Бангладеш
Бангладеш была колонией Великобритании в составе Британской Индии, с разделом которой на два государства в 1947 г. вошла в состав Пакистана под названием "Восточная Бенгалия", а в 1956 г. была переименована в Восточный Пакистан.
Территориальная оторванность от Западного Пакистана, а также этнические, языковые, политические и экономические различия между двумя частями государства привели к подъему национально-освободительного движения в Восточной Бенгалии. В декабре 1970 г. на выборах в Восточном Пакистане победила партия "Национальная лига" ("Лига свободы"), выступившая с программой предоставления Восточному Пакистану полной региональной автономии. Однако правительство Пакистана отказалось передать власть Национальной лиге в Восточном Пакистане. В ответ на всеобщую забастовку и массовые акции гражданского неповиновения правительство Пакистана 25 марта 1971 г. распустило Лигу свободы и ввело военное положение в Восточном Пакистане. Провозглашение 26 марта 1971 г. независимости Восточного Пакистана привело к войне. Вооруженная борьба против пакистанской армии при помощи Индии длилась до декабря 1971 г. и закончилась поражением центральных властей Пакистана. Образование государства Бангладеш было провозглашено 16 декабря 1971 г., а в 1972 г. принята конституция.
Военный переворот 15 августа 1975 г., в результате которого погиб "отец-основатель" Бангладеш Муджибур Рахман, повлек за собой целую серию путчей. В стране была отменена конституция и введено военное положение. Власть смог удержать герой войны за независимость генерал Зиаур Рахман, период правления которого был ознаменован экономическим ростом и относительной политической стабильностью. В 1980 г. в ходе неудачной попытки военного переворота 3. Рахман был убит. Вскоре после непродолжительного гражданского правления к власти пришел генерал X. М. Эршад, правивший в условиях военного положения. Новые парламентские выборы состоялись лишь в мае 1986 г., оппозиция отказывалась признавать правление X. М. Эршада легитимным и неоднократно организовывала крупные выступления, к участникам которых часто применялись репрессии.
В начале 1990-х гг. в стране была восстановлена многопартийная парламентская система, но политическую нестабильность, вызванную ожесточенной борьбой за власть между двумя крупнейшими партиями, долгое время не удавалось преодолеть. Перед выборами 2007 г., когда страна находилась в состоянии глубокого политического кризиса, военные взяли власть в свои руки и в течение двух лет провели в условиях чрезвычайного положения меры, направленные на борьбу с коррупцией и оздоровление политической жизни. В соответствии с ранее установленным графиком нормализации политической обстановки 30 декабря 2008 г. были проведены новые парламентские выборы.
Конституция Бангладеш была принята в 1972 г., и к настоящему моменту в нее внесено 14 поправок. Согласно конституции Бангладеш – унитарная республика с парламентской формой правления. Однопалатный парламент, которым является Национальная ассамблея ("Джатия Сангсад") состоит из 345 депутатов, включая 45 специально зарезервированных для депутатов- женщин мест, выборы на которые проводятся но одномандатным округам. Срок полномочий парламента – пять лет.
Исполнительную власть осуществляет Кабинет министров во главе с премьер-министром, который формирует кабинет и осуществляет управление государством. Хотя премьер-министр формально назначается Президентом Бангладеш, он должен представлять парламентское большинство.
Глава государства (президент) избирается парламентом на пять лет. Президентский пост является в основном церемониальным. Однако президентская власть значительно расширяется в моменты формирования Временного правительства, которое отвечает за проведение выборов и передачу власти. Офицеры Временного правительства обязательно должны быть беспартийными и назначаются па пост для исполнения своих обязанностей сроком на три месяца. Такой способ передачи власти был впервые в мире применен Бангладеш в 1991 г. в ходе выборов и закреплен 13-й поправкой к конституции в 1996 г.
Высший судебный орган страны – Верховный суд, судьи в который назначаются президентом страны. Судебные и правоохранительные органы развиты слабо. Разделение судебной и исполнительной власти завершилось к 1 октября 2007 г. Ожидалось, что в результате такого разделения судебная власть сможет стать беспристрастной и сильной. В основе законодательной системы лежит английское прецедентное право, за исключением законов, касающихся семьи, брака и наследования, которые заимствуются из религиозных традиций разных групп населения.