Лекция 14. Археологические памятники этногенеза и культурогенеза славян
Основные события:
o становление этноса и культуры славян;
o три периода развития культуры славян в Центральной и Восточной Европе;
o контактные территории и чересполосное проживание с индо-иранцами, тюрками, финно-уграми, болтами и культурное взаимообогащение как исторический процесс.
Протославянские археологические культуры
Многочисленные славянские пароды Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы являются наряду с романскими и германскими одним из самых крупных этнических образований в Европе.
Формирование славян как этноса и их культуры прошло несколько этапов. Самый ранний из них - предславянский, охватывавший вторую половину 2-го и 1-е тысячелетие до н.э. В Центральной и Восточной Европе в то время существовало несколько родственных культур, распространенных на довольно обширной территории. В их недрах формировались элементы, которые впоследствии стали характерными для культуры славян и некоторых других народов Европы.
Второй период можно назвать древнеславянским. В последние века 1-го тысячелетия до н.э. - первой половине 1-го тысячелетия н.э. уже начали формироваться археологические культуры древних славян. Появляются и первые письменные сведения о славянах. В этот насыщенный историческими событиями период передвижения, вытеснения и смешения народов идет процесс формирования восточнославянской культуры, складывается славянская территория. Славяне были втянуты в водоворот больших исторических событий, когда заканчивался период древней истории, рушилась Римская рабовладельческая империя, и народы стояли на пороге средневековья с его материальными и духовными ценностями, феодальными отношениями.
Третий период славянской культуры - феодальный. Это время образования славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве. Древнеславянские государства определяли историческое развитие народов на огромной территории Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. В них складывалась славянская культура, без которой нельзя представить мировую культуру и цивилизацию.
Еще до открытия первых археологических памятников древних славян, о них было известно из письменных источников, среди которых следует выделить русскую летопись "Повесть временных лет". Задачей летописца, по его собственным словам, было выяснить, "откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть".
К I в. н.э. относятся сведения римского историка Тацита. Он писал о древних славянах, называя их венедами, позднее византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами. Эти сведения являются крайне неопределенными, и на их основании трудно хотя бы приблизительно очертить границу расселения венедов или антов. В этих условиях особое значение приобретает археологический материал.
Истоки некоторых элементов славянской культуры прослеживаются в ряде предславянских археологических культур. С XV в. до н.э. на территории Польши существовали две культуры: лужицкая и, к востоку от нее, тшинецкая, изученная по поселениям, расположенным на приречных холмах. Люди жили в полуземлянках и обмазанных глиной каркасных жилищах. Умерших погребали в скорченном положении на боку в курганных и бескурганных могильниках. Лужицкие племена, расширяя свою территорию, оказывали влияние на носителей тшинецкой культуры. В результате в XII в. до н.э. на землях по Висле и Одеру сложилась единая лужицкая культура. Ее памятники встречаются на обширной территории, которая на севере доходит до побережья Балтийского моря, на юге - до верховий Вислы и Дуная, на западе - до среднего течения Эльбы, а на востоке - до Буга и верховий Припяти, до Полесья и Волыни.
Ранние памятники лужицкой культуры относятся еще к эпохе поздней бронзы. В середине 1-го тысячелетия до н.э. появляются крупные лужицкие поселения площадью в несколько гектаров. Среди них наиболее хорошо исследовано позднелужицкое поселение на берегу Бискупинского озера около польского города Познань. Остатки деревянных строений благодаря влажности почвы великолепно сохранились. Поселок был огорожен мощной оборонительной стеной из трех рядов деревянных срубов, заполненных внутри глиной, землей и камнями. Улицы, вдоль которых располагались длинные бревенчатые дома, мостились бревнами. Основу домов составлял каркас из вертикальных деревянных опор, а стены были сложены из бревен, вставленных в пазы опор. В доме было несколько отдельных больших помещений. Каждая секция имела вход, который вел сначала в сени, а затем в большую комнату с очагом, сложенным из камней. Здесь найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, железные серпы, фрагменты каменных зернотерок, много керамики. На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Из волокнистых растений был известен лен.
Носители лужицкой культуры умерших сжигали, а останки сожжения хоронили в глиняных горшках (урнах), которые накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей, ставили сосуды, видимо, с пищей. Такие могильники называются "полями погребальных урн". Обряд погребения в урнах в первой половине 1 -го тысячелетия н.э. получил широкое распространение у славян и неславянских племен Восточной Европы.
Спорным остается вопрос о принадлежности к древним славянам представителей чернолесской и милоградской культур, известных в скифскую эпоху. Памятники чернолесской культуры расположены в междуречье Среднего Днепра и Верхнего Буга. Она названа по городищу Черный Лес в бассейне Ингульца, правого притока Днепра. В поселениях этой культуры раннего железного века находят много роговых и костяных мотыг, инструменты для обработки кожи, костяные накожники стрел, дротиков, псалии от удил и керамику. Для чернолесской культуры типичны могильники двух видов: курганные и бескурганные. Погребения, как и целый ряд других элементов, частично близки к памятникам лужицкой культуры.
Милоградская культура была распространена в Южной Белоруссии, в основном на правобережье Днепра. На городищах открыты немного углубленные в почву квадратные жилища. Население обрабатывало железо и медь. Основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство.
