Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и другие интеграционные объединения и форумы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В послевоенные годы проекты региональной интеграции азиатских стран разрабатывались довольно активно под эгидой Экономической

и социальной комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). В ЭСКАТО и ее специализированных организациях был осуществлен целый ряд исследований для выявления возможностей сотрудничества в отраслевом разрезе в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, области транспорта и связи. Были сделаны оценки и разработаны прогнозы развития природных ресурсов региона.

Практические шаги на пути региональной интеграции были предприняты в рамках двух организаций — Региональное сотрудничество в целях развития (РСР, 1964) и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, 1967). В 1985 г. к интеграционному процессу подключилась Индия, и образовалась Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), в которую вошли Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Непал, Бутан, Мальдивская Республика; в 2007 г. присоединился Афганистан.

Организацию регионального сотрудничества в целях развития создали Иран, Турция и Пакистан. На начальных этапах страны-участницы характеризовались сравнительно высоким уровнем развития производительных сил и разделения труда между ними, которые, с учетом исторической близости этих стран, позволяли активно развивать региональное сотрудничество. Страны-участницы предоставили друг другу национальный режим, льготные условия платежа при заключении коммерческих сделок, что, однако, не способствовало расширению их взаимной торговли.

Производственное сотрудничество сначала разворачивалось довольно активно. В 1969 г. было одобрено строительство 52 промышленных предприятий для совместной эксплуатации, из которых 10 были построены за первые 10 лет; осуществлялись и совместные инфраструктурные проекты. Из-за военных конфликтов взаимодействие стран-членов существенно ослабло. В 1985 г. Иран, Пакистан, Турция создали Организацию экономического сотрудничества (ОЭС), которая стала правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития.

С 1992 г. деятельность ОЭС значительно активизировалась в связи с присоединением семи новых государств Азербайджана, Афганистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. В 1995 г. на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН ОЭС получила статус наблюдателя в ООН; ОЭС имеет статус наблюдателя также в Организации исламской конференции (ОИК). Основные политические и экономические направления деятельности ОЭС устанавливаются на саммитах глав государств стран — членов ОЭС, проводимых раз в два года.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 г. в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин. В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней; в 1995 г. — Вьетнам, в 1997 г. — Лаос и Мьянма, в 1999 г. — Камбоджа; в результате образовалась АСЕАН-10. Стратегическая цель АСЕАН — повышение конкурентоспособности стран- членов и ассоциации в целом; ее основные направления деятельности следующие:

• снижение таможенных пошлин до 0—5% на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, за исключением продукции нефтехимии, автомобилестроения, металлургии;

• ликвидация количественных ограничений во взаимной торговле промышленными товарами;

• введение преференциального тарифа во взаимной торговле;

• гармонизация национальных стандартов в соответствии с международными нормами;

• введение взаимного признания сертификатов качества;

• координация макроэкономической политики;

• либерализация взаимной торговли услугами.

За 1960—1970-е гг. страны АСЕАН слабо продвинулись по пути интеграции; они создали зону преференциальной торговли и осуществили несколько совместных производственных проектов. В 1982 г. страны — члены АСЕАН согласовали вопрос о создании зоны свободной торговли. В январе 1991 г. на Сингапурском саммите участники поставили задачу создать до 2007 г. Азиатскую зону свободной торговли посредством постепенного снижения внутризональных тарифов. В 1992 г. было принято решение о формировании азиатской зоны свободной торговли (АФТА) за 15 лет: к 2000 г. предполагалось образовать зону свободной торговли АСЕАН-6, включая Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

В 2000 г. Азиатская зона свободной торговли шести стран (АФТА) функционировала на основе снижения взаимных таможенных пошлин до 0—5%; окончательная отмена тарифных ограничений планируется к 2015 г. В 2003 г. в АФТА вошел Вьетнам; в 2010 г. — Камбоджа, Лаос, Мьянма; к 2018 г. предполагается завершить создание Азиатской зоны свободной торговли.

