России.
В случае несоблюдения вышеуказанных методик управления рисками и моделей, на применение которых выдано разрешение Банка России, последний вправе в установленном им порядке потребовать соблюдения указанных банковских методик и моделей и (или) установить повышенные значения параметров риска, используемых для расчета достаточности капитала. Он также может применить меры, предусмотренные ч. 1, абз. 3 п. 2, п. 6 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России.
В случае прекращения соответствия банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков требованиям Банка России происходит следующее. Банк России вправе в установленном им порядке потребовать приведения указанных банковских методик и моделей в соответствие с требованиями Банка России и (или) установить повышенные значения параметров риска, используемых для расчета достаточности капитала, и (или) применить к кредитной организации меры воздействия. Такие меры предусмотрены ч. 1, абз. 3 п. 2, п. 6 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России.
В случае устранения или изменения оснований для установления повышенных значений параметров риска, Банк России принимает решение об их отмене. Об этом Банк России обязан уведомить кредитную организацию, головную кредитную организацию банковской группы в порядке, установленном Банком России.
При невыполнении кредитной организацией, головной кредитной организацией банковской группы направленных Банком России требований, Банк России имеет право отозвать в установленном им порядке разрешение на применение банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков для целей расчета достаточности капитала.