Аудит и оценка эффективности снабженческой деятельности
Аудит и анализ процесса снабжения компании должен осуществляться в соответствии с поставленными целями и задачами по управлению закупками в аспектах общей логистической системы (ЛС) фирмы или цепи поставок. Традиционно в него включаются разделы:
– анализ рыночных условий закупок и поставщиков;
– контроль бюджета на закупки;
– анализ финансовой деятельности, связанной с закупками;
– контроль и анализ качества закупаемой продукции;
– контроль и анализ логистических процедур доставки, складирования и грузопереработки МР и ΓП;
– анализ системы планирования потребности в МР и ГП и т.д.
Состояние рынка поставщиков большинства основных видов МР оценивается на регулярной основе и обеспечивает фирму – потенциального покупателя информацией о возможностях закупки необходимых товаров, позволяет принимать оптимальные решения в зависимости от колебаний рыночных цен. Вероятный недостаток основных видов МР может привести к сбоям производственного процесса, росту издержек и снижению прибыли. Однако заблаговременная информированность о возможных перебоях в поставках МР позволяет подготовиться к ним заранее и не допустить отклонений производства от графика. Так, в случае возможного роста цен покупатель может в противовес этой тенденции заранее закупить большое количество необходимого сырья, получив при этом значительные скидки.
Анализ в динамике связанного в закупленных товарных запасах капитала помогает выявить тенденцию, определяющую политику фирмы в отношении их пополнения, а также изменить в случае необходимости логистическую стратегию закупок. Например, высокие ставки банковского процента, преобладавшие в 1980-с гг., заставили повысить внимание к эффективности вложений в товарные запасы и управлению ими, что привело в результате к широкому внедрению логистической технологии JIT в снабжении и производстве и общему сокращению уровня вложений в товарные запасы.
Финансовый анализ позволяет проводить сравнительную оценку фактической стоимости закупочной деятельности и объема средств, предусмотренных для этой цели бюджетом. Здесь тоже принимается во внимание экономичность деятельности отдела закупок с учетом полученных (или упущенных) скидок и прочих выгод. В итоге основное внимание уделяется долгосрочным соглашениям о поставках МР/ ГП, которые заключил отдел с поставщиками; учитывается период времени, на который фирма обеспечена поставками продукции в соответствии с этими соглашениями. Знание объемов поставок по долгосрочным соглашениям позволяет финансовому отделу заранее подготовиться к выделению необходимых средств на закупки и должным образом спланировать денежные потоки.
При анализе и аудите логистики снабжения должны быть исследованы следующие области потенциальной эффективности и факторы, влияющие на нее (рис. 6.3):
– сокращение расходов на пополнение запасов (по видам продукции и поставщиков);
– обеспечение выполнения требуемых условий поставок: повышение числа своевременных поставок продукции надлежащего качества и снижения числа недопоставок, просроченных или несанкционированных досрочных поставок;
– повышение степени удовлетворения запросов внутренних и внешних клиентов компании на поставки предметов снабжения;
– реализация возможности получения экономии на масштабах закупок вследствие консолидации закупок или централизации снабжения;
– улучшение взаимоотношений с поставщиками (формирование партнерских отношений, заключение долгосрочных договоров поставки);
– управление базой поставщиков (повышение числа поставщиков, сертифицированных но стандартам ISO);
– расширение масштабов применения системы электронных закупок.