К 2010 г. планировалось завершить либерализацию взаимных инвестиций, распространив национальный режим на инвесторов из стран-участниц, к 2020 г. — распространить национальный режим и на инвесторов из третьих стран. К 2020 г. предусмотрена полная либерализация сферы услуг; до этого — сохраняются ограничения в отношении доли участия иностранного капитала, форм коммерческого присутствия иностранного капитала в сфере услуг, миграции физических лиц, оказывающих услуги за рубежом.

В 2003 г. было принято решение сформировать Сообщество стран членов АСЕАН к 2020 г.; в 2007 г. — создать зону свободной торговли к 2010 г., сформировать единый рынок — к 2015 г. В рамках АСЕАН сохраняются различия в ставках таможенных пошлин, в способах применения нетарифных ограничений во взаимной торговле, действуют преференциальные режимы для отдельных сегментов внутреннего рынка; но, несмотря на все это, процесс идет, взаимная торговля расширяется.

За 2002—2011 гг. экспорт товаров АСЕАН увеличился в 3 раза и составил 1242 млрд долл., его доля в экспорте развивающейся Азии снизилась с 60,7 до 40,4%, импорт увеличился в 3,1 раза, но его доля в региональном импорте опустилась с 59,7 до 37,3% (табл. 15.4). Взаимный (внутренний) экспорт стран АСЕАН за рассматриваемый период увеличился в 3,4 раза, и его доля в экспорте Ассоциации поднялась с 22,6 до 25,4%. Внутренний импорт увеличился в 3,2 раза, его доля в общем импорте увеличилась с 22,9 до 23,2%. Опережающий рост взаимной торговли стран АСЕАН свидетельствует о поступательном развитии интеграционного процесса стран Юго- Восточной Азии.

Таблица 15.4

Внешняя торговля АСЕАН в 2002—2011 гг., млрд долл.

Внешняя торговля

2002

2008

2009

2010

2011

Экспорт

407

990

814

1052

1242

Внутренний экспорт

92

252

202

266

315

Внешний экспорт

315

738

612

786

928

Импорт

367

939

727

953

1152

Внутренний импорт

84

228

176

231

267

Внешний импорт

282

710

551

722

885

Источник: WTO, International Trade Statistics, 2012.

В составе АСЕАН выделяется Сингапур; в 2011 г. его доля во внутреннем экспорте АСЕАН составила 40,9%, в импорте — 28,5%, соответствующие показатели для Малайзии — 17,8 и 19,5%, Таиланда — 17,1 и 14,6%, Индонезии — 13,3 и 19,1%, Филиппин — 2,8 и 5,6%.

Основу внутренней торговли стран АСЕАН составляет готовая продукция, удельный вес которой снижается в пользу расширения торговли топливом, другими минеральными продуктами и сельскохозяйственными товарами, но остается высоким. Во внутреннем экспорте АСЕАН в 2005 и 2011 гг. доля готовой продукции равнялась 71,7 и 58,2%, во внутреннем импорте — 67,5 и 56% (табл. 15.5).

Во всех странах — участницах АСЕАН доля готовой продукции во взаимной внешней торговле снижается. Но только во внутреннем товарообороте Индонезии она опустилась ниже 50%, и в 2011 г. в экспорте она составила 38,3, в импорте — 47,8%; в Сингапуре соответствующие показатели были 62,1 и 58,1%, Малайзии — 65,5 и 52,9%, Таиланде — 65,9 и 62,9%, Филиппинах — 76,4 и 66%.

