Аудит смет доходов и расходов товариществ собственников жилья
Аудит смет доходов и расходов является важной составляющей аудита деятельности товариществ собственников жилья. Сложность вопросов планирования доходов и расходов ТСЖ, их неоспоримая важность привели к появлению различных подходов к разработке данных вопросов и организации аудита.
В связи с тем что ТСЖ является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством РФ пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, то изыскиваются средства для финансирования расходов по содержанию многоквартирного дома и оплате коммунальных услуг. Отдельной позицией расходов следует выделить расходы на текущий и капитальный ремонт общего имущества, оплачиваемых членами ТСЖ. Все эти виды платежей следует отнести к обязательным платежам и классифицировать их как целевые поступления, обеспечивающие эксплуатацию комплекса недвижимого имущества в товариществе, что соответствует целям его создания.
Как свидетельствует практика аудита, ТСЖ не уделяют должного внимания разработке необходимых документов, в том числе планово-финансового порядка. В этой связи аудитор на предварительной стадии аудита устанавливает наличие документов, их соответствие требованиям, установленным гражданским законодательством и собственниками помещений. Целесообразно установить наличие сметы доходов и расходов товарищества, ее соответствие установленным требованиям, проверить фактические доходы, расходы в сопоставлении с плановыми сметными и нормативными их объемами.
Аудитору следует проконтролировать как стоимость, так и качество оказываемых услуг. Необходимо иметь в виду, что Жилищным кодексом РФ предусмотрена форма контроля за финансовой деятельностью правления или управляющей структуры в виде проведения ревизионной проверки. Однако практика деятельности ТСЖ показывает, что зачастую право на информацию рядового члена ТСЖ определяется личностью председателя и ревизора. Как правило, деятельность данных специалистов осуществляется на общественных началах и требует значительных затрат времени, а также достаточной компетенции проверяющих. В случае если не оказалось членов ТСЖ, желающих войти в состав ревизионной комиссии, или вошедшие недостаточно компетентны, они могут не добиться желаемых результатов. При существенных нарушениях в деятельности ТСЖ возникает необходимость привлечения экспертов-аудиторов с целью подтверждения данных бухгалтерского учета на соответствие действующему законодательству, смете доходов и расходов. При необходимости проводится аудит платежей и взносов членов ТСЖ в целях экономической обоснованности статей расходов, обеспечения платежеспособности, формирования оптимальной платы за жилье при конкретном финансовом положении ТСЖ.
Выводы
1. Проводимая в настоящее время жилищная реформа предусматривает коренное изменение методов и подходов к финансированию и управлению системой ЖКХ. Аудитор должен учитывать, что основной целью реформы является перевод жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование и создание новых оригинальных подходов к управлению ЖКХ, основанных на самофинансировании и самоуправлении, наилучшем использовании ресурсов, выявлении внутренних резервов удешевления и улучшения, предоставляемых собственникам жилья услуг. Наиболее полно отвечает требованиям рыночной экономики и задачам реформирования управление многоквартирными домами в ТСЖ, основанных на демократических началах и самофинансировании.
2. В ходе исследования определены особенности проведения аудита отчетности ТСЖ, связанные с общеэкономическими и отраслевыми факторами, такими как реформа жилищной сферы, функционированием рынка жилья, необходимостью коллегиального принятия решений по управлению многоквартирным домом, частной собственностью на жилье, землю, общие коммуникации, правовое регулирование деятельности товариществ как некоммерческих организаций, имеющих особенности учета и налогообложения.
3. Методика аудита некоммерческих организаций – товариществ собственников жилья должна разрабатываться аудиторской организацией для систематизации подходов к организации проверки. Дан ная методика может быть использована как основное руководство по проведению аудита и других некоммерческих организаций в сфере ЖКХ. Аудиторские фирмы, проводящие проверки, могут использовать данную методику при разработке внутрифирменных стандартов и руководств, устанавливающих обязательные к использованию общие и специфические принципы и подходы к аудиту в сфере ЖКХ.
4. Структурно методика включает в себя несколько разделов. В разд. I методики представлен подготовительный этап, в разд. II "Сбор информации и аудиторских доказательств, систематизация материалов проверки" описаны некоторые технические аспекты практического применения положений и подходов методики, методические подходы к сбору аудиторских доказательств, разд. III раскрывает подходы к оценке результатов аудита.
5. Состав и ОГЛАВЛЕНИЕ рабочих документов аудитора формируются с учетом специфики аудируемых объектов. Одним из наиболее противоречивых объектов проверки выступают ТСЖ, в которых сочетаются интересы собственников и интересы контрагентов, поставляющих тепло, воду, электроэнергию, осуществляющих другие услуга. Особую значимость приобретают взаимоотношения с государственными организациями по применению государственных дотаций, реализации предусмотренных государством льгот.
Отсутствие отраслевых стандартов аудита, учитывающих специфику деятельности ТСЖ, обусловливает необходимость разработки внутрифирменных регламентов, способствующих формированию стройной системы аудита с учетом специфики аудируемого объекта.
6. Среди наиболее значимых процедур аудита следует рекомендовать:
• сопоставление фактических отчетных показателей выполнения смет доходов и расходов товарищества, данных бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями доходов и расходов товарищества на анализируемый период, выяснение отклонений и причин, их вызвавших;
• проведение вертикального анализа информации отчетности товарищества за ряд отчетных периодов с целью выявления тенденций и причин ухудшения показателей;
• сопоставление показателей деятельности товарищества, применяемых тарифов, льгот с аналогичными показателями жилищно-коммунальной сферы;
• оценку и анализ финансовой и нефинансовой информации (сведений о проведенных мероприятиях по социальной защите жильцов, деятельности товарищества в общих мероприятиях района, не отражаемой напрямую в системе его бухгалтерского учета).
Заключение аудитора должно быть полностью подтверждено рабочими документами и собранными материалами.
7. Особый раздел проверки должен быть посвящен системе документооборота в ТСЖ, что обусловливается отсутствием в товариществах большого штата управленческих работников, возникающими проблемами, связанными с неточным отражением в документах хозяйственных операций, отсутствием опыта и достаточных знаний у исполнителей по поводу заполнения и обеспечения движения документов. В целях систематизации подходов к проведению аудита системы документооборота аудиторским организациям следует разрабатывать внутрифирменный стандарт "Аудит системы документооборота в товариществах собственников жилья", опросный лист, документировать результаты аудита.
8. Аудит смет доходов и расходов является важной составляющей аудита деятельности ТСЖ. Сложность вопросов планирования доходов и расходов товариществ собственников жилья, их неоспоримая важность обусловливают необходимость уделения данному вопросу особого внимания. В связи с тем что ТСЖ является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, проверке подлежат вопросы правомерности взыскания и точности учета средств для финансирования расходов по содержанию многоквартирного дома и оплаты коммунальных услуг. Отдельно надо проверить обоснованность расходов на текущий и капитальный ремонт общего имущества, оплачиваемых членами ТСЖ, правильность их учета. Все эти виды платежей следует отнести к обязательным платежам и классифицировать их как целевые поступления, обеспечивающие эксплуатацию комплекса недвижимого имущества в товариществе, что соответствует целям его создания.