Автоматизация анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности
Автоматизация финансового анализа, в том числе и анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, является средством достижения его целостности, объективности и достоверности. Использование возможностей современных программных средств позволяет повысить точность и оперативность финансового анализа, обеспечивает возможность представления выходной информации в табличной и графической форме, обеспечивает внесение корректив в методику расчетов и в формы отображения конечного финансового результата.
В настоящее время существует обширный рынок программных продуктов финансового анализа, позволяющих оценить и проанализировать финансовое состояние хозяйствующего субъекта по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Наибольшее развитие и применение получили программные продукты фирм: "ИНЭК", "Интеллект-Сервис", "Альт-Инвест", "Про-Инвест ИТ".
Рассмотрим функциональные возможности данных программ на примере программного продукта фирмы "ИНЭК", который наилучшим образом учитывает особенности промышленных предприятий и позволяет оперативно обеспечивать пользователей разнообразными данными финансового анализа с различной степенью детализации информации на всех уровнях принятия управленческих решений.
Программа предназначена для финансового анализа, основанного на расчете показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятий и их финансовое положение.
Для анализа финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности используются следующие группы показателей:
o показатели эффективности, характеризующие рентабельность деятельности предприятия и доходность вложений (рентабельность деятельности и капитала, оборачиваемость активов и элементов оборотного капитала);
o показатели платежеспособности, выявляющие способность предприятия расплатиться с текущими долгами и вероятность его банкротства в ближайшее время (коэффициент покрытия, промежуточный коэффициент покрытия, срочная и абсолютная ликвидность, интервал самофинансирования, коэффициент Бивера и др.);
o показатели финансовой устойчивости, характеризующие степень независимости предприятий от внешних источников финансирования (уровень собственного и уровень заемного капитала, соотношение заемного и собственного капитала, коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным и долгосрочным заемным капиталом и др.);
o показатели рыночной оценки предприятия, дающие возможность сравнивать его рыночную стоимость с балансовой стоимостью. Это "книжная стоимость" простой акции, отношение рыночной цены простой акции к "книжной стоимости" простой акции, прибыль на одну простую акцию, дивиденды на одну простую акцию, коэффициент дивидендных выплат, рыночная цена простой акции к прибыли на одну простую акцию, дивидендный доход на простую акцию, рыночная стоимость предприятия к балансовой стоимости предприятия, рыночная стоимость предприятия к чистым активам, коэффициент покрытия дивидендов по простым акциям.
Основной исходной информацией для анализа служат данные месячной, квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятий (Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках).
Ввод данных производится вручную или путем импорта из любой бухгалтерской системы, создающей указанные формы отчетности. Для удобства пользователя блок ввода исходных данных, подлежащих анализу, поставляется без защиты и может распространяться неограниченно.
Показатели можно проанализировать за указанный период или в динамике за ряд месяцев, кварталов, лет. Анализ проводится не только по исходным значениям показателей, но также по базисным и цепным темпам их роста и прироста. Результаты анализа автоматически пересчитываются в любой вид валюты при условии внесения изменений курса валюты по отношению к рублю в Справочник валют, поставляемый вместе с программой.
В программе предусмотрено сравнение рассчитанных показателей с рекомендуемыми значениями, которые настраиваются для различных отраслей деятельности.
По выбранным показателям и заданным для них параметрам программа автоматически распределяет предприятия по классам кредитоспособности.
В программе предусмотрен режим сравнения предприятий по любому выбранному показателю.
Баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия отображаются на русском и английском языках в стандартах GAAP (Generelly Accepted Accouling Principles, США) и (International Accouting Standarts, страны EC).
В программе в текстовом виде формулируется заключение по финансовому состоянию предприятия, характеризующее его деловую активность и надежность на основе анализа:
o стоимости основных средств и внеоборотных активов:
o запасов сырья, материалов и других аналогичных ценностей;
o запасов готовой продукции на складе;
o объемов дебиторской и кредиторской задолженности;
o собственного капитала;
o величины собственных оборотных средств;
o долгосрочных и краткосрочных обязательств;
o показателей эффективности, платежеспособности и финансовой устойчивости.
Программа позволяет экспортировать рассчитанные показатели в MS Excel, Word for Windows и т.п.
Использование данного программного продукта при проведении финансового анализа позволяет получить результаты расчетов в табличном и графическом виде, что дает возможность оперативно и наглядно обеспечить всех пользователей надежной информацией с целью принятия обоснованных управленческих решений.
