Балет
Является наиболее "эзотеричным" видом театра, так как пользуется сложным условным языком, переходящим от изобразительности к выразительности, с не данной явно и наглядно семантикой, требующей сложной интерпретации. К драматической и музыкальной составляющей здесь добавляется язык музыкальной пластики, но при этом исчезает слово, которое должно семантически компенсироваться иными средствами. Как и всякий танец, балет может сочетать танец "сюжетный", передающий определенные действия и состояние тех, кто вовлечен в них, и танец дивертисментного типа, не обладающий такой семантической насыщенностью. Дивертисменты часто образуют вставные эпизоды (ранее обычно служившие для заполнения технически необходимых перерывов). Спецификой балета является гармоническое единство музыки и пластики.
Оперетта традиционно считалась "легким жанром". Ее расцвет падает на вторую половину XIX в., особенно на культуру Франции, где оперетта вполне соответствовала вкусам и потребностям доминирующей в обществе буржуазии. Она предполагала легкость восприятия, веселость, развлекательность, наличие фривольно-эротических элементов (канкан, бывший ранее бытовым танцем и считавшийся непристойным, был введен в оперетту классиком этого жанра, Ж. Оффенбахом). Оффенбах использовал и пародийные возможности оперетты, адаптируя для нее античные мифологические сюжеты ("Орфей в аду" и др.). Благодаря открытости оперетты комическому содержанию она часто использовалась для создания социальной сатиры.
И оперетта, и даже опера порой находятся в пограничной зоне с эстрадным театром.
Литература
Текст художественной литературы состоит из особых словесных (вербальных) знаков, которые в некотором отношении выступают по отношению к другим как образцовые, хотя это не значит, что другие виды искусства знакового характера не имеют. Словесные знаки, во-первых, дискретны, достаточно четко членятся на более мелкие. Во-вторых, обладают вполне определенным значением, обычно закрепленным в словарях (значения лишены только элементарные составляющие - звуки, но в составе текста они получают добавочные значения, создавая, например, приятные или неприятные переживания, разного рода ассоциации - эвфония и какофония). Восприятие словесного текста растянуто во времени, но вполне допускает перерывы и повторные прочтения. Литература - искусство не зрелищное, если не считать редких случаев публичного исполнения художественных произведений и перевода драматургии в формат театрального спектакля. Еще со времен Аристотеля литературу принято делить на три крупных разновидности: эпос, лирику и драму. В первом преобладает повествовательное начало, во втором - монолог автора, в третьем - диалог. Объемы текста, его стихотворный или прозаический характер с этими подвидами литературы напрямую не связаны, ошибочно думать, что эпос - "длинная проза", а лирика - "короткое стихотворение". В литературе модернизма и авангарда, равно как и в постмодернизме, границы и этих трех видов, и большого числа более мелких жанров, на которые они распадаются, часто стираются с образованием сложных переходных форм. Для структуры литературного текста (особенно эпоса и драмы) важны фабула и сюжет.
Художественная фотография
Первоначально технология создания фотографического изображения была несовершенной и об эстетическом эффекте говорить не приходилось, но по мере совершенствования она не только стала видом искусства, но и постепенно вошла в состав изобразительных искусств наряду с графикой, живописью и скульптурой. Различие состоит лишь в иной технике создания изображения. Используя возможности техники фотосъемки, можно так же добиться индивидуально-авторского видения предмета, как и при привычной работе краской и кистью. В том случае, когда преследуется цель создания максимально точного изображения в нехудожественных целях, речь идет о технической фотографии, т.е. обычной технологии создания изображений.
Кинематограф первоначально не воспринимался как искусство, во всяком случае, серьезное, был забавным развлечением. Прогресс техники позволил ему выявить свои возможности. Хотя кинофильм напоминает движущуюся фотографию, на самом деле он ближе к спектаклю без вариаций (что стало особенно заметно, когда в кинематограф вошел звук, а совершенствование техники позволило сделать смену кадров более плавной и естественной). Однако помимо отсутствия вариативности (при каждом сеансе фильм повторяется полностью), кино радикально отличается от театра тем, что актер там не обязателен. Полноценный фильм может ограничиться показом вещей или, например, растений, причем речь здесь не обязательно идет о таком жанре, как научно-популярный кинематограф, использующийся в учебных и просветительных целях. Кроме того, в документальном фильме участвуют люди, не играющие роль, т.е. не являющиеся актерами. Еще одной важной особенностью фильма является монтаж. При создании фильма всегда отсеивается очень большая часть отснятого материала, а процесс совмещения оставшегося представляет собой сложное творчество, не похожее на выкладывание фотографий по хронологии изображенных на них событий. Использование кинотехники позволяет снимать в самых разных ракурсах, чего в театре достичь нельзя.
