Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
В раздел включены вопросы аудита расчетов с подотчетными лицами, персоналом по прочим операциям.
Аудит расчетов с подотчетными лицами
Данный этап аудита заключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с подотчетными лицами.
Источниками информации для проведения проверки являются запрашиваемые аудитором бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учетов по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами", авансовые отчеты с приложением первичных оправдательных документов, расходные кассовые документы, приказы, распоряжения организации о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о сроках отчетности, о командировочных расходах и т.д.
При проведении проверки аудитор должен осуществить следующие процедуры:
• оценить систему внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;
• подтвердить достоверность выдачи и возврата подотчетных сумм;
• определить степень соблюдения нормативно-правовых норм по полноте возврата подотчетных сумм;
• проверить организацию аналитического учета расчетов с подотчетными лицами и его взаимосвязь с синтетическим учетом;
• проверить соблюдение организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами.
Для проведения тестирования системы внутреннего контроля по вопросу учета расчетов с подотчетными лицами аудитор может проверить:
• оформление авансовых отчетов;
• оформление командировочных расходов (в том числе за рубеж);
• своевременность возврата подотчетных сумм и сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию;
• существо отраженных в учете операций с подотчетными лицами.
Документальная проверка авансовых отчетов предусматривает проверку по форме и по существу отраженных операций и тестирование авансовых отчетов по форме:
• соответствие утвержденной организацией форме "Авансовый отчет";
• наличие номера и даты составления;
• указание подотчетного лица;
• указание суммы полученного аванса, израсходованной суммы, суммы остатка и перерасхода;
• указание назначения аванса;
• наличие подписей;
• заполнение обратной стороны авансового отчета.
Методика документальной проверки авансовых отчетов
по существу заключается в проверке законности отраженных в учете операций с подотчетными лицами.
Аудитору необходимо проконтролировать соблюдение сроков предоставления авансовых отчетов в бухгалтерию и их оформление.
Срок предоставления отчетности не может превышать трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки. При этом аудитор должен убедиться в наличии приказа руководителя организации об установлении подотчетных лиц, которым могут выдаваться деньги под отчет, и о сроках отчетности. Отчетность подотчетных лиц аудитор, руководствуясь Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, проверяет путем сверки дат в расходных кассовых ордерах на выдачу денег под отчет и в авансовых отчетах. Параллельно проверяется наличие значительной дебиторской задолженности подотчетных лиц и сроки ее отражения в бухгалтерском учете, а также причины ее непогашения.
Руководитель организации самостоятельно устанавливает размеры суточных, выплачиваемых работникам за время нахождения в командировке. Расходы на найм жилого помещения и проезд к месту командировки и обратно подтверждаются соответствующими документами. Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют расчетным путем[1]. При командировке работников за границу выдается аванс в валюте страны командирования исходя из норм суточных и квартирных[2]. Основные бухгалтерские записи представлены в табл. 20.5.
Таблица 20.5
Матрица бухгалтерских проводок по отражению операций по расчету с подотчетными лицами
Хозяйственная операция |
Д-т |
К-т |
Реализация товаров |
||
Отражена выдача денежных средств подотчетным лицам (в российских рублях) |
71-1 |
50-1 |
Отражена выдача денежных средств подотчетным лицам (в валюте страны командировки) |
71-2 |
50-2 |
Отражен возврат неиспользованных денежных сумм |
50 |
71 |
Отражены суммы, подлежащие удержанию из сумм оплаты труда работника (с его согласия), в связи с наличием у него неизрасходованных сумм |
70 |
71 |
Отражены расходы работника по командировке |
20, 23, 25, 26 |
71 |
Приняты к учету ценности, приобретенные подотчетными лицами |
08, 10, 15, 41 |
71 |
Отражено списание подотчетных сумм, утраченных вследствие чрезвычайных обстоятельств |
99 |
71 |
Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям
В текущей работе организации возникают разнообразные расчеты с персоналом (кроме расчетов на оплату труда). При планировании проверки аудитор должен убедиться в наличии таких расчетов и их существенности.
Данный этап аудита заключается в проверке расчетов по предоставленным займам, продаже работникам товаров в кредит и возмещению материального ущерба.
Организация может предоставить работнику заем на индивидуальное строительство, приобретение необходимого имущества, в случае тяжелого материального положения и т.п.
Займы могут быть выданы как на возмездной, так и безвозмездной основе. С работником заключается договор, где отражаются сроки и условия выдачи и погашения займа. В случае предоставления беспроцентного займа аудитор должен убедиться, что организация (налоговый агент) правильно исчислила НДФЛ с сумм полученной материальной выгоды (п. 3 ст. 212 НК РФ).
Во время выполнения трудовых обязанностей работник может причинить организации ущерб в результате производства бракованной продукции. Материально ответственные лица не застрахованы от возникновения недостач ТМЦ и хищений. Все случаи причинения материального ущерба расследуются и относятся на виновное лицо при признании им вины или по приказу руководителя. При этом работники могут привлекаться к полной или ограниченной материальной ответственности.
Размер причиненного ущерба определяют по данным бухгалтерского учета на основе балансовой стоимости ТМЦ.
Расчеты с работниками по прочим операциям ведутся с использованием счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (табл. 20.6).
Таблица 20.6
Матрица бухгалтерских проводок по отражению операций по расчету с персоналом по прочим операциям
Хозяйственная операция |
Д-т |
К-т |
Реализация товаров |
||
Отражена выдача займа работнику |
73-1 |
50 |
Отражено поступление денежных средств от работника в погашение займа |
50 |
73-1 |
Отражена сумма удержанная из заработной платы работника в погашение займа |
70 |
73-1 |
Списана сумма невозвращенного займа |
91-2 |
73-1 |
Удержан НДФЛ с суммы материальной выгоды |
70 |
68-1 |
Отнесены на виновное лицо суммы ущерба |
73-2 |
94 |
Удержаны из заработной платы работника суммы в погашение ущерба |
70 |
73-2 |
Проданы работнику в рассрочку товары |
73-3 |
91-1 |
Начислен НДС с суммы реализации |
91-1 |
68-2 |
Удержано из заработной платы в погашение задолженности за проданные товары |
70 |
73-3 |
Выдано поручительство работнику для приобретения товаров в кредит |
73-4 |
66, 67 |
Удержана из заработной платы задолженность по кредитам |
70 |
73-4 |
Перечислена задолженность по кредиту |
66, 67 |
51 |
Классификатор типичных ошибок
Типичные ошибки учета по расчетам с персоналом по прочим операциям (займы, погашение ущерба, подотчет и пр.):
• выдача заемных денежных средств работнику без заключения письменного договора;
• отсутствие в договоре займа сроков возврата и условий погашения долга;
• удержание из заработной платы работника сумм задолженностей по прочим операциям без его письменного согласия.