Авторские концепции

Наряду с общими концепциями, разрабатываемыми в рамках реализации государственной политики Российской Федерации, в педагогической практике используются авторские концепции, которые углубляют и дополняют теоретические положения стратегических документов. Обобщая их, Е. В. Бондаревская говорит о существовании четырех базовых групп, в которые можно объединить современные концепции воспитания, опираясь на возможности феноменологического анализа лежащих в их основе механизмов и педагогические подходы к организации целостного развития ребенка дошкольного возраста:

– концепции социального воспитания (Б. П. Битинас, В. Г. Бочарова, С. В. Дармодехин, А. В. Мудрик, С. А. Козлова, Г. Н. Филонов, М. И. Шилова и др.), основанные на идеях системно-социального проектирования;

– личностно-ориентированные культурологические концепции (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, Е. Ш. Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания;

– общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания (И. А. Зимняя, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, А. И. Шемшурина и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем;

– личностно-ориентированные концепции самоорганизации воспитания (С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук), основанные на идеях синергетического подхода.

Рассмотрим их подробнее.

Концепция социального воспитания видит цель воспитания детей в социализации, усвоении личностью социального опыта, а соответствующие ей смыслы изменений в процессе воспитания состоят в создании эффективной воспитывающей среды, обеспечении единства действий всех социальных субъектов воспитания, коррекция субъектного опыта воспитуемых. Таким образом, концепция преодолевает направленность воспитания только на социализацию личности ребенка и рассматривает социальную среду, среду обитания, жизнедеятельности ребенка как формирующе-воспитывающий фактор, определяющий уровень самореализации человека в обществе. В связи с этим социальный подход в воспитании предполагает как социализацию личности, т.е. интериоризацию социальных норм, ценностей и ориентиров, так и педагогизацию социальной среды.

Данные идеи отражены и в авторской концепции социального развития ребенка дошкольного возраста и программе "Я человек!", разработанной С. А. Козловой. Согласно концепции социализация личности выстраивается на следующих положениях: исходная направленность на человека, первичность эмоционального восприятия социального мира, познание себя как путь нахождения достойного места в мире людей, овладение ценностями мира, чтобы реализовать себя в нем. При этом социализация выступает как триедино направленный процесс, включающий адаптацию к социальному миру, принятие социального мира как данности и способность, потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир. Показателем социализированности личности является ее обращенность на других людей и на себя, удовлетворение ребенком потребности в совместной деятельности и взаимодействии с другим человеком. Через обращенность на другого человека происходит самоутверждение, развивается самосознание и самооценка. Это положение изменило понимание сущности проблемы "личность – коллектив", поскольку акцент в работе был сделан на осознание ребенком уже с детских лет себя Человеком. Это положение не совпадает с другой концепцией – концепцией социальной компетентности Т. В. Антоновой, которая из трех компонентов социальной компетентности: мотивационно-эмоционального, когнитивного, поведенческого, – самыми важными считает два последних и утверждает, что ведущее положение занимает "мир других".

Личностно-ориентированные культурологические концепции акцентируют роль педагога в процессе социального развития и воспитания детей дошкольного возраста и особое значение придают вхождению ребенка в национальную культуру, присвоению национальных и общечеловеческих ценностей. Ориентируясь на личность взрослого, ребенок воспринимает его характер, поведение как часть культуры: культуры речи и поведения. Взрослый знакомит воспитанника с культурой народа и дает образцы, эталоны социально-нравственного и общекультурного поведения, формирует представление о когнитивном стиле поведения, соответствующем представителям той или иной культуры. Таким образом, взрослый, даже не обладая высокой культурой, может сообщить и научить ребенка тем образцам, которые приняты в обществе, хотя результативность работы будет всегда выше, если ребенок видит перед собой пример, т.е. подтверждение сказанных слов. Помимо самого примера очень важен гуманный взгляд педагога на воспитание ребенка как человека культуры. При этом смысл предлагаемых изменений состоит в переориентации воспитания на жизненные проблемы детей, ценностносмысловое развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культуросообразной среды воспитания и проектирование вариативных личностно-ориентированных стратегий воспитания.

