Аттракция и имидж
Оценочный компонент социальной перцепции называется в психологии аттракцией, т.е. привлекательностью. Позитивный имидж подразумевает необходимость возникновения аттракции у реципиента по отношению к индуктору.
Существуют разные формы аттракции: от симпатии и уважения до дружбы и любви.
Механизм формирования аттракции, как и другие психологические механизмы, часто работает без участия нашего сознания. Всем, наверное, знакомы ситуации, когда смотришь на незнакомого человека и вдруг испытываешь к нему неприятные чувства, совершенно непонятно почему. А на другого только взглянешь, и сразу "любовь с первого взгляда". Это и есть результат подсознательной работы механизмов формирования аттракции.
Принято выделять следующие закономерности возникновения аттракции[1].
1. Красивые люди чаще вызывают аттракцию. Но если воспринимающий человек сам оценивает себя как не очень привлекательного внешне, у него будут вызывать симпатию люди равной с ним привлекательности, более же красивые будут вызывать негативные чувства.
2. Вызывают неприятие и слишком "идеальные" люди.
3. Аттракцию вызывают люди, которых воспринимающий оценивает как похожих на себя (фактор сходства). Человек испытывает влечение к людям, сходным с ним по физическим особенностям, социальному происхождению, интересам, взглядам. Но если сходство имеет значение для установления отношений, то для их продолжения необходима комплиментарность (например, комплиментарность потребностей – важный фактор стабильности отношений).
4. Люди, талантливые или компетентные в области, близкой к нашим потребностям и интересам, в наших глазах привлекательнее людей со средними способностями или компетенция которых далека от наших интересов.
5. Более привлекательны для нас люди, связь с которыми на протяжении длительного времени приносила пользу обеим сторонам, взаимно вознаграждалась.
6. Частота встреч также способствует возникновению аттракции. Чем чаще контакты, тем больше вероятность возникновения аттракции.
7. Фактор близости партнеров по общению.
Имидж и самораскрытие в общении
Имидж часто понимается как некая маска, которую человек "надевает" для создания нужного впечатления. Однако такой образ будет ощущаться окружающими как неестественный, фальшивый и потому непривлекательный. Привлекательный образ можно построить лишь на основе естественного самораскрытия своей индивидуальности. Искусство имиджирования состоит не в фальши, а в подчеркивании своих истинных достоинств и неакцентировании недостатков, а также использовании законов и эффектов социальной перцепции.
Поэтому первый шаг на пути построения имиджа – не поиск подходящей одежды и прически, а осознание своего "Я", своих достоинств и недостатков, т.е. поиск и гармонизация своей личностной идентичности – "Образа Я для себя".
Вторым шагом будет являться построение своей публичной идентичности – "Образа Я для других". Публичная идентичность не должна значительно отличаться от личностной идентичности, иначе проявится фальшь в поведении. Так, если человек с низкой самооценкой, неуверенный в себе, попытается создать имидж преуспевающей уверенной в себе личности, у него вряд ли что-то получится. Истинное состояние "Я" всегда читается окружающими на невербальном уровне.
Наконец, следующим шагом в построении имиджа будет само- презентация, т.е. трансляция публичной идентичности, "самоподача". Самопрезентация происходит η процессе общения с людьми (чаще непосредственного, но иногда и опосредованного – через компьютерные сети, документы, письма, телефон и т.п.).
Проблема соотношения манипуляции и самораскрытия в процессе создания имиджа решается Е. Б. Перелыгиной с помощью введения двух типов имиджа, или имиджевых стратегий[2].
1. Имидж, ориентированный на восприятие, создастся человеком с ориентацией на мнение окружающих, и при его создании могут использоваться манипулятивные технологии. Чаще такой тип имиджа используется в политике.
2. Имидж, ориентированный на самоощущение, создается человеком с ориентацией на собственный внутренний комфорт; в этом случае может использоваться самораскрытие. Однако при этом можно утерять контакт с реальной ситуацией, стать "белой вороной".
Е. Б. Перелыгина считает, что оптимальная стратегия – сочетание ориентации на восприятие и на самораскрытие; в этом случае учитываются как потребности аудитории имиджа, так и собственные потребности в поддержании психологического комфорта.