Автоматизация аудита предприятия
В настоящее время очень важно, чтобы при проведении аудита и сопутствующих услуг использовались компьютерные информационные технологии. Ведь практически повсеместно значительные объемы учетной информации экономического субъекта обрабатываются с использованием компьютерной техники. Использование компьютерной обработки данных (КОД) приводит к изменению отдельных элементов аудиторской проверки.
Наряду с традиционными первичными учетными документами сводные регистры и отчетность создаются с помощью компьютерного обеспечения. Поэтому аудитор должен быть способен определить, какое влияние на организацию, планирование и проведение аудита оказывают условия использования системы КОД у аудируемого лица.
В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машинно-ориентированных и (или) ручных аудиторских процедур. Конечно, автоматизировать аудит как процесс невозможно прежде всего из-за отсутствия единых стандартов и методологии. Проблемой является и огромная, быстро меняющаяся нормативная база. Кроме того, мнение аудитора зависит от его квалификации и опыта проведения проверок.
В настоящее время сформировались три основных направления автоматизированных процедур:
• автоматизация проведения собственно аудиторской проверки (от подготовки и планирования аудита до сбора, систематизации, анализа и оформления итоговых документов);
• автоматизация работы с документами;
• автоматизация управления работой всей аудиторской организации (включает в основном планирование деятельности).
Процедуры аудита реализуются с помощью специально разработанных текстовых, расчетных, тестовых бланков, а также бланков-процедур. Автоматизированная программа позволяет при проведении аудита использовать базы данных, конвертированные из бухгалтерских программ, включая возможность автоматического формирования на их основе сплошной, случайной, монетарной и стратификационной выборки.
Технологии автоматизации позволяют фиксировать выявленные нарушения и проводить распределение выявленных ошибок на генеральную совокупность.
Возможность использовать "Формирование отчета аудитора и аудиторского заключения" не заменяет аудитора, а лишь способствует эффективному использованию рабочего времени.
Основные положения аудиторской проверки
События на финансовом рынке, а также экономическая ситуация страны оказывают существенное влияние на деятельность аудируемых организаций, что, в свою очередь, не может не иметь последствий для аудиторской деятельности. В связи с этим для целей планирования аудита, анализа состояния внутреннего контроля, выполнения аудиторских процедур по существу, взаимодействия с представителями собственников необходимо руководствоваться методикой аудита.
Как уже было сказано, ее основные черты – единство анализа и синтеза, изучение показателей в их взаимосвязи, в развитии.
Цель проведения аудита определяется ФПСАД № 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" и заключается в выражении мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности. Кроме того, аудитор должен высказать мнение о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Следует отметить: специфика аудиторской профессии состоит в том, что, будучи связанным условиями договора с конкретным клиентом (аудируемым лицом), аудитор является лицом независимым и обязан действовать в интересах широкого круга лиц, прежде всего инвесторов и финансовых организаций, подтверждая для них своим независимым мнением достоверность финансовой отчетности аудируемого лица.
При формировании мнения о достоверности отчетности аудитор должен руководствоваться положениями законодательства Российской Федерации. Планируя аудиторскую проверку любого экономического субъекта, аудитор должен руководствоваться прежде всего Гражданским, Налоговым кодексами РФ, Федеральными законами от 30.12.2008 № 307-Φ3 "Об аудиторской деятельности", от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н), отдельными Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Учитывая, что деятельность аудируемых объектов различна, как неодинаков и состав имущества и обязательств, соответствующие разделы (параграфы) учебника дополняют указанный перечень необходимых законодательных нормативных актов.