В связи с этим считается, что в любой концепции личностно-ориентированного воспитания культурологического типа личность – это человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную культурную среду, обладающий свойствами субъектности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности. Проектирование личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной культурно-событийной среде. Поэтому деятельность воспитателей должна быть направлена на создание культурной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в нахождении своего места в ней, включение детей в организацию среды своей жизнедеятельности и овладение способами культурной самореализации в ней.

Так, в "Концепции воспитания жизнеспособных поколений" ее воспитательная сущность основывается на идее наличия единого воспитательного пространства, сочетания интересов личности и общества, гуманизации и служения гуманистическим ценностям. При этом гуманизация предполагает признание личности как самоценности, создание условий для ее жизнетворчества (самоопределение, самоутверждение, самореализация), гуманизацию межличностных отношений, ориентацию на евроазиатский тип культуры (сочетание западного и восточного типа культуры), не умаляя роли национального патриотизма. Применительно к детям дошкольного возраста, наряду с задачами создания условий для жизнетворчества, большое значение уделяется организации психолого-педагогических условий, направленных на развитие жизнеспособной личности.

Исходя из модели жизнеспособностей личности, разработанной П. И. Бабочкиным и И. М. Ильинским, к детям дошкольного возраста можно применить набор следующих жизненно важных качеств:

– быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, умение ориентироваться в окружающей обстановке, сохраняя свои нравственные позиции;

– активность, целеустремленность, стремление к поиску нового, способность находить оптимальные пути разрешения конфликтов со сверстниками;

– потребность в достижении положительного результата деятельности, способность к самостоятельному моральному выбору;

– прилежность в поведении, способность к объективной самооценке и оценке действий сверстника;

– национальное самосознание, чувство патриотизма.

Общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания позволяют рассмотреть воспитание как управление развитием личности в коллективе и социуме, видеть смыслы происходящих при этом изменений в создании системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития как проявления отношения ребенка к миру.

Так, в "Концепции воспитания как процесса формирования отношений человека к миру", разработанной группой специалистов во главе с И. А. Зимней, отношение является ключевым понятием, которое определяется как базовый механизм формирования ценностей. Через его эмоциональную составляющую (положительную, отрицательную или нейтральную) определяется связь человека с миром. Поэтому отношение всегда имеет определенную направленность на что-либо или кого-либо и является основой перерастания воспитания в самовоспитание. При этом само понятие воспитания тоже рассматривается несколько непривычно – как пятикомпонентная система, включающая:

1) личность и деятельность педагога;

2) организацию социальной ситуации развития (гуманистическая природа воспитательной среды);

3) сотрудничество;

4) общение;

5) активную деятельность субъекта воспитания, соотносящуюся с ведущей деятельностью ребенка.

Таким образом, важное место в данной концепции заняли идеи формирования смысла коллективной деятельности и коллективного жизнетворчества.

Другая плодотворная попытка разработки теории и практики воспитания, основанной на идеях коллективного жизнетворчества, была осуществлена еще в советский период педагогом-новатором И. П. Ивановым, но не получила необходимого воплощения в массовой педагогической практике. Как следствие, долгое время развивающиеся тогда идеи гуманизма были связаны с вопросами лишь о свободе, равенстве, автономии личности, защите нрав ребенка, которые, но сути, мало касались понятия "организационной культуры коллектива" и, по высказыванию М. К. Мамардашвили, являлись "тормозом развития гуманистических воспитательных систем". В результате поколение молодежи, воспитанное на идеях свободы и индивидуализации, отличалось неготовностью к коллективной работе, необоснованной завышенной самооценкой и непринятием установки на единство свободы и ответственности поведения. Данную проблему решила разработка исследований, посвященных творческому коллективному воспитанию и решению проблем самоорганизации воспитания в образовательных учреждениях.

