Лекция 8. АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ БАРОККО

В середине XVI в. под влиянием реформационного движения, направленного против католической церкви, происходит ослабление ее могущества. Поэтому начиная с 1580-х гг. католичество предпринимает ряд усилий для того, чтобы вернуть себе утраченные духовные и политические позиции. Это время называется периодом контрреформации. Правящие круги Европы стараются подчеркнуть свою мощь путем внешнего выражения. Католическая церковь также пробует вернуть себе утраченное влияние, используя в том числе и архитектуру как средство внешнего выражения своего могущества. Этим устремлениям отвечает и новый архитектурный стиль, зародившийся в недрах позднего Возрождения и получивший наименование барокко (причудливый, странный). Историки архитектуры считают, что основателем этого стиля является Микеланджело Буонарроти, который впервые назвал новые тенденции в архитектуре позднего Возрождения стилем маньеризма (манерным стилем). В каждой стране барокко проявляется по-разному, в зависимости от успехов контрреформационного движения. Так, например, во Фландрии (Южных Нидерландах), которая с 1580 г. осталась в составе Испании, восторжествовал католицизм и стиль барокко воспринимался там как архитектурный стиль контрреформации. Республика Соединенных провинций (современное королевство Нидерланды) стала независимым протестантским государством, и там утверждается стиль готики как стиль национальной независимости. Это единственная страна Европы, которая в конце XVI в. возвращается к готическому стилю в архитектуре.

Для стиля барокко характерны усложненность и криволинейные очертания планов, сложные пространственные композиции и построения, пышность интерьеров с неожиданными световыми эффектами, частое применение овала (овальных окон), обилие кривых, пластические линии, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры. В архитектуре активно используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. Для маньеризма (барокко) также характерно обилие человеческих скульптур.

Барокко перенимает предыдущую технику строительства. Часто используются кирпич и штукатурка. Иногда архитектуру барокко именуют архитектурой штукатурки. Важным в организации пространства снова становится свод. В эпоху барокко используются сомкнутый, парусный своды, купол и крестовый свод. В своем развитии европейское барокко прошло ряд этапов. Есть понятие динамического барокко, ярким его выразителем был архитектор Бороммини.

В 1638 г. он возводит в Риме храм Сан-Карло у четырех фонтанов (рис. VIII.1) , храмы Сан-Филиппо Неро и Сант-Иво во дворе университета (рис. VIII.2). Все храмы этого направления небольшие, с центрическим внутренним пространством. В 1667 г. в Риме архитектор Бернини возводит знаменитую колоннаду на площади собора Св. Петра в Ватикане. Таким образом, уже в эпоху барокко было завершено формирование композиции площади. Бернини применил знаменитый прием так называемой иллюзорной перспективы, широко использовавшийся в эпоху барокко. Собор издалека кажется меньше, чем на самом деле, и долго остается такого же размера. Затем как бы происходит скачок, собор вырастает до своего естественного размера. Кроме этого, Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей лестницы Сикстинской капеллы по направлению к верхней площадке. Помимо Рима великолепные памятники барокко сохранились в Венеции. Лучшая работа в стиле барокко в Венеции – это храм Санта-Мария делла Салюте (1682, арх. Б. Лонген). Это центричный восьмигранный храм с куполом, барабан которого поддерживается мощными волютами (рис. V111.3). В середине XVII в. центром развития барокко становится Турин – столица Савойского герцогства. Работавший в Турин архитектор Г. Гварини проектировал церкви с центричной и продольной композицией. Вершиной творчества Гварини являются палаццо Кариньяно и церковь Сан-Лоренцо в Турине (рис. VIII.4).

В Австрии, Баварии и Франции развивается несколько иной стиль барокко – классицистический. Центром архитектурного творчества в Европе была Вена. Выдющийся австрийский скульптор И. Б. Фишер фон Эрлах спроектировал несколько венских дворцов, например дворец Шварценбергов в Вене и частично Шенбруннский дворец в предместье Вены. В 1716 г. в память победы австрийцев над турками под Веной в 1683 г. Ф. Эрлах начал строительство собора Св. Карла Борромея (закончено его сыном Й. Э. Эрлахом в 1737 г.) (рис. VIII.5). Тогда же создается парковое кольцо города на месте бывших укреплений и по проекту архитектора Л. Гильдебранда возводится летний дворец Бельведер (1723) (рис. VIII.6).

