Ассоциативные и категориальные модели систем значений

Ассоциация (от лат. associatio – соединение) определяется как такая связь между психическими явлениями (переживание, образ, мысль), при которой актуализация одного из них влечет и актуализацию другого. Одним из первых авторов, полагавших ассоциации внутренней причиной возникновения психических феноменов, является Аристотель (384– 322 до н.э.). Он считал, что ассоциативные связи образуются из-за смежности психических явлений (в пространстве или во времени), сходства психических явлений или их контраста.

В связи с развитием механистической трактовки человеческого организма в XVII–XVIII вв. механизм ассоциации объяснялся через смежность или сходство (контраст – дополнение) запечатленных организмом внешних воздействий (отпечатки, вибрации). В то же время философами идеалистического направления ассоциации рассматривались как связи феноменов сознания, а в XIX в. – как имманентный принцип сознания. На основе такого представления возник ассоцианизм – объяснение психических процессов с помощью принципа ассоциации: сложные психические образования вторичны и возникают из простейших элементов путем их ассоциаций.

Первый вариант гипотезы о связи ассоциаций с ОГЛАВЛЕНИЕм бессознательного предложил немецкий философ и педагог И. Гербарт (1776–1841). Он считал, что, вытесняясь из сознания, представления образуют массу элементов бессознательного. Эта масса была им названа апперцептивной (невоспринимаемой) массой. Новые представления вводятся в сознание и удерживаются в нем посредством связи (ассоциации) с уже существующими осознаваемыми представлениями и апперцептивной массой.

Семантические модели памяти человека (неоассоцианизм) представляют из себя "деревья" или "сети" понятий, которые, соответственно, "выращиваются" или "плетутся" на основе различного рода связей (кроме классических ассоциативных используются родовидовые, часть – целое, причина – следствие, общее – частное и пр.) и правил (стрелок). Такие модели ("деревья понятий") называются категориальными, так как каждый узел (развилка) такой модели определяется для последующего разветвления как категория или обобщающая категория (см. примеры структуры первых семантических программ памяти в Приложении 21).

Семантические модели памяти не совпадают с логическими категориальными структурами, так как строятся не на основе определенного вида связей, а на основе частотного анализа (например, чем чаще в тексте сочетаются понятия, тем ближе они в модели), экспериментальных данных и временных параметров (чем быстрее человек понимает утверждение о связи значений, тем "семантически ближе" в модели памяти человека эти значения), полученных при использовании различных модификаций ассоциативных экспериментов и методов опосредствованного исследования систем значений.

Время реакции (ВР) для ответа ("да") возрастает с увеличением величины класса. Например: ВР для утверждения "воробей – птица" меньше, чем ВР для утверждения "воробей – животное".

В модели обучаемой системы, понимающей язык (ОСПЯ), Куиллиана (см. Приложение 21) это легко объясняется семантическим расстоянием: воробей → птица → животное.

Но не все так просто. С помощью таких моделей не описывается все многообразие языковых и семантических структур.

В исследованиях нашего сотрудника С. Б. Склярова ВР для ответа ("да") на утверждение "котенок – хищник" значительно превышало ВР ответа на утверждение "котенок – животное". Хотя по формальным моделям семантического расстояния (котенок – хищники – животные) должно быть наоборот.

Подобные примеры свидетельствуют, что семантическая организация памяти (и образа мира, и сознания) вовсе не подобна научным классификациям и понятийным системам. Для объяснения таких фактов исследователям, упорно придерживающимся мнения о подобии организации человеческой памяти системам научных классификаций, приходится придумывать сложные и неестественные дополнения и исключения (защитные пояса моделей по И. Лакатосу) к казавшимся ранее "красивыми" моделям (например: котенок – животные – хищники – коты – котенок). Увы, таких дополнений и исключений приходится придумывать для объяснения экспериментальных данных настолько много, что становится ясно – модель семантической организации памяти человека, подобная системам научных классификаций, не объясняет множество фактов.

Различные виды связей используются (постулируются) для объяснения экспериментальных данных. Предпочитаемый (наиболее часто используемый испытуемым для опознания и наименования предметов) уровень категоризации называется базовым уровнем абстракции, а его категории – категориями базового уровня.

В обычном алфавитном словаре слова "архар" и "як" максимально удалены. В модели долговременной памяти человека они максимально близки из-за сходства семантического содержания (Клацки, 1978).

Для построения иерархических связей категорий используются осознаваемые создателями моделей парадигматические связи значений, а для стрелок (указывающих на свойства) – синтагматические. Это служит естественным ограничителем развития семантических моделей памяти человека, так как реальной памяти такие закономерности не присущи.

В самообучаемых системах искусственного интеллекта и в экспертных системах новое понятие встраивается в систему предыдущих на основе формализованных правил анализа предложения (текста) и модели памяти (см. Приложение 21). Основу такой памяти составляет базовый набор понятий, который обычно выстраивается на основе иерархического частотного анализа необходимых текстов, выделенных группой экспертов. Основу индивидуальных поисковых систем и систем искусственного интеллекта составляет набор понятий, задаваемых их конструктором в соответствии со своими целями.