Рис. 6.3. Факторы, влияющие на эффективность снабженческой деятельности
Направлениями исследования эффективности снабжения являются:
– установление закупочных цен на предметы снабжения (услуги);
– определение рентабельности снабженческой деятельности и ее вклада в эффективность бизнеса компании;
– определение зависимости добавочной стоимости снабженческой деятельности от сезонных и конъюнктурных факторов на рынке закупок;
– определение степени доступности к источникам внешних и внутренних ресурсов (в контексте решения проблемы МОВ – "делать или покупать");
– установление качества закупаемых предметов снабжения (в контексте неисполнения поставщиком условий поставки по качеству или неправильного описания потребности заказчиком);
– определение степени сложности поиска информации о рынке закупок и обоснованности затрат на эту операцию;
– функционально-стоимостной анализ ТСО в закупках;
– поиск предметов снабжения – заменителей;
– повышение качества спецификаций;
– разработка новых корпоративных стандартов на поставки предметов снабжения (услуг);
– определение направлений расширения логистического аутсорсинга в снабжении;
– выбор и обоснование стратегии снабжения и системы закупок;
– разработка политики закупок и руководства для ее реализации;
– анализ расходов поставщиков на производство и логистическую составляющую доставки предметов снабжения;
– анализ динамики расходов на осуществление закупочной деятельности;
– определение вклада снабжения в повышение конкурентоспособности компании;
– управление возвратными потоками в логистике снабжения;
– нормирование расхода и планирование потребности в МР;
– постановка управленческого учета в сфере снабжения;
– совершенствование процедур оценки поставщиков;
– регулярный мониторинг и пересмотр базы поставщиков;
– определение сфер ответственности и компетенций персонала подразделений снабжения;
– проведение программ обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала подразделений снабжения и организация системы его стимулирования;
– исследование возможностей применения в закупочной деятельности новых информационных систем и технологий;
– ликвидация отходов и устаревшего оборудования;
– разработка терминологических стандартов и регламентов для закупочной деятельности.
В настоящее время оценка эффективности снабжения затруднена по нескольким причинам:
– отсутствие рабочих стандартов и регламентов закупочной деятельности;
– отсутствие управленческого учета в сфере логистики снабжения;
– недостаточно адекватная информационная поддержка функций снабжения па предприятиях;
– многообразие критериев оценки эффективности снабжения;
– сложности определения вклада снабженческой деятельности в достижение корпоративных целей.
В современных условиях оценка эффективности логистики снабжения должна строиться на основе сбалансированной системы показателей ( ССП; или Balanced Scorecard – BSC) компании, являясь ее составной частью (рис. 6.4). При этом ССП логистики снабжения служит для разработки стратегии повышения его эффективности и правильной мотивации персонала службы. Миссия ССП заключается в том, чтобы очертить круг стратегических целей логистики снабжения, отразить их в оценочных показателях и способствовать их комплексной гармонизации путем межфункциональной логистической координации (табл. 6.1).
Рис. 6.4. Система сбалансированных показателей логистики снабжения
Таблица 6.1
Сбалансированная матрица оценки эффективности логистики снабжения
Параметры измерения |
Результат |
Оценочный показатель |
Удовлетворение потребностей клиентов; качество предметов снабжения и логистики |
Своевременная и комплектная поставка |
Своевременная доставка, процент безупречно выполненных заказов |
Удовлетворение производственных потребностей |
Себестоимость производства, рентабельность, скидки в гарантийном обслуживании |
|
Качество предметов снабжения и услуг |
Время реакции на претензии потребителей |
|
Время |
Продолжительность исполнения заказа на поставки предметов снабжения |
Продолжительность цикла логистики снабжения от поступления заказа до его исполнения |
Время реакции цепи поставок |
||
Выполнение плана снабжения |
||
Издержки |
Общие издержки в цепи поставок |
Добавленная стоимость цикла снабжения |
Активы |
Цикл оборота денежных средств |
Достоверность прогнозов в отношении производственного потребления |
Запасы в днях поставок |
Устаревшие и неликвидные запасы |
|
Эффективность использования активов |
Загрузка производственных и логистических мощностей в сфере снабжения |
Одним из этапов формирования ССП логистики является определение KPI (Key Performance Indicators) по вышеприведенным метрикам для всех логистических бизнес-процессов компании. КР1 – ключевые показатели деятельности, под которыми понимается ряд сравнительно легко применимых индикаторов результативности (производительности), позволяющих связать выполнение плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком и таким образом определить потребность в осуществлении корректирующих действий.
Уровни ΚΡΙ:
– стратегический;
– промежуточный (средний);
– операционный (нормативный).
