Возможности сопряжения международных стандартов аудита с Российскими федеральными стандартами аудита и правилами (стандартами) аудиторской деятельности
В России сущность аудиторских стандартов определена Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-Φ3 "Об аудиторской деятельности", в соответствии с которым правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой "единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации".
Система MCA опирается на "Международные принципы заданий по обеспечению уверенности". Данные принципы положены в основу разработки MCA, но в данном документе описаны только элементы и цели заданий, подтверждающих достоверность информации. Однако соответствующие нормы и процедуры по осуществлению заданий регламентируются рядом документов, включающим в себя MCA 200 "Цель и общие принципы, регламентирующие аудит финансовой отчетности", "Международные стандарты заданий по обзорной проверке" и "Международные стандарты заданий, подтверждающих достоверность информации".
Основное ОГЛАВЛЕНИЕ этих документов определяет, что аудиторы, выполняющие задания, подтверждающие достоверность информации, должны соблюдать Кодекс этики МФБ и Международные стандарты по контролю качества.
Возможности сопряжения MCA с российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Сопряжение MCA с российскими правилами
Международные стандарты аудиторской деятельности |
Российские нормативные акты по аудиту |
Комментарии |
||
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров |
Кодексы этики профессиональных объединений бухгалтеров и (или) аудиторов |
Кодекс этики аудиторов России |
||
Глоссарий терминов |
Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности |
Российский документ составлен в соответствии с российскими нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и аудит, и поэтому объективно не тождествен глоссарию из MCA. С приближением российских подходов к аудиту к международным, а российских правил бухгалтерского учета – к МСФО, определения данных двух перечней будут приближаться друг к другу. В настоящее время российский Перечень содержит бо́льшее |
||
количество понятий, чем глоссарий MCA, поскольку такие понятия, как "честность", "объективность", "профессиональное суждение аудитора", "профессиональный скептицизм аудитора", – очевидные для западных аудиторов, – на начальной стадии развития аудита отечественным специалистам было необходимо разъяснить. В свою очередь, некоторые термины MCA по отмеченным причинам еще ждут того, чтобы занять положенное место в российском аудите |
||||
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" |
MCA 120 был отменен в 2004 г. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" является нормативным документом, устанавливающим требования к аудиторским организациям, Федеральным стандартам аудиторской деятельности, обязательным случаям проведения аудита и т.п. |
|||
Стандарты аудита[1] |
||||
MCA (ISA) 200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности |
ФПСАД 1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности |
Оба документа в целом совпадают по содержанию. Однако MCA 200 содержит: задачи, выполняемые аудитором; определения, раскрывающие основные аудиторские термины; требования, определяющие выполнение аудита, в том числе в соответствии с MCA |
||
MCA (ISA) 210 Условия аудиторских соглашений |
ФПСАД 12 Согласование условий проведения аудита |
MCA 210 предусматривает возможность проведения аудита по результатам оформления письма-обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Данная форма не соответствует российской договорной практике. При этом перечень обязательных моментов, о которых аудитор обязан поставить в известность потенциального клиента и по поводу которых аудиторская организация и экономический субъект обязаны достичь согласия до начала аудита в международных и российских стандартах, совпадает |
||
MCA (ISA) 220 Контроль качества работы в аудите |
ФПСАД 7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту |
Стандарты близки по содержанию. В отличие от MCA 220 российский стандарт содержит описание иерархии сотрудников аудиторской фирмы и не содержит приложений, аналогичных MCA 220, описывающих политику и процедуры внутрифирменного контроля качества |
||
MCA (ISA) 230 Документирование |
ФПСАД 2 Документирование аудита |
Российский стандарт содержит более детальную информацию о документировании аудиторских процедур, хранении документов, конфиденциальности |
||
MCA (ISA) 240 Ответственность аудитора в отношении мошенничества при аудите финансовой отчетности |
ФСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита |
