Лекция 18. АТЕИЗМ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• сущность и формы атеизма;
• отличие атеизма от богохульничества;
уметь
• анализировать основные формы безбожия;
владеть
• навыками практического рассмотрения гуманистического атеизма.
Две основные формы безбожия
Атеизм (от греч. atheos – безбожие) – отрицание существования Бога, отречение от него. Безбожие проявляется в двух основных формах: в полном отвержении Бога и в утверждении, что Он не может быть познан. Последовательный атеизм (первая форма) присущ материализму и позитивизму. Вторая форма атеизма получила широкое распространение среди философов Древней Греции (Демокрит, Эпикур и др.). В философии Эпикура (342–271 до н.э.) содержатся мотивы отвержения богов. Он призывал освободиться от власти богов и страха смерти. "Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить". В Древней Греции атеистами называли людей, которые отвергали божества, государственные культы или народные верования. Разумеется, такого рода взгляды не считались законными. Напомним, что Сократа судили, в частности, за то, что он не признавал богов, узаконенных властью. Платон считал атеизм "величайшим из зол", источником хаоса, беззакония и безнравственности. В истории Древней Греции известен поступок Крития, который жил в конце V – начале IV в. до н.э. Он открыто объявил, что не признает никаких богов.
Итак, у истоков атеизма стояли древние греки и римляне. Ксенофан утверждал, что боги созданы людьми по их собственному образу и подобию. Стало быть, он выступил против антропоморфных представлений о божествах. Ряд ярко выраженных атеистических черт был присущ учениям софистов, киников, скептиков, Эпикура и Лукреция. Анаксагор и Сократ были обвинены в безбожии и осуждены, что свидетельствовало о преследовании за атеизм даже в демократических Афинах. Демокрит вообще отрицал существование богов, а Эпикур исключал божественное вмешательство в человеческую жизнь. Римский поэт и философ Лукреций призывал к освобождению людей от "религии тягостного гнета".
Однако атеизм проявлялся в виде отрицания общепризнанных государственных богов, а не богов вообще. Даже Эпикур признавал существование богов в пространстве между мирами. Последовательный атеизм был исключением. Надо помнить, что языческий мир не знал теизма[1], или веры в единого, личного Бога, Творца и Вседержителя, поэтому, строго говоря, античные мыслители были скорее безбожниками, чем атеистами. Однако в широком смысле атеизм означает отрицание религии в любой ее форме.
Как система взглядов, противостоящих монотеистическим религиям, атеизм сформировался в Новое время, хотя его элементы (деизм и пантеизм) можно обнаружить у мыслителей предшествующей эпохи (например, у Джордано Бруно). Деизм – религиозно-философское учение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий. Пантеизм – религиозные и философские учения, сближающие или полностью отождествляющие Бога с природой. Различают натуралистический пантеизм (Бог растворяется в природе) и мистический пантеизм (природа растворяется в Боге).
С эпохи Возрождения начинается процесс обезбоживания картины мира, т.е. нарастание атеизма. Особенно радикально религия и религиозные догмы оспаривались в XVIII в. в сочинениях просветителей. "Атеист вместо угрызения совести, – писал Вольтер, – может ощущать тайный и мрачный ужас, обычно сопровождающий крупные преступления. Расположение духа у него бывает при этом беспокойным и ожесточенным; человек, замаранный кровью, становится невосприимчивым ко всем жизненным утешениям; кровь приливает к его лицу от ярости, но он не раскаивается. Он не страшится, когда с него спросят отчет за растерзанную им жертву; он всегда злобен и все больше черствеет в своей кровожадности. Напротив, человек, верящий в Бога, обычно приходит в себя"[2].
Наиболее последовательными атеистами своего времени были, как известно, французские философы-материалисты XVIII в. (Ламетри, Гольбах, Гельвеций и др.). В XIX в. позиции атеизма решительно отстаивал немецкий философ Фейербах. "Атеистический гуманизм" – так квалифицировал Бердяев взгляды немецкого философа на религию. "На место любви к Богу поставить любовь к человеку" – таков был смысл фейербаховского гуманизма.
На этой базе формировался марксистский атеизм, заостривший внимание на так называемой компенсаторной функции религии ("религия есть опиум для народа"). Упразднение религии как "иллюзорного счастья народа" выступало, с подобной точки зрения, как "требование его действительного счастья". Присущий марксистскому атеизму гуманистический настрой, идущий от Фейербаха, был, однако, полностью элиминирован "воинствующим атеизмом" Ленина. Борьба с религией была объявлена составной частью борьбы за социализм со всеми вытекающими отсюда последствиями (подавление религиозной свободы, репрессии по отношению к духовенству и верующим).
В. С. Соловьев подчеркивал, что мнимое безбожие, или нечестие, т.е. непризнание над собой ничего высшего, говорит против нравственного принципа благочестия и его обязательности так же мало, как фактическое существование бесстыдных и безжалостных людей не подрывает обязанностей воздержания и человеколюбия.
Природа атеизма противоречива. Отсутствие естественной религии, по Соловьеву, нередко бывает мнимым. Отрицательное отношение к той или другой в данное время и в данном месте господствующей форме религиозного сознания легко превращается в ее полное отрицание.
Атеизм в условиях тоталитарного режима превратился из формы свободомыслия в государственную политику, направленную против религии и Церкви. Крах коммунизма как политической системы и политического диктата государственной власти подвел черту под идеологией "пролетарского атеизма". Однако атеизм не прекратил своего существования.
Атеизм – давняя мировоззренческая традиция, выражающая свободолюбие, и в этом качестве имеет право на существование. Многие современные мыслители, в том числе Рассел, Фрейд, выражали неудовлетворенность религиозной картиной мира, искали светские нравственные опоры в обосновании жизнеутверждающего мировоззрения.
Одним из представителей современного атеизма был Рассел. Правда, он считал себя не атеистом, а агностиком, но вместе с тем резко критиковал христианство ("Почему я не христианин"), выступал против религии в целом ("Религия пагубна не только в умственном, но и в нравственном отношении").