К системе показателей предъявляются общие требования, указанные в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Требования к сбалансированной системе показателей логистики снабжения
Требования |
Описание |
Четкость в определении |
Должны быть понятны отвечающему за них руководителю; не должны противоречить другим показателям |
Измеряемости |
Могут быть измерены или оценены с достаточной точностью и в необходимые сроки |
Управляемость |
Ответственный за показатель руководитель может своими действиями привести к измеримому улучшению значения показателя в установленные сроки |
Сравнимость |
Значения показателя могут отслеживаться в динамике от периода к периоду и сравниваться с историческими аналогичными показателями других подразделений компании, конкурентов, мировой практики; информация для сравнения может быть получена с достаточной точностью и в установленные сроки |
Значимость |
Занимают центральное положение в целях и направлениях деятельности ответственного за них руководителя; должны ориентировать па рост эффективности |
Уместность |
Правильный ли это критерий фактора эффективности, который мы хотим отследить |
Согласованность |
Система показателей должна быть согласована с показателями результативности и эффективности процессов компании |
Отсутствие деструктивности |
Может ли критерий стимулировать нежелательное или несоответствующее поведение |
При определении эффективности закупочных операций необходимо в комплексе оценить работу службы закупок фирмы, когда во внимание принимаются: выполнение плана закупок по объемным и качественным показателям, выполнение бюджета фирмы на закупку и объем сэкономленных средств, дополнительные меры по контролю качества входящей продукции, а также объем так называемых упущенных продаж, общий объем осуществленных операций, производительность труда сотрудников, транспортные издержки и т.д. Исходя из этих данных, можно примерно определить стоимость той или иной логистической операции в процессе осуществления закупочных функций (например, среднюю стоимость разработки и оформления заказа) либо оценить в процентном соотношении стоимость МР в объеме продаж ГП. Можно оценить и долю административных затрат по закупке на каждый рубль, израсходованный на закупку в целом. Проследив таким образом деятельность отдела закупок, можно судить об эффективности его функционирования и определить проблемные моменты.
Существуют три основных показателя, по которым осуществляется контроль деятельности закупочного отдела: время, цены и надежность выбранных поставщиков. Контроль временно́го фактора подразумевает отслеживание задержанных поставок и последствий таких "услуг" поставщиков. При этом должны быть проанализированы следующие показатели:
– процент просроченных заказов;
– процент случаев, когда задержка доставки повлекла ощутимое отсутствие МР и ГП на складе;
– число случаев остановки производства в результате задержек доставки МР и т.п.
Фактор "цена" подразумевает анализ цен, уплаченных при закупках продукции, в частности их сравнение с ранее намеченными (плановыми) ценами, а также попытки избежать таких отклонений от бюджета закупок. Всестороннему анализу должны подвергаться:
– цены, уплаченные поставщикам за МР/ГП;
– стандартные или плановые цены за предметы снабжения;
– индекс средних цен, уплаченных за продукцию по товарным группам;
– изменения цен, предложенные продавцом, произошедшие в результате переговоров, проведенного анализа, усовершенствований упаковки и рационализации перевозки и т.п.;
– анализ форвардной закупочной деятельности в сравнении с соответствующим прогнозом для выявления его эффективности, а также сравнение цен, уплаченных при таких закупках, с теми, что могли быть уплачены в случае закупок не форвардным, а обычным путем;
– процент закупочных ордеров, выпущенных без договоренности о твердой цене, и т.д.
Надежность поставщика подразумевает соответствие качества и объемов его поставок условиям, обозначенным в договорах. НижеВперед информация дает возможность принимать обоснованные решения при выборе продавца:
– процент просроченных доставок и отказов в поставке;
– процент поставок, не соответствующих договорам по качеству продукции;
– процент заказов, доставленных вопреки договоренности не единой партией;
– качество услуг перевозки, предоставленных различными перевозчиками, измеренное временем в пути и числом поврежденных грузов и т.п.
Наиболее часто эффективность деятельности службы снабжения фирмы оценивается такими показателями, как:
– сокращение издержек на закупки в структуре общих логистических издержек;
– допустимые уровни брака применительно к закупаемой продукции;
– процент закупок, осуществленных вовремя;
– число ситуаций, когда нужного МР/ГП не оказалось на складе, что повлекло сбои в графике производства или выполнения заказа клиента;
– число изменений, внесенных в заказы по вине службы закупок (учет по каждой причине внесения изменений);
– число полученных и обслуженных заявок;
– производительность труда и загруженность работников службы закупок;
– доля транспортных издержек в структуре общих затрат на закупки и т.п.
В табл. 6.3 приведены примеры исчисления показателей эффективности службы логистики снабжения.