ФСАД 5/2010 введен в действие вместо отмененного ФПСАД 13. MCA 240 содержит понятие мошенничество, ФПСАД рассматривает недобросовестные действия. Такое существенное различие в названиях не случайно, так как согласно Уголовному кодексу РФ мошенничество является одним из видов уголовных преступлений, в связи с чем квалифицировать деяние как мошенничество может только суд или следствие, а не аудитор. Западные аудиторы, как правило, имеют право на профессиональную тайну в отношении своих клиентов. Наше правовое государство находится в процессе становления, и до сих пор не прекращаются попытки использовать конфиденциальную информацию аудиторов для получения доказательств вины их клиентов, причем речь зачастую идет не о серьезных случаях, угрожающих безопасности государства, а о фактах мелких налоговых нарушений. Поэтому при подготовке названного Правила (стандарта) разработчики попытались, насколько это было возможно, освободить аудитора как от ответственности за не обнаружение фактов умышленных искажений, так и за недонесение о таких фактах. Для дальнейшего сближения российского Правила (стандарта) с MCA потребуется обеспечить законодательные гарантии прав российских аудиторов на профессиональную тайну |
||
MCA (ISA) 250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности |
ФСАД 6/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита |
ФСАД 6/2010 введен в действие вместо отмененного ФПСАД 14. Различия российского и международного стандартов обусловлены отличием российской правовой системы от международного права (например, российской возможности неоднозначных трактовок нормативных документов), а также особенностями российских Правил (стандартов) аудиторской деятельности, перечисленными в настоящем обзоре |
||
MCA (ISA) 260 Сообщение аспектов аудита лицами, наделенными руководящими полномочиями |
ФПСАД 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника |
ФПСАД 22 не является аналогом MCA 260. MCA 260 разъясняет, каким образом нужно сообщать о вопросах, связанных с аудитом, руководству проверяемого экономического субъекта. В MCA 260 достаточно подробно рассматривается вопрос, кого именно аудиторам следует считать лицами, наделенными руководящими полномочиями. В MCA говорится также о конфиденциальности информации по результатам аудита, которую аудиторы сообщают руководству клиента. MCA 260 не содержит каких-либо конкретных рекомендаций относительно формата развернутых итоговых документов, составляемых по результатам аудита, перечней таблиц, структур разного рода детализированных отчетов и пр. Вместе с тем в MCA 260 сделаны многочисленные отсылки к национальному законодательству по данным вопросам |
||
MCA (ISA) 265 Сообщение о недостатках в системе внутреннего контроля |
Нет аналогов |
В российских стандартах аудита вопросам системы внутреннего контроля не придается такого существенного значения, как в MCA. Отдельный стандарт, аналогичный MCA 265, на текущий момент не разработан |
||
MCA (ISA) 300 Планирование аудита финансовой отчетности |
ФПСАД3 Планирование аудита |
Российский стандарт содержит более детальную информацию о планировании аудита, а также дополнительную информацию (например, описание этапа предварительного планирования, а также приложения, содержащие образцы плана аудита и программы аудита) |
||
MCA (ISA) 315 Обнаружение и оценка рисков существенного искажения через понимание деятельности аудируемой компании |
ФПСАД 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среда, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности |
В отличие от MCA ФПСАД 8 содержит отдельный раздел, описывающий необходимость понимания деятельности экономического субъекта |
||
MCA (ISA) 320 Существенность при планировании и выполнении аудита |
ФПСАД 4 Существенность в аудите |
Российский стандарт более подробный и содержит дополнительные требования по разработке аудиторскими организациями внутренних методик и стандартов по определению уровня существенности в процессе аудита, а также приложение, определяющее порядок расчета уровня существенности |
||
MCA (ISA) 330 Аудиторские процедуры по оцененным рискам |
Нет аналогов |
MCA 330 представляет руководство по определению общего подхода, а также разработке и выполнению дальнейших аудиторских процедур по оцененным рискам существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений в ходе аудита финансовой отчетности |
||
MCA (ISA) 402 Аудит компаний, пользующихся услугами обслуживающих организаций |
ФПСАД 25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация |
Российский стандарт максимально приближен к требованиям MCA 402 |
||
MCA (ISA) 450 Оценка искажения, обнаруженного в процессе аудита |
Нет аналогов |