Таблица 15.5

Внешняя торговля АСЕАН по странам и по товарам в 2005 и 2011 гг., %

Товары

Экспорт

Импорт

Мир

АСЕАН

Мир

АСЕАН

2005

2011

2005

2011

2005

2011

2005

2011

Индонезия

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельскохозяйственные

продукты

16,7

23,7

12,6

18,6

8,8

12,6

4,5

8,7

Топливо и минеральные продукты

36,1

41,6

24,5

41,4

25,7

26,6

38,8

43,4

Готовые изделия

46,9

33,6

62,1

38,2

65,4

59,7

56,6

47,8

Окончание табл. 15.5

Товары

Экспорт

Импорт

Мир

АСЕАН

Мир

АСЕАН

2005

2011

2005

2011

2005

2011

2005

2011

Малайзия

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельскохозяйственные

продукты

9,5

17,1

6.9

12,2

6,3

11,3

8,6

17,3

Топливо и минеральные продукты

14,6

20,2

19,5

21,6

11,7

17,4

20,4

28,2

Готовые изделия

74,9

62,0

72,1

65,5

78,8

69,2

68,8

52,9

Сингапур

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельскохозяйственные

продукты

1,9

2,5

2,5

3,3

3,2

3,8

4,9

7.0

Топливо и минеральные продукты

13,0

21,1

17,5

32,4

19,2

34,4

16,0

33,6

Готовые изделия

80,5

69,2

78,3

62,1

76,1

60,1

78,1

58,1

Таиланд

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельскохозяйственные продукты

16,0

20,8

12,6

16,4

6,0

6.6

6,4

6,7

Топливо и минеральные продукты

5,5

7.0

13,3

17,5

21,6

23,6

28,4

29,7

Готовые изделия

76,0

69,6

72,4

65,9

69,5

62,4

61,2

62,9

Филиппины

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельскохозя йственные продукты

6.6

11,2

5,5

8,8

7,8

11,0

12,5

13,2

Топливо и минеральные продукты

4,1

8,5

6,5

14,8

15,6

23,3

21,5

20,7

Готовые изделия

89,0

79,8

87,9

76,4

76,4

65,7

65,4

66,0

АСЕАН

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельскохозяйственные

продукты

9,5

14,2

6.9

10,5

6,0

8,3

7,1

10,9

Топливо и минеральные продукты

16,1

21,5

20,0

30,0

18,6

25,3

23,9

32,2

Готовые изделия

72,1

61,0

71,7

58,2

73,6

63,7

67,5

56,9

Источник: WTO, International Trade Statistics, 2012.

АСЕАН является центром региональной экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в рамках которой с 2003 г. развивается процесс формирования экономического, политического и социокультурного сообщества стран-участниц. Устав АСЕАН 2008 г. позволяет укрепить институциональную базу будущего Сообщества, активизировать усилия по его достижению, придать большую правовую основу международным обязательствам.

В 2000 г. на совещании министров АСЕАП+З, включая Китай, Японию и Республику Корея, была принята "Инициатива Чианг Май". Инициатива нацелена на расширенное Соглашение о "своп"-кредитах; на совершенствование финансового сотрудничества и решение проблем краткосрочной ликвидности в регионе Восточной Азии на основе заключения своп-соглашений и создания фонда резервной валюты.

В 2008 г. двусторонний институциональный механизм был заменен многосторонним соглашением, которое исключает дублирование и позволяет сократить издержки. За 2001—2009 гг. объем своповых соглашений был увеличен в 3,3 раза и составил 120 млрд долл. Доля АСЕАН в резервном нуле определена в 20%, Японии 32, Китая — 32, Кореи — 16%. Соглашение о новой Чиангмайской инициативе (2010) институционализирует региональное финансовое сотрудничество; оно позволяет каждой стране- участнице взять кредит в сумме, не превышающей размер ее вклада, умноженный на мультипликатор.

Восточноазиатский саммит (ВАС) сформировался в 2005 г. в составе 16 стран — АСЕАН-10, Япония, Китай, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Индия; в 2012 г. к нему присоединились США и Россия. Восточноазиатский саммит представляет собой диалоговый механизм для разработки концепции и создания Восточноазиатского экономического сообщества (ВАЭС) к 2020 г.

В 2009 г. на саммите АСЕАН модели АСЕАН+1, АСЕАН+3, АСЕАН+6, где АСЕАН признается центром и является инициатором региональной интеграции, рассматривались как взаимодополняющие и постепенно расширяющие членский состав ВЛЭС. Модель АСЕАН+3 предполагает создание Восточноазиатской зоны свободной торговли (ВАЗСТ) в составе 13 стран, включая АСЕАН-10, Китай, Японию и Республику Корея, на основе уже подписанных соглашений АСЕАН с отдельными странами и подписания общего соглашения об интеграции.

Страны — участницы Восточноазиатской зоны свободной торговли идут по пути формирования широкоформатной модели ЗСТ, которая охватывает не только торговую либерализацию, но и включает содействие торговле посредством сокращения трансакционных издержек, либерализации инвестиций, активизации взаимных экономических связей в различных областях.

