Ассоциативные эксперименты
Ассоциативные связи устанавливаются в процессе приобретения субъективного опыта, опыта истории деятельностей, в которые человек был включен или субъектом которых он являлся. Ассоциативные связи обусловлены и контекстом культуры, в которой человек приобретает опыт, и индивидуальным опытом (подробнее см. в подпараграфах 2.2.2 и 2.2.3).
"Для человека европейской культуры черный цвет – это, прежде всего, цвет траура, тогда как в японской культуре в том же качестве выступает белый цвет" (Фрумкина, 2001, с. 189).
В стандартном психолингвистическом исследовании испытуемому (информанту) предъявляется список слов, рядом с которыми испытуемый должен написать слова-ответы (реакции). Обычно предъявляется список из 100 слов и ограничивается время для выполнения задания (до 10 мин). На основе таких исследований составляются словари ассоциативных норм. Словарная статья содержит слово-стимул и список наиболее часто выбираемых испытуемыми ассоциаций с указанием частоты их выбора испытуемыми[1]. Следует отметить, что сами "ассоциативные нормы" довольно быстро (по сравнению со значением слов) изменяются, так как на них влияют изменения культуры, технологии, моды и ведущих тем СМИ. Для работы с определенными группами испытуемых (возрастными, профессиональными, этническими и пр.) составляются частные ассоциативные словари.
Не следует путать словари ассоциативных норм с частотными словарями (словоупотребления). То, что слово часто употребляется в тексте, вовсе не значит, что оно будет часто использовано в ассоциативном эксперименте.
Р. М. Фрумкина (Фрумкина, 2001) приводит список из 50 слов, наиболее часто используемых в текстах А. С. Пушкина. Эти слова покрывают 42,5% всех словоупотреблений: и, в, я, он, не, быть, на, с, что, ты, мой, она, свой, но, к, весь, они, как, тот, мы, о, вы, а, за, это, из, от, по, же, у, ли, один, который, бы, сказать, мочь, наш, твой, ни, для, так, себя, или, ваш, день, знать, еще, где, да, то.
Понятно, что такие слова очень редко используются испытуемыми в ассоциативном эксперименте именно в силу их универсальности.
Р. М. Фрумкина считает полезным использование частотных словарей при изучении иностранных языков (изучать 1–2 тыс. наиболее часто употребляемых слов), придавая особое значение грамматической структуре высказываний. К этой рекомендации можно добавить необходимость изучения наиболее психологически значимых для соответствующей культуры терминов (таких словарей еще нет).
Психологический ассоциативный эксперимент – является одним из первых проективных методов. 3. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации являются символической или иногда даже прямой проекцией внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность ассоциативного эксперимента.
В классическом варианте метода свободных ассоциаций от испытуемого требуется в ответ на предъявленное слово (стимул) как можно быстрее проговаривать первые пришедшие на ум слова (реакции). Любая необычная реакция (пауза, смех, бормотание, жалобы, объяснения ненужности или неуместности реакции, поведенческие и вегетативные проявления и т.п.) свидетельствует о проявлении психологических защит (описанный Фрейдом механизм сопротивления) и, соответственно, о связи данной реакции с аффективным комплексом. Совокупность таких реакций может помочь исследователю (психологу) описать связанный с ними аффективный комплекс.
Для более глубокого исследования используется метод свободных ассоциаций, в котором в качестве стимула для вторичного эксперимента используются ярко выраженные реакции самого испытуемого[2]. Важнейшим преимуществом ассоциативного эксперимента являются простота его проведения, доступность большинству групп испытуемых, свободная направленность.
В позднейших модификациях в качестве стимула используются различные знаки и предметы (письма, фотографии, игрушки и т.п.), аудио- и видеозаписи, описания ситуаций. Применяются различные методы межмодальных ассоциаций, в которых на стимул одной модальности испытуемые описывают (подбирают) ассоциации другой модальности.
