Авторитет и авторитарность
Слово "авторитарный" связано со словом "авторитет". Авторитет – это безоговорочное значение или влияние, обретенное человеком, многими людьми, социальными институтами, которое не нуждается в постоянном подтверждении или доказательствах. Авторитет обычно бывает общепризнан, но не формален в том смысле, что рождается сам но себе, без принуждения со стороны. Авторитет основан на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, традициях. Различают авторитет религиозный, политический, научный. В узком смысле слова авторитет – одна из форм осуществления власти.
Разъясняя различие между понятиями "власть" и "авторитет", Фромм писал о том, что власть – это не качество, которое человек имеет, как какую-либо собственность или физическое качество. Власть, по мнению ученого, – это результат межличностных отношений, при которых один человек смотрит на другого как на высшего по отношению к себе. Но существует принципиальная разница между отношениями "высших" и "низших", которые можно определить как рациональный авторитет, и теми отношениями, которые можно назвать подавляющей властью.
Э. Фромм разъяснял данное различие на следующем примере. Отношения между профессором и студентом основаны на превосходстве первого над вторым, как и отношения рабовладельца и раба. Но интересы профессора и студента стремятся к совпадению: профессор доволен, если ему удалось помочь ученику получить новые знания и способствовать его развитию как личности. Если это не получилось, то плохо для обоих. Рабовладелец стремится эксплуатировать раба: чем больше он выжмет из последнего, тем лучше для рабовладельца. Раб же, в свою очередь, всеми способами старается защитить доступную ему долю счастья. Здесь интересы определенно антагонистичны, поскольку выигрыш одного обращается потерей для другого. В двух этих случаях превосходство выполняет самые различные функции: в первом – оно является условием помощи низшему, во втором – условием его эксплуатации.
Различна в данных случаях и психологическая ситуация подчиненного. В первом случае у пего преобладают элементы любви, восхищения и благодарности. И здесь авторитет – это не только власть, но и пример, с которым хочется частично или полностью отождествить себя. Во втором случае, когда подчинение причиняет низшему ущерб, у последнего по отношению к эксплуататору возникают чувства возмущения и ненависти. Однако ненависть раба может привести его к таким конфликтам, которые лишь усугубят его страдания, поскольку шансов на победу у него крайне мало. В связи с этим более естественной для подчиненного является, как правило, не борьба, а желание подавить это чувство или даже заменить его чувством слепого восхищения.
Чувство слепого восхищения выполняет две функции: во-первых, оно устраняет болезненное и опасное чувство ненависти, а во-вторых, смягчает чувство унижения. В самом деле, если господин так удивителен и прекрасен, то рабу нечего стыдиться своего подчиненного положения. Раб не может равняться с господином, потому что последний настолько сильнее, умнее, лучше его. В результате при угнетающей власти неизбежно возрастание либо ненависти к ней, либо иррациональной сверхоценки и восхищения. При рациональном авторитете эти чувства изживаются, поскольку подчиненный становится сильнее и, следовательно, ближе к своему руководителю.