Авторский коллектив
Миндлин Ю. Б. - кандидат экономических паук, доцент (гл. 1, параграфы 1.1-1.4, гл. 3, гл. 10, параграфы 10.1-10.3, гл. 12, параграф 12.1 (совместно с Шедько Ю. Н.), гл. 13, гл. 15, параграф 15.3, гл. 17 (совместно с Шедько Ю. Н.), гл. 19 (совместно с Шедько Ю. Н.), гл. 20);
Онанко Н. А. - кандидат педагогических наук, доцент (заключение (совместно с Шедько Ю. Н.));
Семикина Г. Ю. - кандидат экономических наук, доцент (гл. 1, параграф 1.5, гл. 7, параграф 7.2 (совместно с Шубцовой Л. В.));
Соловьева Л. П. - кандидат экономических наук, доцент (гл. 11, параграфы 11.2, 11.3 (совместно с Цыпиным И. С. и Шедько Ю. Н.));
Цыпин И. С. - доктор экономических наук, профессор (гл. 7, параграфы 7.3, 7.4 (совместно с Цыпиным С. И. и Шедько Ю. II.), гл. 8 (совместно с Цыпиным С. И. и Шедько Ю. Н.), гл. 11, параграфы 11.2, 11.3 (совместно с Соловьевой Л. П. и Шедько Ю. II.));
Цыпин С. И. - кандидат экономических наук (гл. 7, параграфы 7.3, 7.4 (совместно с Цыпиным И. С. и Шедько Ю. Н.), гл. 8 (совместно с Цыпиным И. С. и Шедько Ю. Н.));
Шедько Ю. II. - кандидат экономических наук, доцент (рук. авт. коллектива, общ. ред.) (предисловие, гл. 2, 4, 5, 6, 7, параграфы 7.1, 7.3, 7.4 (совместно с Цыпиным И. С. и Цыпиным С. И.), гл. 8 (совместно с Цыпиным И. С. и Цыпиным С. И.), гл. 9, гл. 10, параграф 10.4, гл. 11, параграфы 11.1, 11.2, 11.3 (совместно с Цыпиным И. С. и Шедько Ю. Н.), гл. 12, параграфы 12.1 (совместно с Миндлиным Ю. Б.), 12.2-12.5, гл. 14, гл. 15, параграфы 15.1, 15.2, гл. 16, гл. 17 (совместно с Миндлиным Ю. Б.), гл. 18, 19 (совместно с Миндлиным Ю. Б.), гл. 21, заключение (совместно с Онанко Н. А.));
Шубцова Л. В. - кандидат экономических наук, доцент (гл. 7, параграфы 7.2 (совместно с Семики ной Г. Ю.), 7.5, 7.6).
Введение
В начале XXI в. в системах государственного и муниципального управления во многих странах мира происходят значительные изменения. Органы государственной власти концентрируют усилия в следующих направлениях:
o повышение эффективности работы государственного аппарата;
o предоставление населению более качественных услуг;
o развитие партнерских отношений между государственным и частным секторами;
o налаживание многосторонних связей между государством и гражданским обществом;
o привлечение населения к управлению общественными делами.
Можно выделить основные направления, по которым происходит модернизация системы государственного управления:
- приватизация - действия по уменьшению роли правительства и соответственно увеличению значения частного сектора в управлении или владении собственностью;
- децентрализация - проходит в двух формах: передача отдельных полномочий (функций) на более низкий уровень управления при сохранении централизованной власти и создание автономных структур (коммун, общин, муниципалитетов), располагающих собственными ресурсами для выполнения возложенных на них задач;
- улучшение качества государственных услуг;
- реформирование государственной и муниципальной службы - охватывает такие области, как система оплаты труда и стимулирование государственных и муниципальных служащих; система обучения, повышения квалификации и развития персонала; методы отбора и найма служащих; формы аттестации и оценки выполнения обязанностей; пенсионная политика;
- совершенствование организационных структур и деятельности органов государственного управления. Анализ практики позволяет выявить новую тенденцию в государственном управлении - замену вертикальных административных структур на горизонтальную сеть автономных государственных организаций, выполняющих определенные задачи. При этом создаются новые механизмы, такие как контрактное управление, внутренний и внешний аудит и пр. Происходит дальнейшее разделение функции формирования политики, которая концентрируется в нескольких ведущих министерствах, и функции ее исполнения, которая возлагается на различные автономные государственные агентства. В работу государственного сектора все шире внедряются методы менеджмента, используемые в частных компаниях. В работе органов государственной власти и органов местного самоуправления больший акцент делается на развитии аналитических, прогностических, контрольных и оценочных функций, а также на повышении качества подготовки и принятия решений, прежде всего в центральных органах управления;
- улучшение управления общественными финансами и бюджетом;
- совершенствование использования информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих повышению эффективности работы государственного аппарата в целом и его отдельных звеньев. Акцент делается на повышение отдачи от инвестиций в информационные технологии, которые увязываются с процессом совершенствования организационных структур и работы государственного аппарата. В качестве приоритетных выделяются следующие направления: формирование национальных информационных сетей, объединяющих локальные сети министерств, ведомств и регионов; разработка международных стандартов использования информационных технологий; развитие информационных сетей, связывающих государственные органы с населением и облегчающих доступ граждан к информационным банкам данных; использование информационных систем для анализа социальных проблем и разработка решений.
Все эти тенденции нашли отражение в предлагаемом читателю учебнике, предназначенном для обучающихся по направлению подготовки 081100 "Государственное и муниципальное управление" (квалификация "бакалавр").
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать
o основные тенденции развития государственного и муниципального управления; основные этапы развития государственного и муниципального управления как науки и профессии;
o сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ основных понятий, категорий государственного и муниципального управления;
o роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего;
o основные административные процессы и принципы их регламентации;
o принципы целеполагания, виды и методы планирования;
o основные виды и процедуры внутриорганизациоиного контроля;
o правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
o особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
o основные принципы организации делопроизводства и документооборота в органах государственной и муниципальной власти;
уметь
o ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
o интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы;
o анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
o использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;
o использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
владеть
o методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
o современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; современными методами управления человеческими ресурсами;
o навыками работы с правовыми актами;
o профессиональными навыками анализа различных явлений, фактов, норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
o современным инструментарием управления человеческими ресурсами;
o методами планирования служебной карьеры.
Учебник может быть полезен также слушателям системы повышения квалификации, руководителям и специалистам органов государственной власти и местного самоуправления.