Аутсорсинг как экономическая основа работы адвоката с юридическими лицами
В среде российских предпринимателей, руководителей организаций широко распространено мнение о том, что к услугам адвокатов следует прибегать в самом крайнем случае, как правило, при возникновении претензий со стороны налоговых органов или правоохранительных ведомств; в повседневной жизни лучше обращаться к "своим", т.е. юристам — работникам организации. Этот взгляд нашел отражение и в юридической литературе. Например, Б. И. Пугинский и О. Г. Неверов, допуская возможность обслуживания адвокатами "небольших фирм" (почему только небольших, не раскрывается), немотивированно утверждают, что так как "адвокаты в штат обслуживаемых организаций не входят", то "очевидны те затруднения, которые испытывает организация, если ведущий исполнитель правовой работы не состоит в трудовых отношениях с ней". Есть и иной подход, по которому адвокаты занимаются узконаправленной правозащитной деятельностью, а не правовой работой в целом.
Действительно, в ст. 1 Закона об адвокатуре определено, что адвокаты оказывают квалифицированную юридическую помощь доверителям "в целях защиты их прав, свобод и интересов". Однако сам термин "защита" может толковаться и в узком, и в широком смысле. Так, под защитой понимается процесс реализации права на обращение в суд или иные государственные органы, а также осуществление иных правомерных действий для пресечения существующего нарушения охраняемых законом прав и интересов, т.е. для защиты "в узком смысле" необходим некий деликт. В широком же смысле защитой являются в том числе любые меры обшей и частной превенции, направленные на предупреждение противоправных деяний и устранение причин, их порождающих, а также иные действия, направленные на обеспечение законных интересов субъектов правоотношений.
Однако в современных условиях постоянное сотрудничество (именуемое иногда "абонементным обслуживанием") юридических лиц с адвокатами базируется не на указанных выше теоретических выкладках, а на основе понимания того факта, что окружающая экономическая и политико-правовая среда требует привлечения квалифицированных специалистов, отказ от услуг которых будет невыгоден для организации.
Касаясь современных условий ведения бизнеса, С. О. Календжян пишет: "Чтобы выжить в условиях современной конкуренции, компания должна постоянно приспосабливаться к окружению, отслеживать изменения во внешней среде ... Компании, работающие без должной адаптации своей системы управления к требованиям рынка, не выдерживают условий конкуренции и прекращают деятельность. Поэтому изменение управления и применение новых методов и средств менеджмента, направленных на усиление конкурентоспособности, становятся ключевым инструментом стратегии устойчивого развития бизнеса в условиях глобализации".
По мысли известного экономиста П. Друкера, в XXI в. "глобальная конкуренция должна стать стратегической целью всех учреждений. Ни одно учреждение, будь то коммерческое предприятие, университет или больница, не может рассчитывать на выживание, не говоря уже об успехе, если не будет соответствовать стандартам, которые устанавливают лидеры индустрии, в какой бы части мира они не находились". Иными словами, деятельность и коммерческих, и некоммерческих организаций регулируется одними и теми же экономическими законами, и независимо от организационно-правовых форм они испытывают влияние одних и тех же глобальных условий хозяйствования.
Поиски новых форм управления привели к пониманию, что "передача определенных функций внешним исполнителям объективно необходима любой компании, желающей быть конкурентоспособной"; в этом и заключается предмет аутсорсинга, "экономической сущностью которого является система отношений, возникающая при передаче компанией-заказчиком некоторых видов своей деятельности специализированным фирмам на основе долгосрочных договоров".
Раскрывая характер взаимоотношений заказчика и исполнителя, С. О. Календжян отмечает: "Принципиально важно, чтобы эти отношения были стратегическим выбором сторон, имели длительный период действия и, кроме того, предполагали очень высокий уровень взаимного доверия сторон. Ответственность за действия или бездействие со стороны аутсорсера значительно выше по сравнению с обычными контрактами купли-продажи. ...Аутсорсинг предполагает передачу исполнителю не только полномочий, но и ответственности за... предоставление некоторых видом услуг компаниям-партнерам по бизнесу".
Несомненно сходство отношений сторон при аутсорсинге и при адвокатской работе. Существенно, что ст. 5 Кодекса профессиональной этики адвоката закрепляет поддержание именно такого характера отношений. Более того, само наименование лица, обратившегося за юридической помощью — "доверитель" — раскрывает их особое ОГЛАВЛЕНИЕ, не только формально-юридическую, но и межличностную, человеческую ценность.
С точки зрения организации адвокатской деятельности с юридическими лицами важно, что одним из главных принципов аутсорсинга является правило — не прибегать к передаче полномочий только с целью экономии средств, ибо "главная задача при установлении аутсорсинговых отношений не экономия средств, а желание стать конкурентоспособной компанией". Таким образом, если потенциальный доверитель при принятии решения о заключении договора с адвокатом ориентируется только на сумму вознаграждения, которую будет необходимо перечислять на счет адвокатского образования, то по всей вероятности такие отношения не будут долгосрочными.
При этом, как пишет Д. Н. Тихонов, "далеко не все корпоративные юристы и даже руководители понимают необходимость привлечения внешних юристов в определенных ситуациях".
Указывая причины привлечения сторонних юристов, Д. Н. Тихонов соглашается с мнением иностранной фирмы "Salans", отметившем следующие основания для такою сотрудничества;
— при осуществлении транснациональных сделок в нескольких юрисдикциях;
— в тех отраслях права, где "внешняя" юридическая структура особенно сильна;
— в тех сделках, где местный язык и культура имеют особенное значение;
— при необходимости выполнения большого объема работ в короткие сроки;
— в случаях, когда нужно использовать авторитет "внешней" юридической компании;
— в конфликтных ситуациях, когда требуется участие стороннего посредника.
Наряду с этим Д. Н. Тихонов в перечень причин, которые способствуют привлечению внешних юристов, включает не только представляющие истинную ценность — хорошее знание законодательства, специализация и т.п., но и возможность использования этой юридической фирмы как страховки для внутренних юристов при решении сложных вопросов, а также способность решить ту или иную проблему в судебных инстанциях или административных органах, в том числе методом коррупции. Следует подчеркнуть, что любая незаконная, неэтичная деятельность адвокату категорически противопоказана. Главным побудительным мотивом приглашения адвоката к правовому обеспечению функционирования юридического лица должны быть компетентность и высокая квалификация адвоката, его профессиональные знания в тех областях, где "обычные" юристы не в состоянии оказать правовую помощь должным образом.
В связи с этим необходимо заметить, что в России весьма активно развивается аутсорсинг юридических услуг, хотя и в меньшей степени, чем в развитых иностранных государствах. По оценке журнала Forbes, российские юристы, специализирующиеся на обслуживании корпораций, не уступают иностранным юридическим фирмам "среднего уровня" ни по доходам, ни по масштабам деятельности.