Аутсорсинг как инструмент сервисной логистики

В современной мировой экономике одним из основных направлений стратегии предприятия становится концентрация на приоритетных видах бизнеса и операциях. Это способствует рациональному распределению ресурсов предприятия на те виды бизнеса, которые являются конкурентоспособными и в которых у организации есть определенные преимущества. Такой подход за рубежом часто называется определением "ключевой компетенции" (core competence). В связи с этим все большее распространение приобретает аутсорсинг (outsourcing).

Термин "аутсорсинг" обозначает сокращение или отказ от собственного бизнес-процесса, обычно не профильного и/или не прибыльного для предприятия и передачу его специализированным организациям. Аутсорсинг позволяет предприятию сконцентрироваться на его основной деятельности. Сегодня за рубежом в аутсорсинг можно выделить практически любую функцию, например, логистику, информационное обслуживание, управление людскими ресурсами и даже производство.

Принято выделять следующие преимущества аутсорсинга: возможность обеспечить концентрацию па профильной деятельности, использовать наилучшие методы и опыт, сократить затраты на применение передовых технологий, повысить конкурентоспособность. Рассмотрим их более подробно.

Концентрация на профильной деятельности. Аутсорсинг позволяет предприятию сосредотачивать внимание и ресурсы на основном конкурентоспособном бизнесе и предоставить выполнение рутинных ежедневных задач внешней организации, специализирующейся на выполнении этих функций.

Использование наилучших методов и опыта. Предприятия, которые предоставляют услуги аутсорсинга, постоянно совершенствуют свои специализированные услуги и ищут возможности применить лучшие технологии и решения, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. Это, в свою очередь, помогает организации, использующей аутсорсинг, быстрее достигать осуществления в своей повседневной деловой жизни более эффективного бизнес-процесса.

Сокращение затрат на применение передовых технологий. Как упоминалось выше, поставщики услуг аутсорсинга внедряют последние технологии в своей деятельности, при этом они могут достигать существенной экономии за счет масштабов внедрения. Вследствие этого потребители аутсорсинга могут в полной мере получать выгоды от использования передовых технологий, не осуществляя самостоятельные затраты на их полномасштабное внедрение. Это, в свою очередь, помогает снизить общие затраты в системе и добиваться повышения производительности и эффективности ключевого бизнеса.

Повышение конкурентоспособности. Аутсорсинг, вследствие выше перечисленных причин, помогает организации более эффективно и быстро реагировать на изменяющиеся запросы потребителей и, следовательно, иметь преимущества в конкурентной борьбе.

В результате применения аутсорсинга сокращается потребность в капиталовложениях, повышается качество продукции, так как поставщиком становится специализированная организация, происходит концентрация управленческих ресурсов за счет уменьшения количества объектов управления.

Однако при использовании механизма аутсорсинга необходимо учитывать возможность возникновения определенных негативных аспектов: уменьшение экспертных знаний в организации, повышение уязвимости организации, изменение политики организации и самой организации, ухудшение морального состояния персонала.

Уменьшение экспертных знаний. Аутсорсинг какой-либо функции приводит к тому, что в этой области уменьшаются или совсем исчезают внутренние экспертные знания в самой организации.

Повышение уязвимости организации. Аутсорсинг повышает уязвимость потребителя сервисных услуг, так как он становится частично или полностью зависимым от производителя сервисных услуг.

Изменение политики организации и самой организации. Использование аутсорсинга приводит к изменению существующей, как правило, достаточно эффективной политики предприятия и самой структуры организации. Требуется разработать новую политику и организацию, в отношении которых всегда существуют опасения в их состоятельности. Для этого требуются время и деньги, а также готовность пойти на изменения со стороны персонала. При этом следует также учитывать реакцию потребителей.

Моральное состояние персонала. Отношение персонала к аутсорсингу играет очень важную роль в процессе сто реализации. В общем случае действия, касающиеся персонала, могут быть сведены к трем направлениям: перераспределение внутри организации, переподготовка для использования в интересах организации, увольнение. Переподготовка и повышение уровня образования персонала позволяет организации быстрее приспособиться к новым методикам и повысить свою рыночную эффективность.

За рубежом концепция аутсорсинга в сервисной логистике развивается уже довольно давно и сегодня рынок аутсорсинга оценивается во многие миллиарды долларов. Однако в нашей стране ему уделяется довольно мало внимания.