MCA 450 предоставляет руководство по определению искажений в целях оценки аудитором влияния неисправленных искажений на финансовую отчетность. В отношении расчетных оценок искажение, вызванное мошенничеством или ошибкой, может возникнуть в результате: • искажений, в отношении которых нет никаких сомнений (фактические искажения); • различий, являющихся результатом суждений руководства субъекта в отношении расчетных оценок, которые аудитор считает необоснованными, или выбора, или применения учетной политики, которую аудитор считает ненадлежащей (искажения в результате суждения); • наилучшей оценки аудитором искажений в совокупностях, включающей проекцию искажений, выявленных в аудиторской выборке, на все совокупности, из которых были сделаны выборки (проецируемые искажения) |
||
MCA (ISA) 500 Аудиторские доказательства |
ФСАД 7/2011 Аудиторские доказательства |
ФСАД 7/2011 в последней редакции в целом соответствует MCA 500 |
||
MCA (ISA) 501 Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение отдельных статей |
ФПСАД 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях |
ФПСАД 17 разработан на основе соответствующего MCA 501 и устанавливает единые требования в отношении получения аудиторских доказательств в аналогичных случаях |
||
MCA (ISA) 505 Внешние подтверждения |
ФПСАД 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников |
ФПСАД 18 разработан на основе соответствующего MCA 505. MCA требует от аудитора осуществления тестирования процедур в отношении аудита группы предприятий, получения понимания групповых СВК и процесса консолидации; определения порога существенности для группы и ее отдельных компонентов и др. |
||
MCA (ISA) 510 Первая аудиторская проверка – начальное сальдо |
ФПСАД 19 Особенности первой проверки аудируемого лица |
ФПСАД 19 разработан на основе соответствующего MCA 510 |
||
MCA (ISA) 520 Аудиторские процедуры |
ФПСАД 20 Аналитические процедуры |
ФПСАД 20 разработан на основе соответствующего MCA 520 |
||
MCA (ISA) 530 Аудиторская выборка |
ФПСАД 16 Аудиторская выборка |
ФПСАД 16 в последней редакции в целом соответствует MCA 530. Однако MCA 530 говорит, что отклонения и искажения, обнаруженные в аудиторской выборке, могут быть в исключительных случаях признаны аномалией. В таких ситуациях стандарт требует получить дополнительные аудиторские доказательства, подтверждающие такое суждение аудитора |
||
MCA (ISA) 540 Аудит оценочных значений, включая оценки справедливой стоимости, и соответствующие раскрытия |
ФПСАД 21 Особенности аудита оценочных значений |
ФПСАД 21 разработан на основе соответствующего MCA 540. Однако MCA 540 усилил требования к аудиторам по проверке методов и предположений, используемых при оценке активов по справедливой стоимости. Он достаточно детализирован в отношении процедур, подтверждающих разумность оценок, сделанных руководством компаний |
||
MCA (ISA) 550 Связанные стороны |
ФПСАД 9 Связанные стороны |
ФПСАД 9 составлен на базе MCA 550. MCA 550 утверждает, что вовлечение в бизнес-транзакции связанных сторон повышает риски существенного искажения финансовой отчетности. При этом аудитор должен получить понимание СВК и протестировать вопрос о взаимоотношениях со связанными сторонами для исключения возможного мошенничества |
||
MCA (ISA) 560 Последующие события |
ФПСАД 10 События после отчетной даты |
ФПСАД 10 сформирован на основе MCA 560. В отличие от многих развитых стран Запада российские юридические лица заканчивают финансовый год одновременно – 31 декабря. Как следствие, аудиторы ведут свою работу с клиентами на протяжении нескольких месяцев, уже после того, как бухгалтерская отчетность подготовлена, подписана и передана пользователям. Учет этого различия потребовал внесения соответствующих изменений в российский документ по сравнению с MCA |
||
MCA (ISA) 570 Непрерывность деятельности |
ФПСАД 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
ФПСАД 11 является аналогом MCA 570. Анализируя их, можно сказать, что эти два стандарта являют собой пример удачной адаптации западного документа к российским условиям |
||
MCA (ISA) 580 Заявления руководства |
ФПСАД 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица |
ФПСАД 23 разработан на основе соответствующего MCA 580 |
||
MCA (ISA) 600 Аудит консолидированной финансовой отчетности |
Аналогов нет |
MCA 600 требует от аудитора осуществления тестирования процедур в отношении аудита группы предприятий, получения понимания групповых СВК и процесса консолидации; определения порога существенности для группы и ее отдельных компонентов и др. |
||
MCA (ISA) 610 Использование работы внутреннего аудита |
ФПСАД 29 Рассмотрение работы внутреннего аудита |
ФПСАД 29 разработан на основе соответствующего MCA 610 |
||
MCA (ISA) 620 Использование работы экспертов |
ФПСАД 32 Использование аудитором результатов работы эксперта |
ФПСАД 32 разработан на основе соответствующего MCA 620 |
||
MCA (ISA) 700 Формирование мнения и отчет независимого аудитора |
ФСАД 1/2010 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и формирование мнения о ее достоверности |
