Атомные электростанции (АЭС)

В России действуют 10 АЭС (табл. 7.6), на которых функционируют 30 энергоблоков. На АЭС эксплуатируются реакторы трех основных типов: водо-водяные (ВВЭР), большой мощности канальные урано-графитовые (РБМК) и на быстрых нейтронах (БН). Атомные электростанции в России объединены в концерн "Росэнергоатом".

Крупнейшими атомными электростанциями мира являются "Фукусима" в Японии (9 млн кВт); "Брюс" в Канаде (7 млн кВт); "Гравлин" во Франции (5,7 млн кВт).

Таблица 7.6

Атомные электростанции России

Экономический район

Город, субъект Федерации

АЭС

Тип реактора

Мощность, МВт

Северо- Западный

Сосновый бор, Ленинградская область

Ленинградская

РБМК

4000

Центральночерноземный

Курчатов, Курская область

Курская

РБМК

4000

Поволжский

Балаково, Саратовская область

Балаковская

ВВЭР

4000

Центральный

Рославль, Смоленская область

Смоленская

РБМК

3000

Центральный

Удомля, Тверская область

Калининская

ВВЭР

2000

Центральночерноземный

Нововоронеж, Воронежская область

Нововоронежская

ВВЭР

1800

Северный

Кандалакша, Мурманская область

Кольская

ВВЭР

1800

Уральский

пос. Заречный, Свердловская область

Белоярская

БН-600

600

Дальневосточный

пос. Билибино, Чукотский автономный округ

Билибинская

ЭГП-6

48

Северо-Кавказский

Волгодонск, Ростовская область

Волгодонская

ВВЭР

1000

Положительные свойства АЭС: их можно строить в любом районе, независимо от его энергетических ресурсов; атомное топливо отличается большим ОГЛАВЛЕНИЕм энергии; АЭС не делают выбросов в атмосферу в условиях безаварийной работы; не поглощают кислород.

Отрицательные свойства АЭС: сложность захоронения радиоактивных отходов (для их вывоза со станций сооружаются контейнеры с мощной защитой и системой охлаждения); тепловое загрязнение используемых АЭС водоемов.

В отечественной электроэнергетике используются альтернативные источники энергии: солнца, ветра, внутреннего тепла земли, морских приливов. Построены природные электростанции (ПЭС). На приливных волнах на Кольском полуострове сооружена Кислогубская ПЭС (400 кВт), которой более 30 лет; проектируется Мезенская ПЭС. Самые мощные ПЭС (20 тыс. кВт) построены в Канаде и Китае. На термальных водах Камчатки построена Паужетская ГеоТЭС. Ветровые энергоустановки имеются в жилых поселках Крайнего Севера, гелиоустановки на Северном Кавказе. Однако следует отметить и тот факт, что большинство возобновляемых источников энергии в условиях экономической нестабильности в России неконкурентоспособно в сравнении с традиционными электростанциями из-за высокой удельной стоимости электроэнергии.

На базе Канско-Ачинского бассейна планировалось создать мощный топливно-энергетический комплекс (КАТЭК): на территории около 10 тыс. км2 вокруг Красноярска построить десять уникальных сверх мощных ГРЭС по 6,4 млн кВт. Реализация проекта была прекращена по многим финансово-экономическим и экологическим причинам. По этому проекту были построены Назаровская, Березовская, Ирша-Бородинская ГРЭС.

В целях более экономичного, рационального и комплексного использования общего потенциала электростанций создана Единая энергосистема (ЕЭС), в которой работают свыше 700 крупных электростанций, имеющих общую мощность свыше 250 млн кВт.

Энергосистема – это группы электростанций разных типов, объединенные высоковольтными линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемые из одного центра. Энергосистемы объединяются Единую Энергетическую систему.

Создание ЕЭС имеет экономические преимущества. Объединенные энергетические системы (ОЭС) Северо-Запада, Центра, Поволжья, Юга, Северного Кавказа, Урала входят в ЕЭС европейской части. Они объединены такими высоковольтными магистралями, как Самара – Москва (500 кВ), Самара – Челябинск, Волгоград – Москва (500 кВ), Волгоград – Донбасс (800 кВ), Москва – Санкт-Петербург (750 кВ).

В электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы новые компании. В структуре отрасли осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору (СО ЕЭС).

Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединили электростанции, специализирующиеся на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК вошли главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК сформированы на базе тепловых электростанций, а одна (РусГидро) – на основе гидрогенерирующих активов.

Одной из важнейших целей реформы являлось создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших РАО "ЕЭС России", эта задача была успешно решена. В естественно монопольных сферах, напротив, произошло усиление государственного контроля.

Таким образом, были созданы условия для решения ключевой задачи реформы – создания конкурентного рынка электроэнергии (мощности), цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Основные направления развития ТЭК выражаются в следующем: повышение надежности АЭС, освоение безопасных и экономичных новых реакторов, в том числе малой мощности; повышение эффективности использования энергетических ресурсов; увеличение глубокой переработки и комплексное использование сырья и освоение экологически приемлемых технологий т.д.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.