Аудио- и видеоконтентент
Газеты были в числе первых крупных инвесторов в онлайновое видео, которое сильно повлияло на то, сколько времени пользователи проводят на газетных веб-сайтах.
Зарубежные издания достаточно рано начали экспериментировать с аудиовизуальным контентом на сайте. Например, первые видеоматериалы на сайтах американских изданий появились еще в конце 1990-х гг. Для сравнения первые видеоролики на сайтах российских газет можно было увидеть лишь во второй половине 2000-х гг.
Видеоконтент в Интернете до сих пор очень спорная вещь, на него все время делают ставки, говорят о его важности, вместе с тем необходимо отметить, что количество просмотров видеороликов в Интернете, если это не прикол и не ужасное зрелище, небольшие.
Аудио- и видеоконтент на сайтах многих зарубежных изданий часто представлен в виде подкастов и водкастов – это две ключевые онлайн-стратегии для большинства европейских и американских газет, они являются основными составляющими мультимедийного контента. Подкасты (от iPod и англ. broadcasting – повсеместное, широкоформатное вещание) – это аудио- и (или) видеопередачи в Интернете (обычно в формате MP3, ААС или Ogg/Vorbis). Для обозначения видеоподкастов обычно используется термин "водкасты". Подкасты имеют определенную тематику (подкасты общих новостей и специализированные: спортивные, экономические, научные и др.) и периодичность издания. Продолжительность их – 10–15 мин. Главное отличие подкастов/водкастов от другого интернет-аудио и видео – это то, что, загрузив их и перенеся на МРЗ-плеер, слушатели/зрители могут слушать/смотреть их в любом удобном для них месте и в удобное время.
Аудиоконтент на сайтах газет может быть также представлен в виде аудиоверсий интервью, новостей и статей, дополнений к фотографиям, как аудио-слайд-шоу.
Водкасты (небольшие видеоролики, протяженностью около 4 мин) также можно загрузить на МРЗ-плеер. Одна из основных задач водкастов – дополнение текстовых материалов на сайте. Видеоконтент на сайте может быть представлен в виде небольших информационных передач и передач на определенную тему (3–4 мин); видеоколонок журналистов, а также в виде небольших репортажей.
Газеты могут проводить онлайн-конференции, когда приглашенные редакцией эксперты отвечают на вопросы читателей, и это записывается на видео; интервью в студии, когда журналист и гость обсуждают какое-то событие; делать видеоколонки журналистов и видеокомментарии к статьям; а также проводить видеоопросы на улице – и это далеко не полный перечень форм подачи видеоконтента.
Популярность на сайтах мировых и некоторых отечественных изданий получает сетевое ТВ, предлагающее пользователю широкий спектр программы: новостные передачи, ток-шоу, специальные репортажи, интервью с экспертами, развлекательные программы.
Созданием видеоматериалов в редакциях занимаются профессиональные режиссеры и операторы, нередко видеоролики снимают и редактируют пишущие журналисты.
Провайдерами видеоконтента могут выступать телеканалы, интернет-ресурсы, пользователи информации.
Если издание входит в мультимедийный холдинг, включающий как печатные, так и вещательные СМИ или же издательский дом запускает вещательный ресурс (например, радио "КП"), мультимедийный контент сайта дополняют радио- и(или) ТВ-передачи собственного вещательного канала (ов).
Подробнее о развитии мультимедийного контента на сайте будет рассказано во второй главе.
Инфографика
Для газетных сайтов все более важной становится использование графической информации, инфографики. Если на сайтах печатных СМИ инфографика появилась сравнительно недавно, то в печатных версиях газет она существует уже очень давно. Английская газета "Daily Courant" еще в 1702 г. опубликовала материал о визите испанского короля Филиппа V в бухту
Кадиз. Журналист снабдил материал географической картой, на которой отметил места встречи монарха. В начале XIX в. графика стала постоянной составляющей криминальной хроники в "Таймс".
Визуализация данных (карты, графики, круговые диаграммы и т.д.) помогает пользователям быстрее усвоить информацию, разобраться в сложных понятиях, особенно в тех случаях, когда материал включает статистические данные, цифры в государственном бюджете и т.д. Очень многое становится более понятным именно через изображение или в его сопровождении. Например, как работают человеческие органы, где будет перекрыто движение в праздничные дни, что прячется под антарктическими льдами – число вопросов, в которых помогает разобраться инфографика, бесконечно.
Подача информации с использованием визуальных данных привлекает читателей на сайт, материалы, сопровождающиеся инфографикой, выгодно выделяются среди других.
Существуют два основных типа инфографики – статическая и динамическая. Последняя содержит элементы интерактивности или анимации. Если статическую инфографику можно сделать довольно быстро – за полчаса, то на создание динамической инфографики (которая, как правило, включает в себя многоуровневую навигацию, анимированные ролики, управляемые 3D-объекты, интегрированные фото- и видеоматериалы, звуковое сопровождение и др.) может уйти от недели до нескольких месяцев.
Отдел инфографики сегодня есть во всех крупных медиакомпаниях, он обычно объединяет дизайнеров, художников-иллюстраторов, 3D-визуализаторов, программистов, редакторов, картографов. Темы, как правило, предлагаются другими подразделениями медиакомпании, но могут рождаться и непосредственно в отделе инфографики.
Журналисты способны и сами снабдить материал инфографикой, воспользовавшись сетевыми инструментами для визуализации данных. Большинство таких инструментов – бесплатные. Среди наиболее известных – такие программы как: ManyEyes (позволяет загружать данные из Ecxel и преобразовывать их в разные графики. Данные можно представить в виде статистического или подвижного изображения); Vuvox (позволяет создавать интерактивные презентации, включающие текст, фото-, видео- и аудиоматериалы); Dipity (дает возможность легко создать интерактивные временны́е графики с использованием фотографий, видео- и текстовых метериалов, в которые можно будет вносить изменения).