В кинематографе очень быстро стало выделяться элитарное кино, отмежевавшееся не только от развлекательного кинематографа, но и от простого реалистического кино. То, что он был освоен художниками-модернистами ("Андалузский пес" Л. Бунюэля и С. Дали), показало, насколько велики его возможности.
Фиксация на кинопленку театрального спектакля дает промежуточный жанр, именующийся "телеспектаклем" (поскольку такие записи часто транслировались по телеканалам). Этот жанр выявляет и такое отличие кинематографа от театра, как иное соотношение со зрителем. В театре актера почти никогда не наблюдают вплотную, что скрывает недостатки грима, заставляет говорить так, чтобы голос был слышен всем присутствующим. Киноактер находится в иных условиях. Кроме того, демонстрация фильма в кинотеатре - хотя и привычная, но не обязательная форма рецепции кинотекста. Домашний кинематограф стал возможен сразу же, как это позволила техника. Театр в домашние условия перенесен быть не может. Такой конкуренции с кинематографом современный театр часто не выдерживает, приверженцы театра все более становятся своеобразной замкнутой группой. Демонстрация кино по телевидению или Интернету позволила создавать сериалы подчас огромной длины, где связь отдельных сюжетных блоков порой бывает слабой и искусственной. Попытки разбивать театральное представление на несколько показов предпринимались (Р. Вагнер написал оперу именно с расчетом на демонстрацию в течение нескольких дней), но остались исключениями.
Телевидение считают подчас нереализованным видом искусства. Телевидение как средство трансляции (фильмов, спектаклей, новостных выпусков) искусством, конечно, не является. Трансляция фильма - только лишь домашний кинематограф, где телевидение выступает дополнительным техническим средством. Однако телережиссура может использовать сложный монтаж, а некоторые передачи достигают эстетического эффекта театральных постановок, при том что театр не обладает некоторыми возможностями телевидения. Сейчас традиционное телевидение вытесняется Интернетом, об эстетических возможностях которого можно говорить только предположительно, хотя они, безусловно, велики и могут привести к появлению новых жанров.
Эстрада многими авторами трактовалась двояко - как сниженный вариант театра и как развлекательное действо, не имеющее отношения к искусству вообще. Действительно, существование эстрадного театра как переходного жанра подкрепляет эту точку зрения. Эстрада характеризуется преобладанием развлекательной установки, ориентацией на широкие массы зрителя, а в семиотическом отношении - сравнительно слабой связностью (когезией) отдельных номеров. Именно поэтому для стирания разрывов между номерами требовался конферансье, функция которого - конферанс - часто сама становилась искусством. Действительно, эстрада далеко не всегда ориентирована на катартический эффект, но он и не является строго обязательным для искусства всегда. Возможность просто отдохнуть, посмеяться на не очень утонченные шутки тоже реализует рекреационную функцию искусства. Правильнее говорить, что эстрада находится на границе искусства и иных форм организации досуга.
Также на получение катарсиса не ориентирован и цирк, что подчас влекло сомнение в том, является ли он вообще искусством. Эстетика классического цирка строится на необычности: преодолении препятствий (акробатика, иллюзион) или дозволении тех форм поведения, которые в обычных условиях попали бы под запрет (клоунада). Во второй половине XX в. предпринимаются попытки создания нового цирка, принципиально новой цирковой эстетики. Даже брутальный комизм традиционной клоунады стал сменяться более тонкими и сложными трагикомическими решениями (например, Л. Енгибаров).
Декоративно-прикладное искусство и дизайн эстетически преображают повседневность, в том числе быт. Его основная задача - превращение обыденных предметов в произведение искусства, эстетически значимый артефакт. Некоторые жанры декоративно-прикладного искусства являются пограничными с другими видами искусства, например, садово-парковая скульптура, относящаяся и к изобразительному искусству, и к садово-парковому. Данный вид искусства можно понимать двояко: как украшение предмета (так сказать, извне) и как выявление уже имеющейся в нем красоты. Второе понимание предполагает большую степень творческой одаренности художника. Задача превратить повседневное пространство человека в произведение искусства возникала в истории культуры неоднократно и достаточно успешно решалась (рококо, Серебряный век и стиль модерн), но о дизайне принято говорить только по отношению к 1910-1920-м гг. XX в., когда развитие технологий предоставило для этого новые возможности, выходящие за пределы традиционного художественного творчества. Впрочем, современный дизайн так часто тяготеет к технологизации помещений ("техностиль") и вообще всего пространства, в котором существует человек, что нередки мнения о его эстетичности и даже антиэстетичности, чуждости художественному творчеству как таковому.
Виды искусства и их типологии изображены схематично на рис. 5.
Рис. 5. Виды искусства и их типологии