Аудитория коммуникации и сферы коммуникации

Сообщение никогда не отправляется ради сообщения как такового. Его цель – организовать действия получателя (или самого отправителя, как в случае размышления о своих действиях).

Коммуникативное событие – комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями. В научной литературе принято выделять бытовую и производственную сферы коммуникации.

Сфера бытовой коммуникации – представляет собой преимущественно межличностную сферу общения.

Сфера производственной коммуникации в недавнем прошлом нашей страны была в поле зрения и пространстве научных интересов инженерной психологии. Стиль общения руководителя с подчиненными, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты производственной деятельности могут как улучшить работу предприятия, так и полностью развалить ее.

В связи с бурным развитием рыночных отношений после известных событий начала девяностых годов, произошедших в нашей стране, на базе бытовых и производственных коммуникаций образовалось множество различных их модификаций.

Сфера бизнес-коммуникации или делового общения выделилась из производственной сферы в связи с отказом от всеобщего и всеобъемлющего планового социалистического хозяйствования; узаконивания права частной собственности на сырье и средства производства в экономике, а также бурным развитием рыночно-коммерческих отношений в обществе.

Сфера политического дискурса. Возникновение множества партий, политических движений, фронтов, фракций, организаций, течений и групп требует от активного участника общественно-политической жизни социума умения быстро и квалифицированно ориентироваться в политическом коммуникативном пространстве.

Сфера образовательного дискурса в нашей современной стране раскрывает новые грани в связи с дифференциацией образования, появлением рынка образовательных услуг, возникновением потребности в рекламе и связях с общественностью у образовательных учреждений. Набор в вуз, встречи с будущими студентами, профориентация, консультационные услуги, тестирование – вот неполный ряд направлений коммуникации образовательных учреждений со своими потребителями.

Сфера педагогического дискурса – представляет собой отдельную область рассмотрения процесса коммуникации, например, разговор преподавателя со студентом.

Сфера научного дискурса также достаточно традиционна. На сегодняшний день для ученых и специалистов актуальными являются вопросы целого спектра научных проблем от создания виртуального глобального научного сообщества (через Интернет) до организации коммуникативных событий, типа научных конференций и конгрессов. В ряде стран организация научной коммуникации стала предметом бизнеса.

Сферы шоу-бизнеса и спортивного бизнеса – их коммуникативные сферы достаточно молоды, хотя и имеют определенную предысторию в нашей стране. На Западе же элементы public image звезд эстрады и героев спорта давно создаются профессионалами в области коммуникации и имиджмейкерства.

Сфера туристического бизнеса является весьма интересной в смысле коммуникативных событий и сообщений. В ряде случаев она пересекается со сферой международной, межкультурной коммуникации.

Международная коммуникация осуществляется па различных уровнях как в виде официальной (традиционно), так и в виде народной (в последнее время) дипломатии. Существует обширная литература по особенностям межкультурного общения, дипломатическому этикету, дипломатическому протоколу и т.п.

Медицинский и юридический дискурс. "Слово лечит" – эта общеизвестная истина приводит к размышлению, как именно это происходит и как работать со словом. Беседа врача и больного не должна протекать спонтанно, иначе возможны фатальные случайности. Так, в известной старой советской кинокомедии "Зайчик" со знаменитым актером Леонидом Быковым в главной роли больной, неверно поняв слова врача, решил, что ему осталось жить не больше месяца.

Толкование законов также может сыграть судьбоносную роль в жизни человека или организации.

Сфера религиозного дискурса обслуживает потребности коммуникации в таком социальном институте, как церковь. Здесь важна проблема понимания и интерпретации, недаром наука герменевтика (теория интерпретации) возникла именно вследствие необходимости толковать старые тексты Священного писания.

Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность.

На эффективность восприятия информации собеседниками влияют культурный, образовательный и социальный уровни профессионализма коммуникатора. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, демонстрация уважения к пей, умение общаться с реципиентами на равных, т.е. не просто подстраиваться и заигрывать, а проявлять равенство психологических позиций со своей стороны – коммуникатора и другой – аудитории. В 80-х гг. XX в. Дж. Голдхаберг создал харизматическую модель коммуникации. Он исходил из того, что телевидение как источник информации больше действует на эмоции, чем на разум участника коммуникативного акта. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным ОГЛАВЛЕНИЕм, а напрямую зависит от харизмы той личности, которая возникает на экране в качестве коммуникатора. Дж. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности.

1-й тип. Герой – идеализированная личность, выглядит "как мы хотим", говорит то, "что мы хотим".

2-й тип. Антигерой – "простой человек", один из нас. Выглядит "как мы все", говорит то же, "что и мы". Мы с ним чувствуем себя безопасно. Мы ему доверяем.