Во всем мире особое значение имеет аутсорсинг в логистике, там уже много лет наблюдается тенденция передачи части или всех логистических функций специализированным организациям, и аутсорсингом логистических услуг пользуются подавляющее большинство предприятий. Сочетание эффективности применения инструментов логистики и тенденции концентрации предприятий на основных видах деятельности дает широкие возможности для развития рынка логистического аутсорсинга и специализированных логистических посредников.

Компании, предоставляющие логистические услуги, согласно принятой за рубежом классификации, подразделяются в зависимости от степени интегрированное™ их деятельности с бизнесом заказчика, количества реализуемых логистических функций, а также доступа к международным и региональным рынкам сбыта на три основных группы: традиционный логистический посредник, ЗРl-провайдер, 4Рl-нровайдер (табл. 7.20).

Традиционный логистический посредник. Это узкофункциональный логистический посредник, который работает на рынке классических логистических услуг. Среди них можно назвать транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры, агенты, стивидорные и страховые компании, фирмы по оказанию информационно-консалтинговых услуг в области логистики и т.д.

3PL-провайдеры. Аббревиатура 3PL является производной от английского термина third patty logistics providers, в дословном переводе - поставщики логистических услуг,

Таблица 7.20 Фирмы - субъекты логистического сервиса

Параметр

Традиционный логистический посредник

ЗРL-провайдер

4РL-провайдер

Услуги

Единственная функция

Многофункциональность

Интегрированная многофункциональность. Комплексность услуг

Доступ к рынкам сбыта

Местный, региональный

Межрегиональный

Глобальный. Доставка "от двери до двери"

Взаимоотношение в цени поставок

Разовые сделки (контракт на год)

Долговременные отношения (3-5 лет)

Стратегическое партнерство

Конкурентоспособность

Разрозненная

Кооперация

логистических

посредников,

формирование

альянсов

Несколько крупных альянсов на рынке

Компетентность компании

Много активов, выполнение отдельных операций

Смешение от владения активами к владению информацией

Акцент на управлении информацией, интеграция на основе 1Т-решений

Ценность компании для клиентов

Снижение

издержек

благодаря

оптимизации

отдельных

функции

Снижение издержек благодаря комплексной оптимизации бизнес-процессов

Снижение издержек и оптимизация всех бизнес-процессов благодаря интеграции цепи поставок

представляющие третью сторону. Часто их называют логистическими провайдерами (ЛП), или же провайдерами логистических услуг (ПЛУ), что соответствует в английском языке Logistic Service Providers и часто обозначается аббревиатурами LSPs, 3PLs, TPLs. Это фирмы, оказывающие клиентам - промышленным, торговым или сервисным компаниям - комплексный логистический сервис. Такие компании берут под свой контроль несколько или все логистические функции. Предоставляя широкий спектр услуг, логистический провайдер становится тесно интегрированным партнером заказчика и обеспечивает функционирование важнейших звеньев цепи распределения фирмы, поэтому его работа с клиентами обычно строится на основе средне- и долгосрочных контрактов. Зачастую контрактами закрепляется материальная ответственность таких провайдеров за качество обслуживания определенной части логистической цепи, что создает атмосферу индивидуализации логистического сервиса и оказывает положительное влияние на рынок контрактной логистики в целом.

В основном ЗРL-провайдеры являются дочерними компаниями, которые выделились из бизнеса основной родительской организации (компании-экспедитора, компании, оказывающей услуги складирования и т.п.), чтобы удовлетворять возросшие потребности покупателей и предоставлять им более широкий спектр услуг.

Принято выделять пять основных типов логистических провайдеров: ЛП на основе компаний-перевозчиков; ЛП на основе складских операторов; ЛП на основе брокерских/экспедиторских компаний; ЛП на основе компаний, занимающихся оптимизацией транспортных услуг, формированием отправок и ЛП на основе компаний, разрабатывающих программное обеспечение.

Эти компании, в свою очередь, можно разделить на две основные категории: компании с реальными физическими активами (asset based) и компании, использующие в своей деятельности аутсорсинг (non-asset based).

Организации, владеющие реальными активами, имеют в собственности или приобретают по лизингу транспортные средства, складские помещения и пр. Фирмы, пользующиеся услугами аутсорсинга, заключают соглашения с другими фирмами, предоставляющими все или часть услуг в сфере физического распределения.

Фирмы, оказывающие информационные услуги представляют собой разновидность "компаний без физических активов", которые действуют как посредники при оптимизации логистических систем предприятий и взаимодействуют с другими владеющими активами фирмами на контрактной основе.

Интересно отмстить, что за рубежом уже в 1999 г., согласно исследованиям Armstrong & Associates более трети доходов приходилось на логистических провайдеров, занятых в сфере предоставления услуг добавленной стоимости в области складирования и на компании по оптимизации транспортировки, не имеющие собственных активов.

