Авторское право-взыскание авторского вознаграждения

Условие о вознаграждении является существенным для любого издательского лицензионного договора (до I января 2008 г. - авторского договора).

Ставки вознаграждения могут быть построены на разных принципах. Иногда они устанавливаются за произведение целиком, а иногда - применительно к определенной единице измерения (за объем рукописи, минуту звучания музыки и т.п.). При отсутствии утвержденных ставок размер вознаграждения определяется соглашением сторон.

В случае нарушения положений договора, касающихся выплаты вознаграждения, они разрешаются в судебном порядке. Авторское и смежные права с I января 2008 г. регулируются гл. 70 и 71 части четвертой ГК РФ, до этого времени действовал Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 20.07.2004).

Издательский лицензионный договор определяет требования к предмету договора, жанру произведения, его теме, объему. Более детальные данные о предмете договора устанавливаются в особом документе, прилагаемом к договору и составляющем его неотъемлемую часть. Для издательского договора - это проспект (заявка, план, программа), для постановочного договора, договора заказа на драматическое произведение, сценарного договора - это творческая заявка и т.п.

По договору заказа автор обязан лично выполнить произведение. Привлечение соавтора, изменение состава соавторов могут быть произведены только с согласия организации и оформляются изменением договора. Нарушение автором обязанности лично выполнить произведение есть основание для расторжения договора.

Остальные обязанности автора относятся также и к договору на готовое произведение. Автор обязан передать его в установленный срок и в обусловленном порядке. Правила, касающиеся исполнения автором этих обязанностей, предусматриваются в заключаемом договоре.

При просрочке автором организация не должна выполнять лежащие на ней обязанности по рассмотрению произведения, она может просто известить автора о расторжении договора вследствие пропуска им срока представления произведения. Однако если организация одобрила произведение в положительной форме или возвратила его на доработку, договор считается сохранившим силу и организация впоследствии не вправе ссылаться на пропуск автором срока представления произведения.

Договор обусловливает порядок передачи произведения (количество экземпляров, требования к внешнему виду, порядок направления и оформления сдачи и т.п.). При некомплектной сдаче произведения (отсутствие каких-либо частей или элементов, предусмотренных договором, например, рисунков или чертежей) рукопись считается несданной. Издательство в течение 10 дней может предъявить автору требования о доукомплектовании или дооформлении рукописи. Пропуск этого срока исключает последующее предъявление претензий автору по этим основаниям. Споры о выполнении автором указанных обязанностей как споры о праве гражданском (об исполнении условий договора) подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Основная обязанность организации в связи с представленной рукописью заключается в се рассмотрении. В целях защиты прав автора нормативные акты устанавливают предельный срок такого рассмотрения (в конкретных договорах может быть установлен более короткий срок). Если в указанный срок автор не извещен о результатах рассмотрения произведения, оно считается одобренным и соответственно автор признается выполнившим свои обязанности по договору. Здесь молчание приравнивается к одобрению произведения, совершенному в положительной форме. Практически закон устанавливает не срок для одобрения произведения, а срок для его отклонения или возврата на доработку. Это важная гарантия прав автора.

В результате рассмотрении произведения организация может сделать три вывода: об одобрении произведения, его отклонении или возвращении на доработку.

К одобрению произведения не предъявляются какие-либо специальные требования. Оно может быть произведено в письменной или устной форме - ненаправление автору письменного извещения в установленный договором срок признается одобрением произведения. Никакого специального акта одобрения произведения сточки зрения авторского права не требуется. Закон не связывает различных правовых последствий с формой одобрения, при любой его форме правовые последствия одинаковы.

Попытки придавать разное правовое значение отдельным формам одобрения не могут быть признаны правильными. Особенности прямого одобрения заключаются лишь в том, что оно может быть произведено идо истечения сроков, установленных для рассмотрения произведения. Одобрение в положительной форме влечет за собой восстановление авторского договора, по которому автор просрочил представление произведения.

Для внесения исправлений в произведение устанавливается определенный срок по соглашению сторон. Некоторые договоры предусматривают, что требования о доработке произведения могут предъявляться не больше определенного числа раз. Договорами могут определяться также сроки рассмотрения представленных автором доработанных произведений. Пропуск этих сроков (равно как и сроков представления автором доработанных произведений) влечет за собой те же последствия, что и пропуск сроков первоначального рассмотрения и представления произведений.

Факт заключения договора на готовое произведение, создающий возможность для организации ознакомиться с готовым произведением до заключения договора, не может рассматриваться как его одобрение. Срок для одобрения произведения в этом случае исчисляется по общим правилам, а началом его течения следует считать день, следующий за датой заключения договора (если произведение представлено до этой даты или итог же день). Чтобы такое произведение считаюсь одобренным в момент заключения договора, организация должна прямо выразить одобрение в письменной форме. Ранее типовой издательский договор требует, чтобы указание об этом прямо содержалось в договоре. То же значение имеет одобрение, выраженное в особом документе, направленном автору в тот же день. Одобрение надо считать безотзывным.

Закон исходит из предпосылки, что автор выполнил свои обязательства надлежащим образом. Бремя доказывания противного лежит на организации, и ее доказательства должны отвечать определенным условиям как по существу, так и по форме.

