Аудит учетного процесса при процедурах банкротства у кредитора
Кредиторы участвуют в процедурах банкротства в соответствии с Законом № 127-ФЗ. При проведении аудита у кредиторов проверке подвергаются данные, отраженные в бухгалтерском учете как задолженность заказчика за оказанные ему услуги по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Аудитор должен проверить порядок отражения на счетах не только возникновения данной задолженности, но и всех последующих операций, связанных с переводом задолженности в разряд сомнительных. Аудитор проверяет, переведена ли в учете организации-исполнителя просроченная дебиторская задолженность заказчику по оплате оказанных услуг в случае просрочки оплаты, превышающей 90 дней, в разряд сомнительных, что можно отразить в системе аналитических счетов. Проверке подвергаются операции по созданию резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете по просроченной задолженности. Если в отношении заказчика возбуждено дело о банкротстве, то аудитору следует установить, на какой стадии и процедуре находится данное дело, утверждено ли арбитражным судом мировое соглашение, как предусматривается погашение обязательств перед конкурсными кредиторами (например, в течение 12 месяцев равными долями). Аудитору следует проверить, признана ли сомнительной просроченная задолженность в целях бухгалтерского учета, создан ли по ней резерв по сомнительным долгам, в каком размере (например, 100% задолженности заказчика). Аудит суммы созданного резерва проводится по кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам".
Проверяя бухгалтерскую отчетность но сумме задолженности заказчика, по которой создан резерв по сомнительным долгам, аудитор устанавливает точность определения суммы задолженности заказчику, которая должна быть представлена в отчетности в сумме за минусом образованного резерва.
Следует проверить обоснованность создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете организации, на которые организация имеет право в порядке, установленном ст. 266 НК РФ, в полной сумме задолженности (п. п. 1, 3, пп. 1 п. 4 ст. 266 ПК РФ).
Так как в отношении заказчика возбуждено дело о банкротстве, то на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение (п. 1 ст. 150 Закона № 127-ФЗ).
Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов (большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов) (н. 2 ст. 12, п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 150 Закона № 127-ФЗ). Аудитору следует проверить наличие мирового соглашения, которое утверждается определением арбитражного суда и вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является для указанных лиц обязательным (п. 1, 2 ст. 52, п. 4, 5 ст. 150 Закона № 127-ФЗ).
Аудитор устанавливает, содержит ли мировое соглашение положение о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Как правило, аудитор устанавливает обоснованность принятого нового срока погашения обязательства заказчика перед конкурсными кредиторами, осуществляемого в соответствии с мировым соглашением. Аудитор может рекомендовать, например, погашение задолженности равными долями в течение 12 месяцев.
Если утверждено мировое соглашение, задолженность заказчика просроченной не является. Аудитору в связи с этим необходимо проверить, выведена ли данная задолженность из состава сомнительной, так как, соответственно, эта задолженность не может быть признана сомнительной как в бухгалтерском (на основании абз. 2 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации), так и в налоговом учете (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Аудитору следует рекомендовать в налоговом учете согласно п. 5 ст. 266 НК РФ сумму резерва по сомнительным долгам, не полностью использованную налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, перенести на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Аудитору следует рекомендовать, что в случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разницу целесообразно включать в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Аудитор проверяет в налоговом учете наличие сомнительного долга по случаям, связанным с мировым соглашением. Так, в случае если отчетным периодом по налогу на прибыль для организации являются месяц, два месяца, три месяца до окончания календарного года (в пределах срока, установленного мировым соглашением), сомнительного долга у организации не будет, так как сумма такого резерва будет равна нулю. Аудитору следует проверить, включается ли в состав внереализационных доходов соответственно вся сумма резерва, созданного ранее, в целях налогообложения.
Аудитор, устанавливая точность отражения в бухгалтерском учете неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам, определяет в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов присоединение к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, обоснованность отражения по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 1 "Прочие доходы". Аудитор должен проверить при списании суммы резерва в бухгалтерском учете у организации возникновение налогооблагаемой временной разницы, приводящей к образованию отложенного налогового обязательства (п. 8, 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).