В последнее время крупные предприятия, такие как предприятия металлургического, нефтегазового комплекса и другие, используют автоматизированные системы ERP-класса, которые по функциональным возможностям позволяют автоматизировать деятельность предприятия. Они позволяют вести финансовый и управленческий учеты, а также учет для целей налогообложения, формировать отчетность по российским и международным стандартам, оценивать финансовое положение предприятия. Данные системы зарубежных производителей обычно ориентированы на западные методики учета и формирования отчетности согласно МСФО, однако в той или иной степени адаптированы к ведению учета и по российским стандартам.
ERP-система (ERP - enterprise resource planning - планирование ресурсов предприятия) - система управления ресурсами предприятия. Иными словами, это программная среда, которая может охватить все ключевые процессы деятельности предприятия: закупки, продажи, производство, кадры, финансы и т.п.
ERP-системы для крупных предприятий являются интернет-решениями, т.е. с их помощью группы компаний, расположенные по всей стране, можно объединить в единое целое таким образом, что данные будут доступны в любой момент времени и в любом месте. Прочие ERP-системы, как правило, терминальные, т.е. по компьютерным сетям передаются не данные, а лишь их визуальное изображение, поэтому в филиалах появляется возможность наблюдать за бизнес-процессами без оперативного вмешательства.
Существенно упрощают процесс подготовки отчетности в соответствии с МСФО специализированные программы отечественных производителей, например конфигурация "Управление производственным предприятием" для платформы "1С: Предприятие 8" и "Инталев: корпоративные финансы 2005" версии "Проф".
Система "1С: Управление производственным предприятием 8" предназначена для ведения учета и составления отчетности по российским стандартам, а также для подготовки отчетности согласно международным стандартам. В данной системе для учета и формирования отчетности в соответствии с МСФО разработана подсистема "Учет по МСФО" при поддержке компании Pricewatcrhousc Coopers. Система позволяет готовить как индивидуальную, так и консолидированную отчетность в соответствии с международными стандартами.
ERP-системы для средних предприятий по умолчанию содержат планы счетов, соответствующие российским и международным стандартам, а также прочие предварительные настройки, позволяющие сблизить два вида учета, что является положительным моментом в отличие от крупных ERP-систем.
В плане счетов можно указать до 30 аналитических признаков (исключение составляет система "Галактика", которая представляет до шести уровней аналитики), причем названия счетов и аналитика к ним не фиксированы в системе, а настраиваются по желанию заказчика. Все аналитики имеют возможность интеграции в другие модули, поэтому их можно использовать не только в бухгалтерии, но и для других производственных целей.
Все автоматизированные системы являются мультивалютными. Консолидацию отчетности можно проводить как по каждому юридическому лицу в отдельности, так и в целом по холдингу. Причем доступна полная и частичная консолидации по различным счетам. Счета в долларах и евро можно консолидировать с использованием разных курсов обмена валют, а также проводить коррекцию курса в ходе консолидации.
Все ERP-системы имеют встроенные возможности генерации стандартных (установленных в соответствии с законодательством) форм отчетов и настраиваемых произвольных отчетов: финансовых, аналитических, бухгалтерских, управленческих и др.
Внедрение и настройка ERP-систем осуществляются поэтапно:
1) осуществляются обследование предприятия и разработка технического задания, в котором описываются все бизнес-процессы на предприятии, разрабатываются алгоритмы обработки данных, учетная политика, правила переноса проводок и т.д.;
2) проводится настройка и модификация программного обеспечения;
3) организуется обучение пользователей;
4) осуществляется тестовая и рабочая эксплуатация.
Данный процесс занимает значительное время (от нескольких месяцев до года и более) и требует больших финансовых вложений, так как при разработке учетных политик, планов счетов, правил корректировки привлекаются специалисты крупных аудиторских и консалтинговых компаний.
Стоимость перехода на ERP-систему индивидуальна, но в конкретных случаях может составлять не менее 100 тыс. долл. США. Эта сумма складывается из стоимости лицензий, количества рабочих мест, внедряемых подмодулей, непосредственно стоимости внедрения, затрат на обучение персонала и т.п. При этом внедрение ERP-системы не столько связано с переходом на МСФО, сколько служит более глобальной задаче оптимизации всех бизнес-процессов на предприятии в целом.