ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Последовавшая за октябрьскими событиями 1917 г. гражданская война привела к глубокому расколу российского общества и междоусобице. Острота борьбы достигла такого накала, что многие противники революции, участники Белого движения (от генералов до рядовых солдат) вынуждены были покинуть Россию. Массовый исход беженцев из России в Европу начался уже в январе - марте 1919 г. с уходом немцев с Украины и французов из Одессы и достиг подъема в 1920 г., когда войска Деникина и Врангеля покинули Новороссийск и Крым. К началу 1920-х гг. на восток, в китайский город Харбин устремились остатки армий Колчака, Каппеля, атамана Семенова. По далеко неполным сведениям всего после 1917 г. эмигрировало свыше 2 млн человек; вернулись не более 182 тыс. Именно в эти годы возникло понятие "российское зарубежье".

По словам поэтессы и критика Зинаиды Гиппиус, эмиграция, по сути, представляла собой Россию в миниатюре. Первые несколько лет этому способствовало ожидание скорого возвращения на родину. Мысль о том, что не следует терять время и надо готовить себя для дальнейшего служения России, уже тогда привела к возникновению русских школ и высших учебных заведений (Русский университет, Технический институт, Сельскохозяйственная школа в Праге). Выходили газеты, отражавшие весь спектр политических партий дореволюционной России, хотя преобладало, как это не покажется странным, либерально-демократическое направление. Объединяющую роль играла и Русская зарубежная церковь, вначале единая с Русской православной церковью, возглавляемой несгибаемым патриархом Тихоном, а в 1921 г. провозгласившая себя независимой (Карловацкий раскол). Вместе с тем, как справедливо указывает канадский исследователь Роберт Джонстон, роль церкви была во многом снижена, поскольку в памяти демократической интеллигенции сохранилось воспоминание о тесной связи духовенства и самодержавия и о почти всегда реакционной позиции церкви в общественных событиях дореволюционных лег2. Удалось сохранить за рубежом и российскую науку. Русские ученые внесли свой вклад в развитии экономики, химии, авиации, астрономии, медицины, антропологии, истории, филологии и особенно философии и богословия. Уже в 1922 г. высланная из России группа религиозных философов во главе с Н. А. Бердяевым создала в Берлине Свободную духовную и философскую академию. Труды С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Ф. А. Степуна, Л. И. Шестова, Л. П. Карсавина, П. А. Сорокина стали не только духовмой опорой русской интеллигенции за рубежом, но внесли вклад II мировую философскую науку.

Особую страницу русской и мировой культуры составляет русский зарубежный театр. Достаточно сказать, что за границей оказалась добрая половина труппы Московского художественного театра, в том числе М. П. Чехов. Эмигрантами были киноактер И. И. Мозжухин, великий Ф. И. Шаляпин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Сергей Лифарь, Михаил Фокин, композиторы С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский. Среди художников-эмигрантов были И. Е. Репин, К. А. Коровин, отец и сын Рерихи, 3. Е. Серебрякова, М. Ф. Ларионов.

И все же первое место по своей демократичности и влиянию па русское общество за рубежом занимала литература. За границей оказались, как уже отмечалось, не только писатели, но и двухмиллионная армия простых людей, значительную часть которой составляли люди образованные. Тем самым создавалась возможность для полноценного литературного процесса. Родину покинул цвет русской литературы: И. А. Бунин, А. Т. Аверченко, К. Д. Бальмонт, 3. Н. Гиппиус, Дон-Аминадо, Б. К. Зайцев, В. В. Иванов, А. И. Куприн, М. А. Осоргин, А. М. Ремизов, И. Северянин, А. Н. Толстой, Тэффи, И. С Шмелев, Саша Черный. И это не считая более молодых М. И. Цветаевой, М. А. Алданова, Г. В. Адамовича, Г. В. Иванова, В. Ф. Ходасевича.