Важным рубежом в этногенезе протославян был IV в. до н.э. В это время на базе разных групп лужицкой культуры Центральной Польши, частично Белоруссии и Украины сложилась культура подклошевых погребений. Ее отличают бескурганные погребения в так называемых клёшах: останки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоколовидный сосуд - клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения.
В конце II в. до н.э. - IV в. н.э. на месте культуры подклошевых погребений развивалась пшеворская культура, очевидно, принадлежавшая венедам. Поселения пшеворцев располагались на возвышенных местах. Люди жили в неукрепленных поселениях, в землянках и мазанках, занимались земледелием и скотоводством. В культурных слоях пшеворских поселений находят железные серпы, топоры, лемехи и большое количество лепной керамики. Считают, что данная культура в равной мере принадлежала как древним славянам, так и балтам. Территориально разделить ее на области невозможно, так как на рубеже нашей эры разные этнические группы в ряде случаев жили чересполосно, элементы их культур смешивались. К тому же среди бытовых предметов и вооружения, с которыми имеет дело археология, было много таких, которые имели одинаковое применение у разных пародов.
У носителей пшеворской культуры большое распространение получила металлургия железа. Среди археологических находок встречаются железные сошники и железное оружие: двулезвийные наконечники копий, железные ножи, круглые мельничные жернова для ручных мельниц. Открыты центры производства железа. Был налажен оживленный обмен с соседними городами Северного Причерноморья.
Рис. 72. Археологические предметы из восточнославянских памятников, 1-е тысячелетие н.э.:
I - пражско-пеньковского типа; II - пражско-корчажского типа (по В. В. Седову)
Рис. 73. Славянские древности середины 1-го тысячелетия:
I - колчинского типа; II - тушемлинского типа, реконструкция сооружений по раскопкам городища Тушемля (по В. В. Седову)
Пшеворские погребения бескурганные. В обряде захоронения преобладает трупосожжение, погребения в урнах и без урн. В могилах находят глиняные сосуды, слепленные без гончарного круга, оружие, сломанное или согнутое.
Во II в. до н.э. в верховьях Западного Буга и Среднего Днепра (южная часть Белоруссии) и в лесостепной части Украины вплоть до Киева на юге и Брянска на севере сложилась зарубинецкая культура. Название этой культуре дали два больших могильника под Киевом - Корчеватовский и Зарубинецкий. Считают, что ее центры находились в западной части указанной территории. В течение 400 лег зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т.е. тех территорий, которые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции нескольких культур, о которых мы упоминали выше.
Племена зарубинецкой культуры выбирали для поселений крутые берега рек, огораживали их тыном (забор, частокол) и сооружали прямоугольные дома-мазанки. С начала пашей эры преобладали жилища в виде прямоугольных полуземлянок площадью 10-15 кв. м с двускатной крышей, очагом или печью и бревенчатые дома. В поселениях найдено большое количество лепной керамики, гарпуны, ручные жернова, зернотерки, песты, фибулы (застежки), а также римские и кельтские вещи. Рядом с жилищем открыты ямы-погреба.
Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Из поселений наиболее известны Чаплинское городище под Гомелем и расположенные по Днепру.
Характерными для зарубинецкой культуры являются так называемые поля погребальных урн. Этот обряд стал широко применяемым на рубеже нашей эры.
Производство железа зарубинецкие племена освоили в совершенстве. Железо добывали из болотных руд, варку производили в небольших сыродутных горнах. Из железа изготовляли ножи, топоры, долота, кельты, стамески, серны, косы-горбуши, наконечники стрел и дротиков, удила и рыболовные крючки.
Среди исследователей нет единого мнения по вопросу об этнической принадлежности зарубинецкой культуры: одни видят в ней славянскую, другие - балтскую, третьи считают, что она принадлежала разным этническим группам.
На рубеже II-III вв. на территории Нижнего и Среднего Поднепровья, на Южном Буге и Днестре, вплоть до Черного моря складывается новая археологическая культура - черняховская, названная так по могильнику у с. Черняхово, расположенного к югу от Киева. Археологическими памятниками культуры являются большие поселения открытого типа, схожие с современными селами, и могильники, в которых наряду с погребальными урнами содержат и трупоположения. Погребальные обряды указывают на смешанный характер населения Черняховской культуры. Черняховские поселения укреплений не имели, располагались в удобных для земледелия местах, в долинах небольших рек. Люди жили в домах-мазанках.
Наличие монет свидетельствует о широких внутренних и внешних торговых связях, высоком уровне развития ремесла. Среди предметов встречаются римские фибулы, дорогие изделия из стекла. Масса посуды сделана на гончарном круге.
Некоторое внешнее сходство в обряде погребения позволило ряду ученых связать Черняховскую культуру со славянскими племенами антов. Другие, считая ее этнически разнородной (готы, фракийские, славянские и сармато-аланские племена), связывают ее с готским союзом племен в Восточной Европе. Черняховские племена развивали и пашенное земледелие. Черняховская культура прекратила свое существование в конце IV в. Ее исчезновение было вызвано продвижением гуннов, которые перешли Дои и разорили поселения по Днепру, Южному Бугу. Готский союз был кратковременным, но значительным историческим образованием в Восточной Европе. Он объединял оседлых земледельцев лесостепной зоны, кочевников-сарматов и другие племена. Особенностью готского союза является то, что его культура развивалась под римским влиянием.