Совокупность генерируемых испытуемых в связи с определенным стимулом ассоциаций называется семантическим полем данного стимула (понятия, знака, предмета).
Инструкция испытуемому (1): после того, как я назову (предъявлю) Вам ключевое слово (стимул), говорите (напишите), пожалуйста, как можно быстрее любые пришедшие Вам в голову слова, связанные с ключевым. Внимание, ключевое слово:____________.
Инструкция испытуемому (2): "Вам последовательно предъявлены изображения. Согласно Вашему впечатлению дайте несколько определений каждой фигуре так, чтобы они отвечали на вопрос: “Какая она?”"[3] (Артемьева, 1999, с. 185).
В другой модификации используется специальная инструкция для снятия психологических защит (сопротивления).
Инструкция испытуемому (3): после того, как я назову (предъявлю) Вам ключевое слово (стимул), говорите (напишите), пожалуйста, как можно быстрее любые пришедшие Вам в голову слова, связанные с ключевым. Вы должны говорить все, что приходит Вам в голову, не относясь к этому критически, даже если Вам кажется, что это бессмысленно, не имеет отношения к теме, неудобно или неприятно. Вы согласны? Внимание, ключевое слово:__________________.
Направленный ассоциативный эксперимент используется для изучения ассоциативных связей испытуемого в какой-либо определенной области в соответствии с инструкцией экспериментатора. Это может быть подбор слов-синонимов или антонимов, родо-видовых или других связей, наконец, просто ассоциирование на ключевое слово или на заданную тему.
Инструкция испытуемому (4): после того, как я назову Вам ключевое слово, говорите (напишите), пожалуйста, как можно быстрее пришедшие Вам в голову слова, связанные с ключевым словом на тему________________. Вы должны говорить все, что приходит Вам в голову, не относясь к этому критически, даже если Вам кажется, что это бессмысленно, не имеет отношения к теме, неудобно или неприятно. Вы согласны? Внимание, ключевое слово:___________________.
Результаты классического ассоциативного эксперимента (семантическое поле) сегодня анализируются качественно. Перспективным представляется построение формальных стохастических моделей порождения ассоциаций (по типу марковских цепей), но такие модели еще не опубликованы[4].
В психолингвистике ассоциации классифицируют по их смысловой близости (синонимичность), смысловой противопоставленности (антонимичность), созвучности, отношению (выше – ниже, единичное – общее, причина – следствие и пр.). Ассоциации одного класса (тина: стол – стул, мать – отец и т.д.) называются парадигмальными. Вероятность их актуализации повышается с повышением сходства семантического значения (деятельностные отношения). Такое свойство парадигмальных ассоциаций позволяет "восстановить" ассоциации, которые испытуемый не может актуализировать из-за действия механизмов психологической защиты. Ассоциации другого класса (типа: курить – вредно, машина – едет и т.д.) называются синтагматическими (здесь синтагмы понимаются как функциональные классы). Ассоциации, связь которых не проявлена для внешнего наблюдателя (типа: скалы – счастье), обусловлены субъективным опытом испытуемого, деятельностным (активностным, отношенческим) контекстом. Именно последний тип ассоциаций является для психотерапевта наиболее информативным.
Малоинформативными считаются ассоциации на форму или фонетический состав слова.
Лоб – боб, день – пень – лень, краб – храп.
В ассоциативных экспериментах в качестве стимула могут использоваться не отдельные слова, а словосочетания; в вербальных проективных методиках в качестве стимула используются неоконченные предложения, рассказы или изображения ситуаций. Суть текстового ассоциативного эксперимента состоит в том, что испытуемый в ответ на стимул или группу стимулов генерирует высказывания или тексты, которые анализируются экспериментатором и как результат ассоциативного эксперимента, и как результат проективного эксперимента. При исследовании лексических ассоциативных связей (типа: занять – ребенка; занять – денег) выявляется не только содержательное наполнение значения, но и грамматические (в данном случае – падежные) связи систем значений.