В начале XVIII в. центр развития барокко в немецких землях переходит к Баварии. Из крупнейших построек эпохи барокко в Баварии можно отметить дворец Нимфенбург в окрестностях Мюнхена и епископскую резиденцию города Вюрцбурга (арх. Бруно Нейман) (рис. VIII.7). Известна также культовая постройка этого зодчего – храм в городе Фирценхайлингене (Южная Бавария) (рис. VIII.8).

Во Франции под влиянием традиций эпохи Возрождения барокко носит более спокойный и менее вычурный характер. Особенно это видно в архитектуре замков, дворцов и городских особняков. Для этого периода развития французской архитектуры характерны, во-первых, преобладание строгого стиля над художественной фантазией, во-вторых, крупномасшабные симметрические градостроительные композиции, которые включали в себя сады регулярной планировки, парковые ансамбли. Фасады решаются большим ордером, этому подчиняется вся планировочная схема. В результате возникает стремление к созданию художественной целостности, стилевого единства, это способствовало окончательному изгнанию из архитектуры элементов готики. Это ярко видно на примерах таких архитектурных сооружений, как дворец Шато де Мезон (1650, арх. Ж. Мансар) (рис . VIII.9), дворец герцога Фуке Во ле Виконт (1651, арх. Л. Лево) (рис. VIII.10).

Ведущим архитектором того периода был Ж. Мансар (1648– 1708), его именем были названы мансарды. Мансар был смелым для своего времени градостроителем, создателем строго квадратной Вандомской площади в Париже, однако победителем конкурса на проект достройки Лувра стал не профессиональный архитектор Мансар, а архитектор-любитель К. Перро (врач по профессии). Его проект в итоге стал примером чисто французского барочного архитектурного стиля. Церковная архитектура в стиле французского барокко при общей направленности к новому стилю классицизма сохраняла черты итальянского барокко. Примером этого может служить церковь Дома инвалидов в Париже, спроектированная Ж. Мансаром в 1700 г. Она имеет центричную композицию с высоким куполом, под которым с 1840 г. находится гробница императора Наполеона I. В этом сооружении архитектура барокко переплетается с вертикал измом готики (рис. VIII. 11).

Английское направление стиля барокко имеет свое своеобразие, так как оно причудливым образом соединяет в себе элементы готики, классицизма и барокко. Ярким примером английского стиля являются собор Св. Павла в Лондоне (1675–1710) (рис. VIII. 12) и Гринвичский госпиталь (1696–1715), построенные по проектам выдающегося английского архитектора Кристофера Ренна.

В середине XVIII в. во Франции начинает возникать новый архитектурный стиль, который от французского слова "рокайль" (раковина) стали называть стилем рококо. Он просуществовал всего несколько десятилетий, условно с 1750 по 1780 г. В этом архитектурном стиле синтез классических фасадов и интерьеров в стиле барокко сменяется легкими и напряженными формами рококо. В архитектуре парижских особняков плоскость стены начинает преобладать над классическими членениями. Более тщательно начинает прорабатываться внутренняя планировка, парадные помещения отделяются от жилых, появляются корридоры и шлюзовые комнаты. Примерами архитектурного стиля рококо являются, например, дворец Келуш в Португалии под Лиссабоном, церковь Санта-Агнессе в Риме (рис. VIII.13) и отель де Субиз – дворец герцогов де Субиз в Париже. Рококо – прежде всего стиль интерьеров и деталей. Декор интерьера маскирует конструкцию помещений, чему способствует пышная орнаментировка (мелкие резные ассимитричные формы, раковины и гирлянды, бронза, зеркальные поверхности). В архитектуру вводятся криволинейные формы и планы. Цветовое решение наиболее популярно в стиле белого, светло-голубого, серого, жемчужного и золотого цветов. Однако стиль рококо быстро выдыхается, и архитектура вновь возвращается к классике.