Таблица 6.3
Пример исчисления показателей эффективности службы снабжения
Наименование показателя эффективности |
Процедура исчисления показателя |
Вил показателя по Balanced Scorecard |
Сумма закупок как процент от доходов от продаж |
Фактические затраты на приобретение как процент от выручки от продаж |
Финансовый |
Расходы на работу но обеспечению как процент от доходов от продаж |
Накладные расходы службы логистики снабжения как процент от выручки от продаж |
Финансовый |
Расходы на работу по обеспечению как процент от суммы закупленных материальных ресурсов |
Накладные расходы службы логистики снабжения как процент от фактических затрат на приобретение |
Финансовый |
Кол-во активных поставщиков на одного квалифицированного специалиста по закупкам |
Отношение количества активных поставщиков за период к списочному составу подразделения по закупкам |
Процессный |
Кол-во активных поставщиков, на долю которых приходилось 80% суммы, затраченной на закупки |
Количество активных поставщиков за период денежноемких товарных позиций (группа А) |
Процессный |
Доля общей суммы, затраченная на закупки через стратегические союзы |
Затраты на приобретение ресурсов через поставщиков, имеющих стратегические партнерские взаимоотношения с предприятием |
Процессный |
Средняя продолжительность обучения одного квалифицированного специалиста |
Длительность обучения всех сотрудников службы логистики снабжения, деленная на среднесписочное количество специалистов и менеджеров |
Развитие персонала |
Расходы на обучение (за год) одного специалиста в логистике снабжения |
Отношение расходов на обучение всех специалистов службы логистики снабжения к количеству специалистов |
Развитие персонала |
Качество ценового прогнозирования |
% расхождения фактических затрат на приобретение от фактических объемов закупок ресурсов в прогнозных ценах |
Процессный |
Качество управления запасами |
% отклонения среднего объема фактических складских остатков в плановых ценах от нормативного уровня |
Процессный |
Надежность поставок |
Отношение количества дозаказов, перезаказов ресурсов, возникших по вине поставщиков, к общему количеству заказов ресурсов у поставщиков |
Процессный |
Оборачиваемость оборотных средств в логистике снабжения |
Отношение средней за период величины оборотных средств (материально-производственные запасы + дебиторская задолженность – кредиторская задолженность) к сумме закупленных ресурсов |
Процессный |
Затраты на отвлечение оборотных средств в логистику снабжения как процент от суммы закупленных ресурсов |
Произведение средней за период величины оборотных средств в снабжении на средневзвешенную стоимость капитала |
Финансовый |
Удовлетворенность клиентов взаимодействием со службой логистики снабжения |
% корпоративных клиентов, удовлетворенных межфункциональным взаимодействием со службой снабжения и эффективностью ее работы на рынке закупок |
Клиентский |
Удовлетворенность клиентов по бесперебойности, качеству |
% корпоративных клиентов, удовлетворенных бесперебойностью снабжения и качеством ресурсов |
Клиентский |
Индекс удовлетворенности персонала |
% специалистов службы логистики снабжения, удовлетворенных средой труда (условия, оплата, профессионализм коллег, деловая культура) |
Развитие персонала |
KPI могут быть двух видов, а именно:
– отсроченные (лаговые) – носят исторический характер и приспособлены для оценки уже произошедших в прошлом событий (большинство финансовых показателей);
– опережающие.
При этом числовые значения показателей в обязательном порядке должны иметь:
– диапазон изменения (минимальное и максимальное значения);
– целевое (плановое или нормативное) значение ();
– фактическое значение ();
– величину отклонения (фактического значения от планового);
– допустимое отклонение от планового значения ();
– единицу измерения.
(6.1)
Среди основных подходов к сравнению числовых значений показателей эффективности логистики снабжения можно выделить:
1) бенчмаркинг:
– со стандартами конкурентов – аналогичными показателями, достигнутыми компаниями-конкурентами;
– с абсолютными стандартами по отрасли – лучшими результатами, которых можно достичь;
2) с целевыми показателями – согласованными целями, поставленными внутри компании;
3) в динамике от периода к периоду – сравнение с результатами, полученными в прошлом в аналогичном (сезонном) периоде.