Модель АСЕАН+6 предполагает подписание соглашения о сближении экономического партнерства в Восточной Азии посредством создания зоны свободной торговли 16 стран — участниц Восточноазиатского саммита, включая АСЕАН-10, Китай, Японию, Республику Корея, а также Индию, Австралию и Новую Зеландию. В рамках формирования данной

модели сотрудничества отдельные соглашения между АСЕАН и шестью другими странами — участницами ВАС уже подписаны. АСЕАН+6 формирует интеграционное объединение, доля которого в мировом ВВП составит 26%, в мировом населении — почти половину; либерализация торговли в 16 странах будет содействовать ежегодному приросту их совокупного ВВП на 1,3 п.п., в странах АСЕАН — на 3,83 п.п.

В связи с формированием зон свободной торговли в формате АСЕАН+3 и АСЕАН+6 ведутся переговоры по критериям определения страны происхождения товара, таможенной классификации, таможенным процедурам, экономическому сотрудничеству. На саммите в 2007 г. модель АСЕАН+3 была признана базовой. В 2009 г. на встрече министров экономики АСЕАН была подтверждена решимость участвующих сторон поэтапно создать крупнейшую в мире зону свободной торговли:

• на первом этапе — создать зоны свободной торговли между АСЕАН и отдельными странами Восточной Азии, а также с Австралией, Новой Зеландией и Индией (уже реализовано) и завершить формирование сообществ АСЕАН к 2015 г.;

• на втором этапе — образовать Восточноазиатскую зону свободной торговли в рамках АСЕАН+3;

• на третьем этапе — сформировать Восточноазиатское сообщество в рамках АСЕАН+6 на основе соглашения о сближении экономического партнерства.

Решение об организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) было принято в 1989 г. Цели Форума включают: содействие экономическому росту стран-участниц; укрепление многосторонней системы торговли с учетом высокой взаимозависимости стран; проведение торговой и инвестиционной либерализации.

В своей деятельности АТЭС руководствуется принципами недискриминации, сотрудничества, прозрачности, соответствия нормам ВТО, постоянства и гибкости, а также принципами невзаимности, сопоставимости результатов, добровольности, синхронного начала и дифференцированных сроков реализации мер по либерализации. Институциональная структура АТЭС носит децентрализованный характер; ее политический уровень включает встречи лидеров стран-участниц, министров, старших должностных лиц, Деловой консультативный совет.

Рабочий уровень АТЭС обеспечивает Комитет по торговле и инвестициям, Комитет по бюджету и управлению, Экономический комитет, Комитет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Работу по отдельным направлениям ведут комитеты, подкомитеты, группы экспертов, диалоговые механизмы по отдельным отраслям промышленности, специальные группы, рабочие группы. Высшим органом являются саммиты глав государств, которые проводятся ежегодно с 1993 г. Последний саммит АТЭС состоялся в Пекине в ноябре 2014 г.

В 1994 г. на саммите в Индонезии была принята декларация и поставлена так называемая Богорская цель следующего содержания: достижение свободной и открытой торговли и инвестиций в АТР для развитых стран к 2010 г. и для развивающихся государств к 2020 г.; содействие торговле и инвестициям; активизация взаимного экономического сотрудничества. Кроме этого было определено снижение ставок таможенных пошлин, нетарифных ограничений и ограничений в торговле услугами.

Богорская цель получила дальнейшее развитие в программах действий, принятых в Осаке (1995) и Маниле (1996). В Осакской программе были добавлены и определены основные направления либерализации — снижение ставок таможенных пошлин, гармонизация национальных промышленных стандартов в соответствии с международными нормами; либерализация торговли услугами.

В основу Манильской программы положены принципы невзаимности, добровольности и консенсуса, которые определяют специфику азиатской модели мягкой интеграции, а именно — без закрепления четких обязательств стран в сфере торговой и инвестиционной либерализации. В соответствии с Манильской программой участвующие в АТЭС страны утверждают и выполняют планы либерализации на добровольной и невзаимной основе.