ФСАД 1/2010 представляет собой переработанную версию отмененного ФПСАД 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" и учитывает изменения, внесенные в MCA 700 в результате проекта "Ясность" |
||
MCA (ISA) 705 Изменение к мнению в независимом аудиторском заключении |
ФСАД 2/2010 Модифицированное мнение в аудиторском заключении |
ФСАД 2/2010 разработан на основе соответствующего MCA 705 |
||
MCA (ISA) 706 Поясняющие параграфы и другие вопросы в отчетах независимого аудитора |
ФСАД 3/2010 Дополнительная информация в аудиторском заключении |
ФСАД 3/2010 разработан на основе соответствующего MCA 706 |
||
MCA (ISA) 710 Сопоставимая (сравнительная) информация |
ФПСАД 26 Сопоставление данных в финансовой (бухгалтерской) отчетности |
ФПСАД 26 разработан на основе соответствующего MCA 710 |
||
MCA (ISA) 720 Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность |
ФПСАД 27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность |
ФПСАД 27 разработан на основе соответствующего MCA 720 |
||
MCA (ISA) 800 Особенности аудита финансовой отчетности особого (специального) назначения |
ФСАД 8/2011 Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам |
ФСАД 8/2011 разработан на основе соответствующего MCA 800 |
||
MCA (ISA) 805 Особенности аудита отдельной финансовой отчетности и специфических элементов, счетов или единиц финансовой отчетности |
ФСАД 9/2011 Особенности аудита отдельной части отчетности |
ФСАД 9/2011 соответствует положениям MCA 805 в части аудита определенных элементов, счетов или статей финансовой отчетности. Аспекты аудита отдельной финансовой отчетности в данном российском Правиле (стандарте) не предусмотрены |
||
MCA (ISA) 805 Задания к заключению по краткому финансовому отчету |
Нет аналогов |
MCA 805 определяет ответственность аудитора по предоставлению отчета по краткой финансовой отчетности, составленной на основании полной финансовой отчетности, проаудированной в соответствии с MCA данным аудитором. Краткая финансовая отчетность содержит меньше раскрытий по сравнению с полной финансовой отчетностью, на основании которой она составлена, но при этом обеспечивает структурированное представление активов и обязательств на отчетную дату или их изменение за период в соответствии с данными полной финансовой отчетности |
||
Нет аналогов |
ФПСАД 24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами |
В MCA все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг – International Standards on Related Services (ISRSs). ФСПАД 24 к сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относит обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляцию финансовой информации |
||
МССУ (ISRS) 4400 (бывший MCA 920) Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации |
ФПСАД 30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации |
В MCA все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг (ISRSs). ФПСАД 30 был разработан на основе ранее существующего MCA 920 и в основном соответствует действующему МССУ 4400 |
||
МССУ (ISRS) 4410 (бывший MCA 930) Задания по компиляции финансовой информации |
ФПСАД31 Компиляция финансовой информации |
В MCA все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг (ISRSs). ФПСАД 31 был разработан на основе ранее существующего MCA 930 и в основном соответствует действующему МССУ 4410 |
||
Нет аналогов (бывший MCA 910) |
ФПСАД33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности |
В MCA все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг – International Standards on Related Services (ISRSs). ФПСАД 33 был разработан на основе MCA 910, в настоящее время аналога MCA 910 в МССУ не существует |
||
МСКК (ISQC) 1 Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах |
ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях |
ФПСАД 34 разработан на основе соответствующего МСКК 1 с учетом специфики указанных выше расхождений российских и международных стандартов аудита |
||
Нет аналогов |
ФПСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля |
ФПСАД 4/2010 применяется при осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских организаций (далее – уполномоченный орган), внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. MCA осуществление подобного внешнего контроля качества работы аудиторских организаций не предусматривают |
||
Следует заметить, что в данной таблице отсутствуют стандарты, раскрывающие Положения по международной аудиторской практике и международные стандарты образования профессиональных бухгалтеров. Это объясняется тем, что в российской практике аналогов таким стандартам нет.
С формальной точки зрения все российские стандарты созданы на основе MCA и близки по своему содержанию. Однако имеющиеся расхождения, касающиеся стиля изложения и оформления документов, используемых практических ситуаций, объясняются наличием юридических, административных и экономических факторов в Российской Федерации.