В табл. 6.4 приведены примеры значений основных показателей снабжения по отраслям.
В отчетах о закупочной деятельности обычно отражается нижеприведенная информация.
1. Средние расходы на размещение заказа: затраты на организацию работы отдела закупок; количество заказов на закупку; затраты отдела закупок как процент общего объема средств на закупки; затраты отдела закупок как процент от общего объема продаж и т.п.
Таблица 6.4
Примеры значений основных показателей снабжения по отраслям
Наименование отрасли |
Количество компаний |
Сумма закупок как % доходов от продаж |
Расходы на работу отдела закупок как % доходов от продаж |
Расходы на работ)' отдела закупок как % от суммы закупок |
Количество сотрудников отдела закупок как % от количества сотрудников компании |
Доход в пересчете на одного сотрудника отдела закупок, млн долл. |
Сумма, потраченная на закупки, в пересчете на одного сотрудника отдела закупок, млн долл. |
Количество поставщиков на одного сотрудника отдела закупок |
Сумма, потраченная на закупку у одного поставщика, млн долл. |
Затраты на работу отдела закупок в пересчете на каждого активного поставщика, долл. |
Изменение количества поставщиков, % |
Аэрокосмическая/Оборона |
38 |
42 |
0,85 |
2,00 |
2,30 |
12,23 |
5,20 |
41 |
0,274 |
5,312 |
-6,3 |
Автомобильная |
9 |
47 |
0,20 |
0,41 |
0,80 |
51,11 |
24,35 |
9 |
2,789 |
11,285 |
-1,8 |
Производство напитков |
8 |
52 |
0,15 |
0,23 |
0,78 |
234,64 |
70,50 |
92 |
1,411 |
3,070 |
-3,0 |
Телекоммуникации |
7 |
60 |
0,07 |
0,13 |
0,51 |
104,16 |
46,35 |
100 |
2,902 |
1,907 |
-1,3 |
Углеродистая сталь |
14 |
65 |
0,16 |
0,25 |
0,71 |
57,42 |
34,85 |
88 |
0,497 |
1,001 |
-8,3 |
Химическая |
12 |
61 |
0,25 |
0,42 |
1,20 |
49,80 |
28,10 |
86 |
0,470 |
1,594 |
-5,6 |
Компьютеры |
И |
51 |
0,45 |
0,91 |
1,30 |
20,07 |
9,83 |
18 |
0,310 |
2,729 |
– |
Электрическое оборудование |
9 |
46 |
0,42 |
0,90 |
1,10 |
12,98 |
5,92 |
45 |
0,130 |
1,423 |
-4,4 |
Электроника |
10 |
30 |
0,30 |
0,99 |
0,70 |
41,24 |
12,35 |
42 |
0,295 |
2,931 |
-8,1 |
Инженерная/строительство |
12 |
59 |
1,06 |
1,73 |
4,50 |
8,91 |
4,99 |
18 |
0,468 |
4,806 |
-3,2 |
Пищевая |
13 |
34 |
0,18 |
0,58 |
0,61 |
73,09 |
24,30 |
76 |
0,294 |
6,147 |
-1,7 |
Машиностроение |
13 |
65 |
0,57 |
0,88 |
1,10 |
22,15 |
14,53 |
27 |
0,532 |
4,738 |
- |
Горное дело |
6 |
34 |
0,13 |
0,37 |
0,39 |
76,06 |
27,84 |
177 |
0,080 |
700 |
-4,0 |
Бумага |
9 |
36 |
0,20 |
0,47 |
0,67 |
30,66 |
11,11 |
103 |
0,093 |
455 |
-6,4 |
Бензиновая промышленность |
8 |
26 |
0,07 |
0,35 |
0,94 |
343,95 |
64,35 |
220 |
0,726 |
927 |
-2,8 |
Фармацевтическая |
14 |
34 |
0,41 |
0,84 |
0,59 |
51,40 |
16,96 |
122 |
0,113 |
1,003 |
1,4 |
Полупроводниковая |
11 |
34 |
1,02 |
1,75 |
0.60 |
43,53 |
13,87 |
87 |
0,179 |
1,138 |
-4,0 |
Текстильная |
23 |
49 |
0,15 |
0,52 |
0,45 |
38,67 |
19,13 |
243 |
0,178 |
517 |
-3,3 |
Транспорт |
29 |
42 |
0,26 |
0,62 |
0,51 |
32,48 |
13,78 |
29 |
0,431 |
1,787 |
-5,8 |
2. Конъюнктура на рынке поставок:
– изменения цен на основные виды предметов снабжения в контексте сравнения: с бюджетными показателями; с котировочными ценами; целевыми затратами;
– изменения условий предложения или спроса на основные закупаемые предметы снабжения и услуги.