Манильская программа действий содержит три раздела по достижению Богорской цели: индивидуальные планы действий (ИПД), коллективный план действий (КПД) и экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК). Индивидуальные планы действий с учетом национальных особенностей были разработаны в 1996 г. и стали выполняться с 1997 г. ИПД разрабатываются по 16 направлениям в сферах торговли товарами и услугами, инвестиций, конкурентной политики, политики в отношении нрав интеллектуальной собственности, обязательств перед ВТО и др.

Индивидуальные планы действий разрабатываются самими странами- участницами, и они весьма различаются. Например, из более 20 стран- участниц только шесть взяли на себя обязательства по снижению таможенных пошлин до 0% к 2010—2020 гг.; некоторые страны, в том числе США, Япония, Мексика, готовы на проведение либерализации только на переговорной основе и условиях взаимности.

С 1997 г. под влиянием азиатского валютно-финансового кризиса АТЭС вступил в полосу ужесточения протекционизма; и программа ускоренной добровольной отраслевой либерализации провалилась. В этих условиях АТЭС отошел от отраслевой либерализации и перешел к политике "содействия торговле". Под политикой содействия торговле понимается гармонизация стандартов, сертификатов соответствия и таможенных процедур; введение упрощенных виз для предпринимателей, защита прав интеллектуальной собственности, правила происхождения товаров. Реализации мер содействия торговле способствуют Коллективный план действий (КПД) АТЭС и строительство инфраструктурных объектов.

Другое важное направление в деятельности АТЭС — это экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК), которое развивается по 320 направлениям, из которых шесть приоритетных направлений финансируются на основе добровольных вкладов и государственно-частного партнерства. Небольшие по объему типичные проекты с минимальным бюджетом часто финансируются из Центрального бюджета АТЭС. В рамках ЭКОТЕК ведется строительство инфраструктурных объектов, разработка нанотехнологий, реализация экологических программ, содействие малым и средним компаниям, развитие людских ресурсов на основе сетевого принципа.

Во взаимной торговле АТЭС сохраняются ограничения, в частности, поддерживаются более высокие ставки таможенных пошлин на аграрную продукцию, текстиль, транспортные средства, аудиовизуальные услуги, ограничения на движение капитала. Отраслевые ограничения в отношении инвестиций установлены в форме запрета или максимальной доли для зарубежных инвестиций и системы лицензирования.

В 2010 г. на симпозиуме в Японии была представлена оценка (по пятибалльной шкале) достижений АТЭС но реализации Богорской цели создания зоны свободной торговли и инвестиций. Уровень либерализации пошлин был оценен в 3,95 балла, услуг — 3,76, таможенных процедур — 4,14, ИПД — 4,33, государственных закупок — 4, введения упрощенных виз для предпринимателей — 4,95 балла.

В 2010 г. на саммите АТЭС в Йокагаме (Япония) стороны проявили готовность продолжать выполнение и составление регулярных обзоров индивидуальных планов действий и коллективных планов действий по достижению Богорской цели к 2020 г. В мае 2011 г. был утвержден новый процесс обзора индивидуальных планов действий в 2016 г.

Страны ЛСЕАН+6 ведут переговоры по соглашению о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП. RCEP), к 2013 г. состоялось пять раундов переговоров. Формируется региональный азиатско-тихоокеанский блок с хорошей динамикой роста, где несомненным лидером является Китай, занимающий ведущие позиции в мировой экономике. За 2001—2013 гг. экспорт стран ВРЭП увеличился с 1,56 до 6,18 трлн долл. (с 20,5 до 26,4% мирового экспорта), импорт — с 150 до 6,25 трлн долл. (с 19,3 до 26,9% мирового импорта)1.

В 2013 г. внутрирегиональный экспорт составил 2,2 трлн долл., что равнялось 42% совокупного экспорта стран ВРЭП. Наиболее активно процесс переориентации внешнеэкономических связей на региональный рынок разворачивается в Австралии, Брунее, Индонезии, Камбодже, Лаосе, Малайзии и Филиппинах.

Переговорные направления в рамках ВРЭП включают: импортные тарифы, правила происхождения товаров, торговлю услугами, инвестиции, экономическое и техническое сотрудничество, защиту прав интеллектуальной собственности, правила конкуренции, систему разрешения споров.