Личностно-ориентированные концепции самоорганизации воспитания рассматривают воспитание как процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания (детьми и педагогами), осознанного выбора и принятия решений, самоорганизации и ответственности. Они ориентированы на признание основными субъектами, имеющими свой интерес в воспитании личности, самого человека, общества и государства. При этом нужно учитывать следующее:

– интерес личности состоит в том, чтобы воспитание создавало условия для ее свободного саморазвития, помогало в решении жизненных проблем;

– интерес общества – в том, чтобы саморазвитие и самоопределение личности осуществлялось на нравственной основе, чтобы из детей вырастали общественно направленные люди;

– интерес государства – в том, чтобы воспитание помогло им стать достойными гражданами своего отечества.

Огромную роль в пересечении и достижении данных интересов играет синергетический подход к воспитанию. Синергетика в этом отношении означает совместное или кооперативное действие (И. Р. Пригожин). Опирающееся на нее понятие самоорганизации рассматривается учеными как процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамичной системы воспитания.

Впервые к проблеме самоорганизации обратились зарубежные ученые Н. Винер, Ст. Бир, Г. Паск, У. Р. Эшби и др., однако до сих пор не существует единого общепринятого определения процесса самоорганизации, относящегося к воспитанию. Каждый исследователь вносит свой компонент в понимание трактовки данного феномена на основе кибернетического, коммуникационно-технического, структурно-логического, личностного, деятельностного и модульного подходов. Тем не менее, их сближает синергетическое видение мира в целом и воспитания, в частности, что позволило ориентировать воспитателей па работу с личностными структурами сознания детей, особенно школьного возраста, педагогическую поддержку их способности к ответственному выбору и рефлексии, жизнетворчеству и самоорганизации. Под самоорганизацией личности при этом понимается высокая организованность и инициативность человека, обусловленная его индивидуально-психологическими особенностями, нравственными качествами, мировоззрением и компетентностью. Самоорганизованный человек четко и рационально планирует свою деятельность, проявляя целеустремленность и настойчивость, достигает больших результатов при меньших затратах сил, средств и времени. Таким он становится в результате присвоения качеств, присущих самой самоорганизующейся системе воспитания. Поэтому педагог должен искать источники развития такой системы не только в себе, но и в ребенке – их можно увидеть, поддержать, обратившись к активности воспитанника, его интересам, способностям.

Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. При этом гуманистическими ценностями личностно-ориентированного воспитания выступают человек культуры как предмет воспитания; культура как среда, способствующая развитию личности; творчество как способ развития человека в культуре.

Именно эти ценностные основания позволяют осуществлять личностно-ориентированное воспитание как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории. В становлении субъектности ребенка признается роль духовной и нравственной поддержки и помощи, которую оказывают ему педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с детьми в решении проблем их здоровья, образования, досуга и др. На первый план выступает взаимосвязь, сходство теоретических положений концепций гуманистического воспитания и культурологического личностно-ориентированного образования. Действительно, у них общие цели, общие методологические основания, общие принципы. Однако специфика культурологического образования заключается в особой центрации на развитие интеллекта воспитанников и учащихся, способностей к познанию, познавательной деятельности, творчеству.

Таким образом, ориентированность на личность, признание субъектности ребенка, его сознательности, активности становится всеобщим признаком всех современных концепций воспитания. Учитывая это, ученые предприняли попытку создать интегрированную концепцию, которая была бы построена на основе конструктивного синтеза современных тенденций в области социального и личностно-ориентированного воспитания – личностно-социальную концепцию. Наиболее полно она описана в трудах Л. И. Гриценко.

Сущностью такого интегративного воспитания является объединение в воспитании двух механизмов воспитательного процесса:

– персонализированные (личностные) отношения, составляющие микроуровень воспитания, который характеризуется тем, что развитие субъектов воспитательного процесса (педагогов и воспитанников) зависит от их личностных особенностей и отношений, складывающихся между ними;

– система социально-ориентированных отношений, которая составляет макроуровень, образуемый благодаря объединению субъектов в коллектив, как гуманное организованное сообщество, связанное с социумом разнообразными зависимостями. Система отношений коллектива обеспечивает приобретение каждым его членом личностного опыта внутри того или иного общества или общности.