3. Политика поставок основных предметов снабжения: изменение политики управления запасами предметов снабжения; классификация запасов по основным видам продукции (по стоимости, доступности к внешним источникам их поставок, вероятности изменения цен и т.п.); временны́е условия поставок (в течение дня, недели, месяца и т.п.); соотношения между инвестициями в запасы и объемом продаж; скорость обращения запаса.
4. Эффективность закупок: сокращение расходов в результате анализа эффективности закупок; допустимые параметры качества основных видов предметов снабжения; процент своевременных поставок; случаи дефицита МР в производственном процессе, которые вызвали остановку производства; количество изменений заказов на поставки и классификация их причин; количество полученных и обработанных заявок на закупку; состав служащих отдела закупок и производительность их труда; логистические расходы и пр.
5. Влияние закупочной деятельности на финансовую деятельность предприятия: сравнение затрат отдела закупок с бюджетом; полученные и упущенные скидки при размещении заказов на поставки; обстоятельства утраты актуальности заказов на поставки в период до планируемых сроков.
Каждая компания формирует систему отчетности по закупкам исходя из целей и задач, сформулированных высшим менеджментом, в частности на основе логистической стратегии. Среди распространенных в практике отчетных форм и соответствующей системы показателей можно привести:
1) рыночные и экономические условия и цены (тенденции изменения цен на основные закупаемые товары и сравнение со средними затратами, изменения в соотношении спроса- предложения на рынке основных закупаемых товаров, прогнозы изменений рынка основных закупаемых товаров);
2) изменения вложений в товарные запасы:
– инвестиции в товарные запасы, классифицируемые по основным группам МР/ГП;
– дневные (декадные, ежемесячные) поставки и заказанный объем поставок по основным товарно-сырьевым группам;
– коэффициент отношения объема вложений в товарные запасы к объему продаж фирмы;
– скорость обращения основных видов закупаемых товаров;
– общая площадь, задействованная под хранение запасов;
3) закупочные операции и их эффективность:
– сокращение издержек в результате изучения рынка и проведения анализа собранных данных;
– допустимые уровни качества применительно к закупаемым МР/ГП;
– процент закупок, осуществленных вовремя;
число ситуаций, когда нужного сырья не оказалось на складе, что повлекло сбои в графике производства;
– число изменений, внесенных в заказы (учет по каждой причине внесения изменений);
– число полученных и обслуженных заявок;
– производительность труда и загруженность работников;
– транспортные издержки;
4) операции, влияющие на управление и финансовую деятельность:
– сравнение фактических затрат по отдельным видам закупочной деятельности с предусмотренными бюджетом;
– выгоды от полученных скидок и потери от упущенных продаж;
– соглашения о закупках (классифицируются по типам существующих контрактов и в зависимости от ожидаемой даты поставки);
– изменения, внесенные поставщиками в предоставленные скидки;
– время доставки;
– процент просроченных заказов;
– процент случаев, когда задержка доставки повлекла ощутимое отсутствие материала на складе;
– число случаев остановки производства в результате задержек доставки МР;
– цены, уплаченные за МР/ГП;
– стандартные или плановые цены на основные МР;
– индекс средних цен, уплаченных за МР/ГП по товарным группам;
– изменения цен, произошедшие в результате переговоров, произведенного анализа, предложенные продавцом, произошедшие в результате усовершенствований упаковки и рационализации перевозки;
– анализ форвардной закупочной деятельности;
5) надежность поставщика (продавца):
– процент просроченных доставок и отказов;
– процент некондиционных поставок;
– процент заказов, вопреки договоренности доставленных не единой партией;
– качество услуг транспортировки, предоставленных различными перевозчиками, измеренное временем в пути и числом повреждений грузов.