При отклонении произведения или возврате его для доработки отклонившей организацией, во-первых, необходимо точно указать мотивы отклонения произведения или существо требуемых исправлений. Во-вторых, аргументация должна основываться на условиях договора, произведение может быть отклонено или возвращено для доработки только по основаниям, предусмотренным договором. К числу таких оснований, в частности, можно отнести превышение договорного объема, отступление от темы, изменение жанра, несоответствие проспекту, недостатки (или непригодность), связанные с качествами самого произведения по существу, его исполнением (для литературного и художественного произведения это его идейно-художественные недостатки). Произведение возвращается на доработку, если его недостатки могут быть устранены, но оно может быть отклонено, если устранение недостатков невозможно и требует создания нового произведения (или если при неоднократных доработках автор не справился с устранением недостатков). В-третьих, требования к автору о доработке могут быть предъявлены только в пределах условий договора, от автора нельзя требовать выполнения работ, не предусмотренных договором (например, по договору о переводе нельзя требовать от переводчика сокращения произведения, снабжения его комментариями и т.п.).

Направление произведения на рецензирование зависит от усмотрения организации, для договора это правового значения не имеет. Важно, чтобы соответствующие материалы были направлены автору от имени организации, с которой он заключил договор, независимо от оснований, по которым она пришла к своим выводам.

Требования к отклонению произведения или возврату его для доработки по форме заключается в том, что отвечающие указанным положениям материалы должны быть, во-первых, направлены автору, во-вторых, выполнены в письменной форме, в-третьих, в сроки, установленные договором для рассмотрения произведения. Для того чтобы документ считался исходящим от организации, он должен быть подписан руководителем организации или его заместителем. При несоблюдении любого из названных условий должно быть признано, что отклонение или возвращение произведения для доработки произведены ненадлежащим образом, а произведение считается одобренным.

Пропуск сроков, т.е. нарушение формальных условий, является основанием для признания произведения одобренным и исключает анализ основательности мотивов отклонения произведения или возврата его на доработку по существу, поскольку эти мотивы утрачивают значение. Поэтому, в частности, неправомерно назначение судом экспертизы по существу мотивов отклонения произведения или направления его на доработку, если эти действия произведены с пропуском установленных законом сроков. Напротив, рассмотрение судом мотивов отклонения произведения по существу или направления его на доработку, в частности с привлечением экспертизы, правомерны и входят в его компетенцию, если такие требования по существу заявлены с соблюдением всех требований к их форме, в том числе в пределах сроков, установленных на рассмотрение произведения. Обоснованность таких мотивов в случае спора может рассматриваться судом, ибо это спор об исполнении договора, т.е. спор о праве гражданском.

Одобрение произведения при пропуске сроков на его отклонение, равно как и при одобрении в положительной форме, может считаться несостоявшимся, если оно произошло в результате пороков воли организации вследствие недобросовестных действий автора. В рассматриваемой ситуации речь чаще всего может идти об обмане со стороны автора либо о его злонамеренном соглашении с представителем организации. В случае нарушения положений договора, касающихся выплаты вознаграждения, они разрешаются в судебном порядке.

Образец

В (наименование суда) Истец: (фамилия, имя, отчество) проживающий: (почтовый индекс и адрес полностью) Корреспонденцию прошу направлять представителю - адвокату (фамилия, имя, отчество) по адресу: (почтовый индекс и адрес полностью) Ответчики: 1. Издательство (наименование; почтовый индекс и адрес полностью) 2. Автор (фамилия, имя, отчество)

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о защите авторских прав

В 1996 г. издательством (наименование издательства) была издана книга (фамилия, имя, отчество автора, название первой книги). Я являюсь не только составителем данной книги, но и обладателем исключительных авторских прав на все фотографии и факсимиле, опубликованные в книге, что подтверждено знаком охраны авторских прав. Причем все фотографии и автографы были опубликованы в данной книге впервые.

В 2008 г. издательством (наименование издательства) была издана книга (фамилия, имя, отчество автора, название второй книги), в которой опубликованы фотографии из книги (название первой книги):

1. Портреты (указать фамилии, имена изображенных лиц) (с. 35). Портреты (указать фамилии, имена) выполнены лично мною.

2. Портреты (указать фамилии, имена изображенных лиц) (с. 39). Портрет (указать фамилии, имена) выполнены лично мною.

3. Портрет (указать фамилии, имена) (с. 116) выполнены лично мною.

Данные фотографии в книге (указать название второй книги) были опубликованы в нарушение моих исключительных авторских прав, а потому данное издание является контрафактным. Причем в книге не только нет ссылок на обладателя авторских прав указанных выше работ, но более того, стоит знак охраны авторских прав издательства (наименование) и автора (фамилия, имя, отчество).

На основании изложенного в соответствии со ст. 1252, 1301 Гражданского кодекса РФ

прошу:

1. Обязать ответчиков не издавать без моего согласия работы, на которые я имею исключительные авторские права.

2. Произвести конфискацию и уничтожение контрафактных экземпляров книги.

3. Взыскать с ответчиков в мою пользу компенсацию в сумме 1 миллиона рублей.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ при подаче настоящего иска я освобожден от уплаты государственной пошлины. Приложение:

1. Копии из книги (название первой книги).

2. Копии из книги (название второй книги).

3. Переписка с ответчиками.

4. Доверенность на ведение дела в суде.

"_"_200_г. Подпись