Археологические культуры гунно-сарматской эпохи

На рубеже III-II вв. до н.э. начался период упадка культур скифо-сибирского облика и формирование новых культур. О нем свидетельствуют изученные в Южной Сибири памятники тесинской и таштыкской культур. Так одновременно возникло и существовало несколько типов погребальных сооружений и обрядов погребения: трупоположение в погребальном склепе, трупосожжение вместе с погребальной камерой, погребение останков сожженных на стороне трупов, пышные погребения с посмертными погребальными масками и скульптурными изображениями голов умерших. В инвентаре появляется много изделий из железа, предметов вооружения и конской сбруи.

Тесинская культура синкретична и сочетает элементы тагарской культуры с новыми традициями. Так, в погребения в склепах стали класть предметы, в основном миниатюрные. Их делали специально для того, чтобы положить в могилу.

Таштыкская культура сложилась в Южной Сибири как продолжение традиций, сложившихся в тесинскую культуру. Ее памятники расположены в южной части Хакасско-Минусинской котловины (могильники Уйбатский, Сырский и Изыхский). Исследования позволили установить, что в таштыкской культуре существовало несколько типов погребальных сооружений.

Это разнообразие конструкций могил и обрядов погребения, очевидно, стало отражением сложных этнических процессов, социальных отношений и имущественного неравенства. Широкое распространение получили грунтовые, никак не отмеченные на поверхности земли, прямоугольные ямы, укрепленные деревянным срубом и накрытые сверху бревнами и березовой корой. Наряду с грунтовыми могилами сооружали и обширные склепы. Они обозначены земляными насыпями, по краям которых выложена кольцом стенка из камней. Кроме того, встречаются поздние таштыкские могилы, поверхность которых фиксируют каменные оградки. Внутри они заполнены мелкими обломками камней и землей. Ямы в них, как правило, небольшой глубины и квадратные в плане. На дне могил находятся глиняные сосуды, различные предметы и кучки мелких пережженных человеческих костей.

Рис. 56. Таштыкская культура:

1 - лук; 2 - колчан; 3-6, 15, 16,21 - деревянная посуда; 7-10, 17-20 - керамические сосуды; 11, 12 - бронзовая и костяная пряжки; 13 - пряслице; 14 - змеевидные украшения

От грунтовых могил и могил под каменными выкладками отличаются размерами склепы - большие, почти квадратные в плане ямы размером до 50 кв. м. Вовнутрь склепа ведет вход, стены склепа укреплены деревом, потолок выложен бревнами, покрытыми кусками березовой коры. В конструкции склепов и в обряде погребений многое заимствовано от предшествующих тагарской и тесинской культур.

Уникальные погребения были исследованы в Оглахтинском могильнике, где обнаружены большие куклы со скульптурными изображениями голов умерших, сделанными из глины. Сохранились меховые шубы, собольи шапки и обувь. Куклы набивались сеном, внутрь зашивался мешочек с пеплом кремированного человека. В могилах сохранилось много глиняной посуды. Наиболее распространенными были сосуды с поддоном. Многие из них по форме напоминают котлы скифской эпохи.

Рис. 57. Таштыкские погребальные маски

Племена таштыкской культуры пользовались глиняными мисками, чашками, плошками, кружками. Глиняная посуда украшалась нарезным орнаментом в виде ломаной линии или бороздок. Разнообразие посуды и своеобразие орнамента, несомненно, было связано с приходом нового населения, принесшего иные традиции.

Хозяйство таштыкской культуры было комплексным. Основу его составляли скотоводство и земледелие, значительное место занимало разведение лошадей. В погребениях часто находят железные удила, модели седел и миниатюрные нагайки. Уже в то время мерилом знатности было, очевидно, и богатство, которое выражалось в количестве скота. Так, в одном из склепов Изыхского чаатаса рядом с останками погребенного были найдены кости 14 лошадей, 58 голов крупного рогатого скота и 25 голов мелкого рогатого скота.

