Автономизация унитарных государств
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальные меньшинства, допускает национальную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают в основном лица казахской национальности. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Узбекистана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.
Следует обратить внимание на то, что в ряде унитарных государств допускается существование административных автономий, которые не обладают правом издавать местные законы, хотя их представительные органы издают нормативные акты в пределах собственных полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами.
Так, в Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии (такие акты подлежат утверждению вышестоящих представительных органов или Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей), изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты нс соответствуют местным условиям (по с разрешения вышестоящих органов), участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства.
В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, ведутся радио- и телепередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, а при формировании местного управленческого аппарата предпочтение отдается коренным жителям.
В некоторых странах существуют своеобразные полуавтономные образования. К их числу относятся исторические образования Великобритании – Шотландия и Уэльс. В главных городах этих образований есть свои ведомства, в правительство Великобритании входят министры по делам Шотландии и Уэльса (а также Северной Ирландии, которая является автономией), но предложение об автономии Шотландии и Уэльса было отвергнуто на референдуме их избирателями.
В отдельных странах Африки есть межгосударственная "кочевая автономия" для туарегов – кочевых племен: определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.
В унитарных государствах со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна.
В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других – законодательными, или политическими (издание местных законов но определенным вопросам). Законодательные автономии существуют в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова) и др.
В этом плане в ряде стран в последние десятилетия происходят существенные изменения. Так, с принятием Конституции 1978 г. в Испании, по сути дела, наметилась тенденция к федерализации. Сначала Страна Басков и Каталония, а затем Галисия и Андалусия получили автономию при сохранении сильного центра. Другие провинции Испании также имеют собственные правительства, обладающие гарантированными конституцией властными полномочиями. В результате эта страна заняла как бы промежуточное положение между унитаризмом и федерацией и называется государством автономий.
В процессе реформирования государственно-административной системы в течение трех десятилетий (1962–1993) Бельгия из унитарного государства превратилась в федерацию: две этнолингвистические общности, из которых состоит эта страна, – франкоязычная Валлония и фламандскоязычная Фландрия – стали равноправными субъектами федерации.
Завершая главу, следует отметить, что форма унитарного государства дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией. Если это условие не выполняется, унитаризм ведет к монополизации всей власти в центре и нарушению прав и свобод человека.
При всем том унитарный тип, основанный на единообразии административно-государственных органов, в должной мере может не учесть многообразия природно-географических, социально-экономических, этнонациональных, конфессиональных и иных факторов. Ему не всегда хватает гибкости, динамичности, способности оперативно реагировать на проблемы, возникающие на местах, которые легче и быстрее решать там, где они возникают, например проблемы соблюдения прав и интересов различных этнонациональных, языковых, религиозных, культурноисторических и иных групп. Поэтому многие унитарные государства идут по пути децентрализации, предоставления местным органам власти более или менее широких полномочий в решении местных проблем.
Этим во многом объясняются отмеченные выше тенденции к децентрализации многих индустриально развитых демократических унитарных государств.