Авторитет и типология власти
Легитимность как признание правомерности власти, ее полномочий, предполагает ее авторитет.
Авторитет может быть обусловлен рядом факторов: жизненной компетентностью, интеллектуальными способностями, помогающим убедить других в своей правоте, обладанием мощными ресурсами. В зависимости от авторитета различаются типы власти.
Так, М. Вебер различал власть, основанную на традиции, на нраве и на харизматичности (личной привлекательности) лидера. Согласно А. Кожеву, в истории политической философии можно выделить четыре теории власти, связанные с определенными типами политического авторитета.
1. Теологическая (теократическая) концепция, в которой легитимность обеспечивается апелляцией к божественному (мифологическому) происхождению власти.
2. Концепция Платона, в которой власть опирается на справедливость, а всякая иная держится насилием, т.е. в конечном счете нелегитимна.
3. Концепция Аристотеля (ей близка трактовка власти Конфуцием), согласно которой власть обосновывается мудростью, способностью к предвидению.
4. Концепция Гегеля (по мнению А. Кожева, наиболее разработанная), в которой власть понимается как отношение между Господином (победителем, готовым рисковать жизнью ради власти) и Рабом (побежденным, предпочитающим смерти подчинение Господину).
Указанные концепции власти и типы авторитета А. Кожев связал соответственно с образами Отца, Судьи, Вождя и Господина и в 1942 г. предложил на этой основе, пожалуй, наиболее детальную систематизацию видов власти, причем систематизацию, глубоко философски фундированную. Исходя из внеприродного, социального и исторического характера любой власти, А. Кожев выдвинул необходимость связи феноменологии власти с фундаментальной структурой бытия. В силу того что власть не просто эволюционирует (как явление природы), но при этом исторична, в качестве метафизической основы власти может рассматриваться время (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Власть и время (по А. Кожеву)
Время |
Основания власти |
Тип власти |
Прошлое |
Священные традиции |
Отца |
Будущее |
Цели, идеология |
Вождя |
Настоящее |
Господство и эксплуатация |
Господина |
Вечное |
Абстрактные критерии |
Судьи |
Кроме того, такую типологию можно связать с общими представлениями о бытии, сущем и соответствующими универсалиями (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Власть и универсалии бытия
Представления о сущем |
Универсалии |
Тип власти |
Целое мира |
Причина |
Отца |
Единое множественности |
Справедливость |
Судьи |
Первозданная творящая воля |
Предвидение |
Вождя |
Противоречия, противоборства |
Риск |
Господина |
На этой основе А. Кожевым была предложена систематизация, включающая 88 возможных типов власти, в том числе:
• четыре чистых типа:
– Отца (О): власть родителей, старших, традиции, мертвых (завещание), творца над творением,
– Судьи (С): власть арбитра, исповедника, эксперта, честного человека,
– Вождя (В): власть учителя, идеи, программы,
– Господина (Г): власть победителя, офицера;
• 12 комбинаций двух чистых типов (первым указывается доминирующий тип):
– ОВ, ОГ. ОС,
– ВО, ВГ, ВС,
– ГО, ГВ, ГС,
– СО, СВ, СГ;
• 24 комбинации трех типов:
ОВГ, ОГС, ОВС, ВГС,
– ОГВ, ОСГ, ОСВ, ВСГ,
– ВОГ, ГОС, ВОС, ГВС,
– гов, сог, СОВ, свг,
– ВГО, ГСО, всо, гсв,
– ΓΒΟ, его, CBO, СГВ;
• 48 комбинаций четырех типов, получаемых аналогичным образом.
Систематизация А. Кожева выглядит комбинаторической, как некая "алгебра власти". Однако она позволяет достаточно просто квалифицировать определенный политический режим с точки зрения характеристик реализуемого в нем типа властных отношений.
В объяснении традиционных типов власти такой типологии оказывается достаточно. Однако современное информационное общество выдвинуло еще один тип авторитета, основанный на паблицитном капитале (publicity – известность и узнаваемость). Лица и группы, претендующие на власть в современном обществе, должны быть достачно известными, легко распознаваемыми медийными персонажами. Недаром популярные артисты, спортсмены, шоумены в наши дни столь массово вышли на политическую арену. Более того, в информационном обществе с его широкой доступностью к огромным массивам информации, интенсивностью коммуникации традиционные типы авторитета испытывают серьезные репутационные риски, достаточно легко и быстро дискредитируются. В какой-то степени известность и узнаваемость были и остаются фактором, дополнительно подкрепляющим авторитет. Однако в современном информационном обществе этот вспомогательный фактор начинает теснить традиционные типы авторитета.