Оседлые земледельцы и скотоводы оказали существенное влияние на культуру пришедших на их территорию кочевников. Развитие земледелия было тесно связано с применением железа. Уже во II в. до н.э. появились железные проушные топоры, наконечники мотыг для обработки земли и серпы. Наряду с усовершенствованной мотыгой, служившей для взрыхления земли, применялась соха, в которую впрягали животных. Какой была конструкция первой сохи, можно только предполагать. Вероятно, она состояла из большой кривой палки, на которую надевался железный наконечник. Такой сохой можно было лишь рыхлить поверхность земли, не переворачивая пласты. Примитивная соха не вытеснила мотыгу, которая продолжала существовать у местных народов вплоть до XVII в. Очевидно, в то время появились простые ручные мельницы с круглыми жерновами.

Были открыты поселения таштыкской культуры, самое крупное из которых - Михайловское в Кемеровской области. Оно состояло из 75 наземных жилищ. Раскопки показали, что население занималось земледелием и скотоводством. Люди жили в многоугольных деревянных постройках. Врытые в углах вертикальные столбы поддерживали стены, крышу и коридорный вход. Такие жилища позже были распространены у хакасов, алтайцев и других тюркских пародов Южной Сибири.

Об этническом составе населения дают представление сохранившиеся в склепах маски погребенных, передававшие черты лиц умерших. Так, в Уйбатском чаатасе были найдены маски европеоидов с узкими и горбатыми носами, а также маски, снятые с лиц монголоидов. Их изучение показало, что таштыкское население было смешанным. На его основе формировались древние хакасы - прямые предки современных хакасов.

Гунны, установив власть над народами Южной Сибири, еще в I в. до н.э. посадили своего наместника в Хакасско-Минусинской котловине. Развалины его дворца были обнаружены на левом берегу р. Абакан. Раскопки показали, что дворец занимал площадь 1500 кв. м. В центре дворца находился большой квадратный зал, а вдоль северной и южной стен располагалось по шесть комнат, соединенных между собой проходами. Пол и стены здания были глинобитными, крышу покрывала черепица. Здание отапливалось горячим воздухом, проходившим по трубам под полом. Среди развалин дворца обнаружены различные предметы домашнего обихода: пряжки от ремней, ножи, местная, таштыкская, и привозная посуда. Дворец наместника был обнесен глинобитной стеной с въездными воротами и башнями.

Во II в. до н.э. произошли изменения в соседней Туве. Сложившаяся здесь в результате прихода гуннов культура, во многом похожая на таштыкскую, просуществовала до V в. н.э.

В быту применялась железная, керамическая и деревянная посуда, сосуды баночной формы и похожие на вазы, с округлым туловом и высокой шейкой. Из дерева делали ложки, чашки, миски, большие блюда для мяса с четырьмя низкими ножками по углам, из которых было удобно есть, сидя на полу. Кумыс хранили в бочонках и приспособленных к кочевому быту кожаных сосудах. Глиняную посуду лепили ручным способом. В домашнем хозяйстве большое значение имели обработка шкур и изготовление войлока. Занималось население Тувы скотоводством. Разводили в основном овец.

На запале стенной Евразии в конце IV в. до н.э. в Поволжье, Подонье - на территории расселения савроматских племен, сложилась прохоровская культура. Самые ранние ее памятники известны восточнее, в Южном Приуралье. С распространением прохоровских племен существенно изменился погребальный обряд, начался процесс формирования новой, сарматской, культуры, связанной с культурой савроматов VI-IV вв. до н.э. Это прослеживается по материалам могильников Мечетсай, Пятимары I и др. Многообразие погребальных сооружений поражает: катакомбные, подбойные, прямоугольные, узкие продолговатые, овальные с дромосом (входом в могильные ямы). В погребениях редко встречаются кости крупного рогатого скота; преобладают кости барана и лошади, что свидетельствует о большой подвижности населения. Обнаружено много оружия: наконечники стрел, черешковые железные ножи. С погребенными клали разбитое "зеркало", гривны, спиральные височные кольца, бусы из цветного стекла, плоскодонные и выпуклодонные керамические сосуды.