3-й тип. Мистическая личность – чужд нам ("не как мы"), необычен, непредсказуем. Такой тип коммуникатора подходит, например, для поздних, ночных передач.

При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня аудитории выяснили, что для реципиентов с высоким уровнем образования предпочтительнее двустороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно также, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника.

В системе коммуникации различают функции коммуникатора (источника информации) и аудитории. К функциям коммуникатора относят:

информирование;

научение;

пропаганду;

просвещение;

воспитание;

координацию подсистем общества для реализации общих целей.

Отечественный социолог Б. А. Грушин[1] добавляет к ним функции организации поведения, создания эмоционально-психологического тонуса и коммуникативную (функцию связи между членами общества). Исследователь теории журналистики Е. П. Прохоров называет еще и культурно-рекреативные, а специалист в области социологии печати С. Г. Корконосенко – управленческие функции[2].

В научной литературе поднимается вопрос и о функциях аудитории, к которым относят понимание, принятие решения, а также эвристическую функцию.

Рассматривая аудиторию СМИ, например, можно выделить, что в момент восприятия сообщения реципиенты разобщены на группы людей. Не всегда можно точно сказать, каков количественный размер зрительской аудитории того или иного эфирного телевизионного канала. Она неопределенна, анонимна, рассредоточена, но при этом обладает типическими характеристиками, изучение которых крайне важно для налаживания коммуникативного процесса. Аудитория подвижна и изменчива, постоянная фиксация ее изменчивости вызывает некоторые затруднения.

Социолог В. С. Коробейников выделяет из общей массы читателей, слушателей, зрителей три типа в зависимости от их ориентации на те или иные органы информации:

духовно-личностный;

• профессионально-функциональный;

потребительский[3].

Исследователи молодежной аудитории различают четыре ее типа:

1) аудитория с пассивно-потребительским отношением;

2) активная, социально зрелая;

3) инфантильная, с несформированными интересами;

4) "домашняя" аудитория, с устойчивой системой интересов в сфере досуга.

Ориентируясь на эти категории потребителей, телеканал формирует имидж предприятия – изготовителя того или иного продукта. Это будет или предприятие с репутацией новатора, склонного к риску, или, напротив, учреждение, подчеркивающее свою солидность и определенный консерватизм стиля своей деятельности.

В структуре анализа аудитории выделяют три уровня:

психологические особенности, влияющие на скорость, силу и направленность основных проявлений человека (темперамент, эмоциональность, общая активность);

анализ личностных особенностей, где основными являются категории причинности, описывающие основную детерминанту поведения человека в этом мире, и категории индивидуального сознания (по Э. Берну), определяющие тип "сценария" человека;

социально-психологические установки, которые выражаются в иерархии ценностных ориентаций, структуре проведения свободного времени.

Типология аудитории может быть построена не только по социально-психологическому признаку, демографическим данным, но и по образу жизни и характеру занятий. Здесь, правда, нужно учесть, что читателей, например, могут объединять не только возраст, одинаковый подход, близкое местожительство и т.д., а интересы, общие убеждения, взгляды или интеллектуальные привычки.

Аудитория может дифференцироваться по принципу использования досуга, интересам, хобби. Например, при обследовании своей аудитории американский журнал "Эдитор энд паблишер" выделил следующие категории читателей: "молодые занятые матери", "увлеченные карьерой молодые люди", "солидные консерваторы, довольные своим положением чуть выше среднего"[4].

Определение типов аудитории напрямую влияет на эффективность деятельности СМИ. Крупные российские телекомпании проводят исследование своей аудитории постоянно. Продукция каждого из каналов всегда ориентирована на определенную аудиторию.

Пренебрегая интересами аудитории, коммуникатор часто испытывает трудности в достижении поставленных целей, поскольку сталкивается с психологической "неподатливостью", "упрямством" тех, на кого стремится оказать влияние.

Журналист и ученый Б. Лозовский выделяет ряд подходов при построении коммуникационной системы "журналист – читатель":

1) орудийный (читатель – объект или исполнитель; газета – инструмент, орудие "социального строительства" в годы коллективизации, индустриализации, обостряющейся классовой борьбы и т.д.);

2) воспитательный (читатель – заблудший; журналист же выступает в роли воспитателя и наставника);

3) трибунный (читатель всегда прав, а журналист обязан предоставить ему место на газетной полосе);

4) информационный (читатель – потребитель информации, предоставленной преимущественно без комментариев, журналист – источник разносторонних и объективных сведений).

Знание аудитории позволяет коммуникатору грамотно выстраивать сам процесс коммуникации.