Аутсорсинг как инструмент реформирования предприятий
Один из инструментов реформирования предприятий - аутсорсинг.
Аутсорсинг - это передача выполнения неперспективной, с коммерческой точки зрения, деятельности внешней организации, способной выполнять ее эффективнее, т.е. с приемлемым качеством и меньшими затратами, чем у внутреннего подразделения, либо с более высоким качеством и без существенных различий в стоимости и т.д.
В буквальном смысле аутсорсинг (от англ. outsourcing) означает "использование внешних источников". На языке бизнеса аутсорсинг можно определить как делегирование определенных функций сторонним организациям, специализирующимся на соответствующих видах деятельности. Предприятие может поручить внешней стороне выполнение отдельных маркетинговых функций, а именно планирование маркетинговой деятельности, проведение исследований, PR-поддержку и другое, или координацию маркетинговой деятельности в целом - от разработки стратегии до привлечения специализированных организаций и случае необходимости.
Главное преимущество аутсорсинга - это то, что, передавая функции подразделения в ведение сторонней организации, предприятие может сконцентрировать свои усилия на основной деятельности, тем самым повышая эффективность своего бизнеса (например, сосредоточиться на производстве продукции и ее непосредственном сбыте).
Еще одно преимущество - аутсорсингом я структура, имея бесценный опыт работы с различными предприятиями, постоянное самосовершенствуется, использует новые и передовые инструменты, обладает широчайшими связями на соответствующем рынке.
Все это позволяет аутосорсерам позволяет им находить оптимальные решения и нестандартные ходы.
Стратегия аутсорсинга позволяет решить такую важную проблему, как нехватка квалифицированных кадров, способных реализовать самые сложные задачи. На сегодняшний день стоимость на рынке хорошего специалиста довольно высока. А если объем работ велик, то рано или поздно выгоднее платить за выполненную работу, а не за потраченное на нее рабочее время. Качество же выполняемых сторонней организацией работ обусловлено законами конкуренции, и в случае недовольства проделанной аутсорсером работы его просто заменят на другого.
Стратегия аутсорсинга подразумевает долгосрочное сотрудничество двух организаций, основанное на принципах партнерства. Учитывая тесные отношения аутсорсера и нанимателя, а также время, необходимое для установления этих отношений, частая смена аутсорсера не идет на пользу бизнесу предприятия. Наниматель должен учитывать, что устранение ошибок в ходе работы с имеющимся аутсорсером в большинстве случае менее болезненно, чем притирка к новому партнеру.
Договор аутсорсинга представляет собой документально оформленные отношения между заказчиком и аутсорсером на возмездной основе по передаче определенных функций на обслуживание другого предприятия, находящегося на территории государства либо за его пределами и специализирующегося в соответствующей области, на длительный период в целях концентрации на основных видах деятельности, повышения качества выполняемых работ (оказываемых услуг), снижения расходов, оптимизации налогообложения и экономических рисков, что соответствует стратегии развития предприятия по обеспечению конкурентоспособности предприятия.
На современном этапе развития экономических отношений становится все более актуальным вопрос о выборе предприятия-аутсорсера по оказанию услуг на основе аутсорсинга. Стратегия выбора аутсорсера включает шесть этапов (рис. 15.1).
Согласно данным компании Frost & Sullivan, в течение последних трех лет суммарный рынок IT-аутсорсинга Франции, Германии, Гонконга, Японии, Великобритании и США увеличился на 51,6 млрд долл. А по оценкам аналитической группы Datamonitor и консалтинговой компании Everest Group, за один лишь 2004 г. рынок IТ-аутсорсинга увеличился на 37% и составил 163 млрд долл.
Рис. 15.1. Стратегия выбора аутсорсера
Развивается аутсорсинг и в России. В ряде отраслей российской экономики, включая нефтегазовую и цветную металлургию, передача тех или иных видов деятельности на сторону вес чаще выступает в качестве инструмента реорганизации предприятий. В то же время практика реформирования российских предприятий свидетельствует об увеличивающейся потребности отечественных предприятий в методическом обеспечении проведения и оценки экономической эффективности аутсорсинга.
Аутсорсинг подразумевает серьезную вовлеченность сторонней организации в бизнес клиента. Таким образом, важный фактор аутсорсинга - доверие со стороны компании-нанимателя. Клиент, желающий получить от работы аутсорсера максимум отдачи, должен делиться информацией, необходимой для успешной реализации поставленных задач, даже если эта информация является конфиденциальной. Поэтому нанимателю лучше сразу убедиться в том, что выбранная компания-аутсорсер соблюдает основные принципы этики такого рода бизнеса, а именно: не работает одновременно с предприятиями, являющимися прямыми конкурентами, и готова сохранять в тайне информацию, которую клиент считает конфиденциальной, в том числе после возможного расторжения контракта.