Формирование прохоровской сарматской культуры не было результатом простого развития предшествовавшей савроматской культуры. Значительно изменилось и население, ставшее смешанным.

В IV в. до н.э. сарматы проникли на правый берег Дона, в земли, заселенные скифами и меотами, что привело к тому, что уже к концу III в. до н.э. отношения между сарматами и скифами стали откровенно враждебными, а в дальнейшем, во II в. до н.э., почти все степи Причерноморья, занятые ранее скифами, были завоеваны сарматами, вышедшими на широкую историческую арену. В это время складывались военно-племенные союзы. Наиболее значительными среди них были объединения роксоланов и языгов в Подонье, аорсов и сираков в Поднепровье.

Сложение раннесарматской культуры завершилось в III в. до н.э. С этого времени сарматские племена стали играть ведущую роль в западной части Евразии. После подчинения Скифии сарматы вступили в экономические и политические контакты с античными государствами Северного Причерноморья. Они осуществляли набеги в пределы Римской империи, выступали в походы в Закавказье.

Сарматский компонент просматривается в формировании культуры ряда народов Восточной Европы, Северного

Кавказа и частично Средней Азии. В состав азиатской Сарматии входили часть Подонья, Среднее Поволжье, Западный Казахстан, Южное Приуралье.

Археологический материал фиксирует возросшую роль длинного меча и копья, заметное сокращение количества стрел. Это было связано с изменением боевой тактики сарматов - конных воинов. Длинный меч и копье служили основным наступательным оружием, а защитные пластинчатые и кольчужные железные доспехи делали воинов почти непобедимыми. Сарматы создали принципиально новую тяжеловооруженную конницу, которая пришла на смену легкой скифской коннице.

В период завоеваний менялся уклад жизни сарматов - на него оказали влияние культура и хозяйство подчиненных ими народов.

Сарматские погребения конца II в. до н.э. известны между Доном и Днепром. В это время сарматы проникли и на Северный Кавказ. Их хозяйство перестало быть однородным. Отмечено смешение сарматов со скифами на правобережье Днепра и в бассейне Южного Буга. Расселившиеся на Нижнем Дону племена испытывали влияние Боспорского царства, которое превратилось в греко-сарматское государство. Сарматы составляли значительную часть населения Танаиса - греческой колонии на Дону.

Курганы сарматской знати поражают роскошью и подтверждают наличие имущественного неравенства. Например, в кургане Хохлач около Новочеркасска обнаружено погребение знатной сарматской женщины. Ее покрывало и одежду украшали 700 золотых бляшек. Рядом лежали сарматские и привозные предметы из серебра и золота: ожерелья, браслеты, флаконы для благовоний, золотая диадема, к верхнему краю которой были прикреплены фигурки козлов, оленей и изображения деревьев. Диадему украшали гранаты, жемчуг, цветное стекло и барельеф, изображающий женскую головку. Центром этой композиции являлось священное дерево, олицетворяющее Великую Мать - богиню плодородия. На высокое положение погребенной указывает поставленный в могилу трон, от которого сохранились остатки деревянной основы и серебряные обкладки ножек. В погребениях того времени часто встречаются изображения знатных сарматов, одежда которых представлена короткой рубашкой, поясом, длинным плащом и мягкими сапогами. Богатые женские погребения I в. до н.э. - I в. н.э. были открыты в Астраханской области. Здесь были найдены золотые украшения: пектораль, украшенная сцепами "терзания", браслет, греческая лаковая чашечка. Расселившись на огромной территории, сарматские племена оказались втянутыми в активную политическую жизнь Древнего мира.