Архитектура
Организует пространство обитания человека и поэтому характеризуется максимальным присутствием прагматической составляющей, так как практически всегда должна учитывать соображения удобства. Даже если архитектура не предназначена для жилья (триумфальная арка), она включена в повседневное жизненное пространство и не должна мешать существованию людей в нем. Архитектура всегда соотнесена со средой, ландшафтом (природным или городским), поэтому помимо пропорции частей и размеров, способных менять эстетический эффект (например, гигантомания эстетически уродлива), большое значение имеет правильность "привязки" к среде. Даже безупречное здание не должно выглядеть инородным привнесением.
Из-за присутствия в архитектуре утилитарного компонента вопрос о его "удельном весе" неоднократно был предметом споров. Ряд направлений в архитектурной эстетике XX в. фактически приравнивали функциональное удобство к эстетической ценности здания (конструктивизм, функционализм), что зачастую вело к эстетическому обеднению. Напротив, стиль модерн (рубеж XIX-XX вв.) ставил целью превращение банального жилого помещения в великолепный синтез искусств (поскольку интерьер мыслился как пребывающий в единстве с помещением), когда обычные детали квартиры становились изящными, эстетически значимыми, способными выступать и как автономное произведение вне общего контекста архитектурной конструкции.
К архитектуре примыкает градостроение, которое можно считать искусством в той мере, в какой оно включает эстетическую составляющую. Специфической частью градостроения является обустройство кладбищ, не случайно называемые в греческом языке "городами мертвых". Помимо утилитарной функции (погребение тел умерших) кладбище может стать ценным памятником культуры и нести высокую эстетическую ценность, как то и произошло с крупными известными некрополями (Пер-Лашез в Париже, Реколета в Буэнос-Айресе, многие некрополи Москвы, С.-Петербурга, Киева). "Город живых" и "город мертвых" не исключают друг друга, а то, насколько их соседство, даже очень близкое, будет возможным, зависит от архитектора. Если жилой дом или иное здание лишено эстетических черт, оно не является образцом архитектуры как искусства, а относится к технологии производства жилья (или зданий иного типа).
Жанры архитектуры определяются в значительной мере утилитарным назначением зданий: архитектура жилая, храмовая, промышленная, мемориальная, фортификационная. К архитектуре относится и устройство некрополей - это разновидность архитектуры малых форм.
Садово-парковое искусство считается близким к архитектуре, но, во-первых, содержит элементы изобразительного искусства, во-вторых, является изначально синтетическим, поскольку пространство парка включает, например, скульптуру. Оно состоит в эстетическом преображении ландшафта с обязательным использованием растений. Растения можно подвергать искусственной обработке (придавать кустам и кронам деревьев необычную форму) или оставлять в первозданном виде, но они превращаются из природного объекта в часть искусства. Как и архитектура, парк выполняет утилитарные функции, являясь местом проведения досуга.
Изобразительное искусство
Создает статичный текст, передавая узнаваемый облик предметов. Традиционно делится на живопись, графику и скульптуру.
Живопись использует язык линий и цветовых пятен для создания двухмерного текста.
Графика, как и живопись, создает двухмерный текст, но использует линию. Вместо пятен выступают фрагменты материала, выделенные линиями. Разнообразие жанров графики зависит от особенностей материалов (черно-белая и цветная) и техники (так, гравюра предполагает серийное изготовление оттисков с первоначально сделанного рельефного изображения, которое, в свою очередь, тоже допускает разные материалы и технику).
С развитием технологий развился и такой новый жанр, как компьютерная графика, обладающий собственными возможностями.
Скульптура благодаря трехмерности позволяет более натуралистично изобразить реальность.
Обычно выделяемые жанры: станковая, декоративная, монументальная.
Поскольку для создания трехмерного изображения чаще используются материалы прочные и тяжелые, скульптура подвержена "риску" выглядеть тяжеловесной. Однако этого можно избежать изменением размеров, техникой, которая сильно разнится у разных авторов, самим выбором материала (камень, металл, дерево, стекло, фарфор, янтарь, пластические массы). Поверхность скульптуры может быть отполирована или сохранять естественную фактуру, цвет, степень светопроницаемости, покрыта лаком или раскрашена; в последнем случае она может быть монохромной и полихромной (многоцветной). В искусстве барокко скульпторам удавалось сочетать воздушность и изящество с динамизмом, избегая не только впечатления тяжеловесности, но и неподвижности и омертвелости (Л. Бернини), что часто оказывается проблемой для художников. Скульптор может сглаживать естественную фактуру материала, а может подчеркивать ее и даже специально пользоваться уже имеющимися его особенностями, как это часто делается с деревянной скульптурой, использующей естественные очертания куска дерева и фактуру древесины. Скульптура может быть полнообъемной или представлять собой только рельеф (горельеф, барельеф, контррельеф - в зависимости от того, создано изображение углублением или возвышением над плоскостью материала и каков объем возвышения, насколько фигуры "выпадают" из массива). Изготовление скульптур из необычного материала может создавать переходные случаи между видами и жанрами искусства. Так, фигуры, полученные обработкой кустов и древесных крон, могут быть отнесены и к садово-парковому искусству.
Благодаря своей специфике (трехмерности) скульптура может максимально имитировать человеческое тело, но такая имитация не является ее идеалом. Более того, уже в античности было замечено, что точная передача всех черт и пропорций ведет к изъяну эстетического эффекта (она может быть идеальна полезна, например, при создании анатомических учебных муляжей). Также скульптура всегда вписана в среду, небрежность соотнесения со средой (начиная с невыверенности размеров) снижает эстетический эффект и даже создает впечатление уродливости. Это особенно важно для декоративной и монументальной скульптуры.
Как и в случае с живописью, в XIX в. начинаются попытки отхода не только от реализма, но и от изобразительности вообще. О. Роден создает скульптуры, нарочито производящие эффект незавершенности, как будто работа над изображением была случайно прервана. Такая эстетика незавершенности побуждает зрителя "додумывать" изображенное, открывая большой горизонт для интерпретаций.