Атомные электростанции (АЭС)
В России действуют 10 АЭС (табл. 7.6), на которых функционируют 30 энергоблоков. На АЭС эксплуатируются реакторы трех основных типов: водо-водяные (ВВЭР), большой мощности канальные урано-графитовые (РБМК) и на быстрых нейтронах (БН). Атомные электростанции в России объединены в концерн "Росэнергоатом".
Крупнейшими атомными электростанциями мира являются "Фукусима" в Японии (9 млн кВт); "Брюс" в Канаде (7 млн кВт); "Гравлин" во Франции (5,7 млн кВт).
Таблица 7.6
Атомные электростанции России
Экономический район |
Город, субъект Федерации |
АЭС |
Тип реактора |
Мощность, МВт |
Северо- Западный |
Сосновый бор, Ленинградская область |
Ленинградская |
РБМК |
4000 |
Центральночерноземный |
Курчатов, Курская область |
Курская |
РБМК |
4000 |
Поволжский |
Балаково, Саратовская область |
Балаковская |
ВВЭР |
4000 |
Центральный |
Рославль, Смоленская область |
Смоленская |
РБМК |
3000 |
Центральный |
Удомля, Тверская область |
Калининская |
ВВЭР |
2000 |
Центральночерноземный |
Нововоронеж, Воронежская область |
Нововоронежская |
ВВЭР |
1800 |
Северный |
Кандалакша, Мурманская область |
Кольская |
ВВЭР |
1800 |
Уральский |
пос. Заречный, Свердловская область |
Белоярская |
БН-600 |
600 |
Дальневосточный |
пос. Билибино, Чукотский автономный округ |
Билибинская |
ЭГП-6 |
48 |
Северо-Кавказский |
Волгодонск, Ростовская область |
Волгодонская |
ВВЭР |
1000 |
Положительные свойства АЭС: их можно строить в любом районе, независимо от его энергетических ресурсов; атомное топливо отличается большим ОГЛАВЛЕНИЕм энергии; АЭС не делают выбросов в атмосферу в условиях безаварийной работы; не поглощают кислород.
Отрицательные свойства АЭС: сложность захоронения радиоактивных отходов (для их вывоза со станций сооружаются контейнеры с мощной защитой и системой охлаждения); тепловое загрязнение используемых АЭС водоемов.
В отечественной электроэнергетике используются альтернативные источники энергии: солнца, ветра, внутреннего тепла земли, морских приливов. Построены природные электростанции (ПЭС). На приливных волнах на Кольском полуострове сооружена Кислогубская ПЭС (400 кВт), которой более 30 лет; проектируется Мезенская ПЭС. Самые мощные ПЭС (20 тыс. кВт) построены в Канаде и Китае. На термальных водах Камчатки построена Паужетская ГеоТЭС. Ветровые энергоустановки имеются в жилых поселках Крайнего Севера, гелиоустановки на Северном Кавказе. Однако следует отметить и тот факт, что большинство возобновляемых источников энергии в условиях экономической нестабильности в России неконкурентоспособно в сравнении с традиционными электростанциями из-за высокой удельной стоимости электроэнергии.
На базе Канско-Ачинского бассейна планировалось создать мощный топливно-энергетический комплекс (КАТЭК): на территории около 10 тыс. км2 вокруг Красноярска построить десять уникальных сверх мощных ГРЭС по 6,4 млн кВт. Реализация проекта была прекращена по многим финансово-экономическим и экологическим причинам. По этому проекту были построены Назаровская, Березовская, Ирша-Бородинская ГРЭС.
В целях более экономичного, рационального и комплексного использования общего потенциала электростанций создана Единая энергосистема (ЕЭС), в которой работают свыше 700 крупных электростанций, имеющих общую мощность свыше 250 млн кВт.
Энергосистема – это группы электростанций разных типов, объединенные высоковольтными линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемые из одного центра. Энергосистемы объединяются Единую Энергетическую систему.
Создание ЕЭС имеет экономические преимущества. Объединенные энергетические системы (ОЭС) Северо-Запада, Центра, Поволжья, Юга, Северного Кавказа, Урала входят в ЕЭС европейской части. Они объединены такими высоковольтными магистралями, как Самара – Москва (500 кВ), Самара – Челябинск, Волгоград – Москва (500 кВ), Волгоград – Донбасс (800 кВ), Москва – Санкт-Петербург (750 кВ).
В электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы новые компании. В структуре отрасли осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору (СО ЕЭС).
Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединили электростанции, специализирующиеся на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна (РусГидро) – на основе гидрогенерирующих активов.
Одной из важнейших целей реформы являлось создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших РАО "ЕЭС России", эта задача была успешно решена. В естественно монопольных сферах, напротив, произошло усиление государственного контроля.
Таким образом, были созданы условия для решения ключевой задачи реформы – создания конкурентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
Основные направления развития ТЭК выражаются в следующем: повышение надежности АЭС, освоение безопасных и экономичных новых реакторов, в том числе малой мощности; повышение эффективности использования энергетических ресурсов; увеличение глубокой переработки и комплексное использование сырья и освоение экологически приемлемых технологий т.д.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.
Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.