В целях повышения качества аудита при проведении аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций следует обратить внимание на следующее:
1) проверка допустимости применения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД № 11);
2) рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ФСАД 5/2010);
3) рассмотрение соблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции (ФСАД 5/2010);
4) предотвращение угрозы "привычности" персонала, занятого аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности и того же аудируемого лица (ФПСАД № 34);
5) отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности:
• правильность применения аудируемым лицом нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
• обоснованность отступлений от правил бухгалтерской отчетности;
• существенность информации, раскрытой аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности;
• представление аудируемым лицом в бухгалтерском балансе активов и обязательств;
• полнота раскрытия аудируемым лицом информации о связанных сторонах;
• полнота раскрытия аудируемым лицом информации об условных фактах хозяйственной деятельности;
• составление аудируемым лицом консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности;
• оформление бухгалтерской отчетности;
• раскрытие информации о неопределенности в деятельности аудируемого лица;
• определение изменения оценочных резервов;
• соответствие принятых аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям его деятельности;
• последовательность применения аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности;
• полнота бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
Для того чтобы сделать определенные выводы, по правильности применения нормативно-правовых актов следует установить:
• выполняется ли такое требование, как осмотрительность;
• как представляется информация о средствах в расчетах, выраженных в иностранной валюте;
• каков порядок признания доходов, в том числе от реализации имущества;
• как отражаются и распределяются коммерческие и управленческие расходы по отношению к себестоимости реализованной продукции, работ, услуг;
• порядок расчета курсовых разниц по займам и кредитам, взятым в иностранной валюте;
• обоснованность устанавливаемых сроков полезного использования для объектов основных средств и нематериальных активов;
• применяемые способы начисления амортизации объектов основных средств, в том числе по реконструируемым объектам;
• порядок создания резервов под снижение стоимости материальных ценностей;
• проведение последующей оценки финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;
• резервирование сомнительных долгов;
• своевременность списания на финансовые результаты дебиторской и кредиторской задолженности;
• порядок расчета сумм постоянных и временных разниц, связанных с применением ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н при исчислении налога на прибыль;
• информацию о выданных обеспечениях, в том числе поручительствах и векселях;
• раскрытие информации об операциях со связанными сторонами;
• наличие хозяйственных операциях и событиях после отчетной даты;
• порядок оформления и утверждения финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• наличие условий составления консолидированной (сводной) отчетности.
Для получения аудиторских доказательств используется различная информационная база. Рассмотрим примерный перечень документов, являющихся источниками информации, используемыми для аудиторской проверки:
• учредительные и организационные документы аудируемого лица;
• наличие документов, подтверждающих постановку на учет организации в органах государственной власти и контроля; перечень имеющихся лицензий и сертификатов;
• решения и приказы, устанавливающие полномочия должностных лиц;
• список связанных сторон, положение о Системе внутреннего контроля (должностные инструкции внутренних аудиторов);
• учетная политика для бухгалтерского и налогового учета, рабочий план счетов и график документооборота;
• выполнение рекомендаций по аудиту за предшествующий период;
• договоры (контракты) с основными поставщиками и покупателями;
• бухгалтерские регистры балансовых и забалансовых счетов;
• первичные учетные документы;
• целевое финансирование и поступления;
• документы налогового контроля в соответствии с особенностями налогообложения вида деятельности организации;
• книги покупок и продаж, журналы по учету счетов- фактур по НДС;
• расчеты по страховым взносам;
• материалы проверок налоговыми, таможенными органами и внебюджетными фондами, материалы проверок органами валютного контроля;
• бухгалтерская отчетность организации, статистическая отчетность;
• прочие документы.
Некоторые отчеты и документация организации служат источником при аудите практически любого раздела бухгалтерского учета – годовая бухгалтерская отчетность. Под таковой, как указано в ст. 1 Закона № 307-Φ3, имеется в виду отчетность, предусмотренная Законом о бухгалтерском учете, состав которой определен ст. 14 этого закона, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами (п. 2 ст. 13):
• бухгалтерский баланс;
• отчет о финансовых результатах или отчет о целевом использовании средств (для некоммерческой организации);
• приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах[1]:
– отчет об изменениях капитала;
– отчет о движении денежных средств;
– пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в табличной и (или) текстовой форме.
Кроме того, для понимания организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля необходимо запросить приказ по учетной политике аудируемой организации. Комплексными источниками информации являются главная книга и оборотно-сальдовая ведомость.
Процедура обобщения результатов проверки проводится по всем разделам плана и состоит из:
• анализа составленных в процессе аудита рабочих документов;
• подготовки сводных (итоговых) документов;
• определения существенных отклонений;
• анализа факторов постоянно действующего хозяйствующего субъекта;
• исследования порядка представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• оценки достаточности собранных аудиторских доказательств;
• выявления событий после даты составления отчетности, требующих корректировки этой отчетности;
• составления письменной информации аудитора руководству по результатам проверки;
• составления аудиторского заключения.
В обязанности аудитора на данном этапе входит информирование руководства хозяйствующего субъекта о результатах аудита и предложение внесения последним необходимых корректировок в отчетность до формирования аудитором окончательного мнения.
Законодательство обязывает доводить до сведения акционеров результаты аудита хозяйствующего субъекта. Для этого в процесс оценки результатов аудита включают подготовку доклада на общем собрании акционеров.
Оценка состояния бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности экономического субъекта должна содержать:
• анализ ведения бухгалтерского учета и порядка подготовки бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету, общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
• отражение существенных нарушений установленного порядка бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, выявленных в процессе аудита.
Только таким образом, аудиторская организация может удостоверится в правильности бухгалтерской отчетности, а именно исследуя ее, подвергая испытанию для выяснения ее достоверности.