Автоматизированные методы оценки
Первые автоматизированные методы оценки появились на Западе в конце 1970-х – начале 1980-х гг. и являлись простыми технологиями, рассчитанными на автоматизацию части бизнес-процессов кадровой службы. Они обладали рядом очевидных преимуществ (большей стандартизацией, контролем над процессом администрации, потенциальным сокращением затрат оценки через автоматизацию человеческого труда, традиционно вовлеченного в администрацию)[1].
С появлением новых, более совершенных инструментальных средств автоматизированные программы оценки модифицировались и расширяли свою функциональность. Сегмент приложений управления персоналом, в том числе оценки кадров, стал одним из наиболее быстро развивающихся на мировом рынке бизнес-приложений. По данным компании IDC, ежегодные темпы роста приложений управления персоналом в последние годы составляли не менее чем 30% (для сравнения: ежегодные темны роста всего рынка бизнес-приложений составляли лишь 15%)[2]. В зарубежной практике происходит активное внедрение компьютерных программ по оценке персонала, а их надежность уже была доказана в ряде работ зарубежных ученых.
Огромным преимуществом оценочных методик с использованием компьютера стало облегчение расчетов результатов по оценке, достижение более эффективного метода хранения, поиска данных. Преимущества применения автоматизированных систем оценки очевидны. Например, компьютерное тестирование, которое более всего популярно сегодня в российской практике оценки персонала, обладает рядом возможностей: имитировать обусловленную рабочую ситуацию путем моделирования, применять одновременно сразу несколько методик, предоставлять детализированный анализ полученных результатов и многими другими.
Тем не менее подобные системы не заменяют реального общения, поэтому более всего они эффективны как инструмент массового сбора и обработки данных (при предварительном отборе, выборе сотрудников на повышение или обучение и т.д.). В последние годы происходит "тиражирование" западных автоматизированных методик, часто некорректно переведенных на русский язык и неадаптированных к российской практике. Автоматизированные системы оценки нуждаются в независимой экспертизе их эффективности, освещении результатов независимых проверок в специализированных изданиях, чего пока не происходит в России. Еще одним недостатком автоматизированных систем является акцентирование внимания со стороны разработчиков компьютерных систем оценки на вторичных достоинствах таких программ оценки: скорость сбора и обработки данных, возможность создания базы данных, обилие развернутых текстовых заключений, дружественность интерфейса, но достоверности в этих тестовых методиках уделяется достаточно мало внимания[3].
Компьютерные программы по оценке персонала нс универсальны (как правило, это автоматизированные системы оценки методом тестирования). Автоматизация других методов оценки – как традиционных, так и нетрадиционных – па российском рынке представлена единицами программных продуктов (табл. 4.6).
Разработка новых автоматизированных программ оценки кадров, развитие компьютерных технологий, растущая потребность в удаленной оценке при увеличивающих масштабах глобализации предопределили новое направление в оценке персонала – так называемую онлайн-оценку (или удаленную оценку, интернет-оценку). И хотя в высокоразвитых странах метод онлайн-оценки используют уже более 10 лет, в России практика его применения начинается с 2002 г., и уже в ближайшем будущем он может стать одним из самых перспективных оценочных методов. Среди первых компаний, предложивших на российском рынке консалтинга онлайн-оценку, была компания SHL, разработавшая интернет-систему "Shltools". Эта система позволяет проводить оценку с помощью специальных тестов и опросников для всех уровней персонала. С ее помощью можно проходить тесты и пользоваться опросниками непосредственно в сети Интернет или вводить ответы кандидатов с бумажных бланков для ответов. Результаты могут быть представлены в виде "профиля", а также текстовых отчетов, описывающих 30 шкал, группирующихся в такие области, как "управление людьми", "управление задачами", "управление собственным поведением" и т.д.
Таблица 4.6
Автоматизированные системы оценки, предлагаемые на российском рынке управленческого консалтинга
Название программы |
Компания (автор) |
Краткое описание |
Компании, которые используют |
"SkillTech" |
"Ретратек" |
Тестирование персонала |
АСКОН, "Алко-трейд", "Borlas IT Outsourcing" |
"TestGold" |
"АВЕЛайф" |
Тестирование персонала |
"Росбилдинг", "Перекресток", "Оптима", "Норильский никель", "Северсталь" |
"Эксперт+" |
"Эксперт+" |
Комплексная оценка персонала при отборе |
Центральный банк РФ, МВД РФ, "Газпромбанк", "Эконанбанк", "Евроцементгрунп" |
SHLTOOLS |
SHL |
Тестирование персонала |
"British Amerikan Tobacco", "Coca-cola", "Indezit", "Mars", "Gilett", "Campina", "Голден телеком", "Лукойл", "Нижфарм" |
Интернет-технология тестирования "Телетестинг" |
Центр тестирования и развития гуманитарных технологий |
Тестирование персонала |
Нет данных |
Профессор |
Психология и бизнес онлайн |
Профессиональнопсихологическая оценка персонала |
Министерство экономического развития и торговли РФ, Российская академия налоговой службы, Российская академия таможни, "Газпром" |
" Профессор-кадры" |
Психология и бизнес онлайн |
Оценка персонала при приеме на работу |
Министерство экономического развития и торговли |
Администратор показателей |
"Ай тоне" |
Онлайн-оценка результативности труда сотрудников |
"Шелкография", "Артикс", "ДВТ", "ЭДЕЛЬВЕЙС" |
"1С-Оценка Персонала" |
"1 С-Персонал" |
Комплексное решение для автоматизации процессов оценки персонала |
Пет данных |
"HR-центр" |
"Human technologies" |
Тестирование персонала |
Внешторгбанк, РОСНО, "Автомир", "Спорт- мастер", Сбербанк России |
"EMD: НСМ" |
" Евроменеджмент" |
Аттестация персонала |
ОАО РАО "ЕЭС России", "Альфа-Банк", "Транснефть", "Лукойл-Псрмь" |