Двойственность механизма воспитания позволяет развивать личность педагога или воспитанника в единстве выявления ее индивидуальности (персонализированные отношения) и социального становления. Первый механизм реализуется посредством применения личностного подхода, второй – посредством включения субъектов воспитания в систему социальных отношений. Эти механизмы протекают одновременно, дополняя друг друга. Благодаря этому сущность личностно-социальной концепции воспитания можно объяснить через тот факт, что человек осуществляет самого себя, т.е. свою биолого-генетическую природу, в ходе реализации ценностей, лежащих во внешнем мире. Общество придает смысл существованию человека, помогая ему самоопределиться и раскрыть свои таланты. В том числе это происходит благодаря формулированию социального заказа на воспитание человека со стороны общества и государства. Обычно он формулируется в концепциях, связанных с развитием системы общественного воспитания и образования в стране.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие философские теории лежат в основе зарубежных концепций воспитания и образования дошкольников? Обоснуйте свое мнение.

2. Какие психологические теории лежат в основе зарубежных концепций воспитания и образования дошкольников? Обоснуйте свое мнение.

3. Охарактеризуйте влияние зарубежных образовательных концепций на отечественную педагогику. Подготовьте тезисы для дискуссии.

4. Выполните тест "Зарубежные концепции дошкольного воспитания и образования".

Из перечня характерных признаков, определяющих сущность зарубежных концепций дошкольного образования, выберете те, которые отличают:

а) прагматизм;

б) неопозитивизм;

в) экзистенциализм;

г) неотомизм;

д) бихевиоризм.

Итак, соотнесите положение с концепцией в следующих высказываниях:

1) идеал образования и воспитания должен соответствовать требованиям индустриального общества;

2) главной целью образования является воспитание управляемого индивида;

3) главное в воспитании – развитие чувств, интуиции, настроений;

4) цель воспитания – христианская нравственность;

5) представители данной концепции утверждали, что "наука бессильна определить цели воспитания";

6) основная цель воспитания – воспитание рационально мыслящего человека;

7) цели воспитания могут быть достигнуты только путем практической деятельности;

8) в основе воспитания и обучения должно лежать их сближение с жизнью детей и учет интересов ребенка;

9) воспитание и обучение осуществляется по системе "стимул – реакция – подкрепление";

10) в основе обучения и воспитания детей лежит принцип: "Посрамляй этикой логику";

11) представители данной концепции утверждали, что социальные институты, в том числе детский сад, "направлены на унификацию поведения личности";

12) представителям какой концепции принадлежит тезис о "двойной природе человека";

13) одним из тезисов концепции является следующий: "Воспитание должно быть очищено от идеологии и мировоззренческих идей";

14) согласно представителям дайной концепции общественное воспитание должно быть "системой воспитания верноподданных";

15) главным принципом воспитания и обучения становится развитие активности и самостоятельности ребенка;

16) концепция выступала против использования коллективных методов и приемов обучения;

17) в основе взаимодействия взрослого и ребенка должна лежать свобода самовыражения детской личности;

18) в основе успешного обучения детей лежит "формирование оперантного поведения";

19) воспитатель должен обращать внимание на "воспитание души" ребенка;

20) одно из правил педагогической деятельности звучит следующим образом: "Меньше наставлений, больше дружеского участия";

21) концепцию отличает недоверие к педагогической теории;

22) в недрах какой концепции зародился сциентизм?

5. Сделайте сравнительную таблицу "Общие концепции дошкольного воспитания в России".

6. Сделайте мультимедийную презентацию, посвященную одной из авторских отечественных концепций дошкольного воспитания (работа в паре или подгруппе).

7. Ответьте на вопрос, не противоречит ли воспитание, основанное на национальных ценностях, задачам интернационального воспитания, опираясь на мысли, высказанные Е. В. Бондаревской.