4РL-провайдеры. Аббревиатура 4PL является производной от английского термина fourth party logistics providers. Это логистические интеграторы полного цикла. Отличие данного типа компаний от ЗРL-провайдеров заключается в применении системного подхода к управлению всеми логистическими бизнес-процессами заказчика, координации действий фокусной компании и ее ключевых контрагентов в цепи поставок, обеспечении их эффективного взаимодействия и обмена данными в реальном масштабе времени на основе современных информационных систем и технологий.

Всех логистических интеграторов полного цикла также можно разделить на две категории с учетом того, имеют они реальные физические активы (asset based) или не имеют и действуют при оптимизации логистических систем только как посредники (non-asset based).

Полный пакет логистических сервисов, который должна быть в состоянии реализовать компания, претендующая на статус 4РL-провайдера в развитых странах, включает в себя следующий перечень услуг:

- прямая транспортировка;

- управление складированием;

- консолидация отправок;

- экспедирование;

- оформление платежей за перевозки;

- сопровождение грузов;

- услуги таможенного брокера;

- проектирование информационных систем;

- выбор информационного обеспечения;

- обеспечение функционирования информационных систем;

- выбор перевозчиков; переговоры о тарифах;

- возврат товара;

- управление автотранспортом;

- переупаковка, маркировка;

- контрактное производство;

- управление выполнением заказов;

- консолидация отправок;

- управление запасами; формирование заказов;

- обеспечение запчастями;

- консультационные услуги;

- снабжение материалами.

Следует обратить внимание, что для достижения статуса ЗРL-провайдера достаточно только реализовать набор услуг, который позволит комплексно управлять отдельным бизнес-процессом, например обеспечением товародвижения от момента приема заявки клиента до сервисного обслуживания проданного товара.

Современный рынок логистических услуг характеризуется тем, что потребители требуют от логистических операторов предоставления более широкого и исчерпывающего набора услуг, поскольку хотят сотрудничать только с одним провайдером в роли ведущего логистического менеджера.

Сегодня в области логистики наиболее растущим сегментом является ЗРL-провайдинг, который занимает в Европе около 40% от общего объема рынка сервиса в логистике.

Формирование в России рынка ЗРЬ, и тем более 4РЬ-провайдинга, только начинается. Однако спрос на логистические услуги у нас стабильно растет за счет выхода на российский рынок иностранных ритейлеров, отлаженные технологии которых предполагают специализацию их партнеров на основных видах деятельности, прежде всего па закупках и сбыте. Не имея достаточного опыта организации логистики в российских условиях, они стремятся передать складские, транспортные и прочие функции в управление сторонней организации, предъявляя при этом весьма жесткие требования к качеству услуг.

Крупнейшие российские торговые сети, являющиеся также потенциальными клиентами логистических компаний, прекрасно осознают, что логистика не их бизнес. Строить собственные распределительные центры и организовывать службы доставки их заставляет исключительно отсутствие на рынке предложения, полностью отвечающего их потребностям.

На рынке контрактной логистики, основой которого в России, как и во всей Европе, являются услуги ЗРL-провайдеров, имеется значительный объем неудовлетворенного спроса. Основными целями сотрудничества торговых и производственных компаний с логистическими посредниками данного класса является получение конкурентных преимуществ за счет:

- сокращения операционных логистических издержек, повышения эффективности функционирования ЛС и, как следствие, снижения себестоимости продукции;

- повышения уровня гибкости фирмы и способности адаптироваться к постоянным изменениям условий ведения бизнеса;

- уменьшения рисков;

- уменьшения длительности операционных и логистических циклов.

Приоритетными задачами логистических операторов должны стать достижение высокого качества и комплексности предоставляемых услуг, расширение материально-технической базы и организация слаженного взаимодействия с таможенными органами. Наличие спроса будет стимулировать процесс формирования логистических посредников, соответствующих предъявляемым компаниями требованиям.

При выборе внешнего логистического партнера желательно найти такого провайдера, который помимо ее собственных потребностей готов обсуждать потребности клиентов организации-партнера. Необходимо установить стандарты для ключевых параметров деятельности. Профессиональные провайдеры могут поддерживать целый ряд программ улучшения качества и обычно включают "метрики исполнения" (performance metrics) в контракт. В случае превышения ожиданий они готовы обсуждать соглашения на основе участия в разделении прибыли и готовы заплатить штраф в случае, когда они не смогут справиться с поставленной задачей.