Археографический поиск и архивная эвристика
Археографическим поиском называют процесс сбора списков памятника средневековой письменности в фондах архивов, рукописных отделов библиотек и музеев.
Главное отличие от архивной эвристики, которая занимается поиском документов в архивах, здесь состоит в специфике формы источника. Это рукописный кодекс (т.е. книга), специальным изучением которого занимается кодикология.
Археографический поиск ставит целью выявление и первичное описание источников, содержащихся в рукописных книгах. Сложность этого процесса в том, что рукописные книги (кодексы) в большинстве представляют собой сборники, в которых содержится большое количество разнообразных текстов — гимнографических (богослужебных), исторических, богословских, литературных, даже хозяйственных и делопроизводственных. Часто тот или иной текст представлен не полностью, а в виде фрагмента. Описание рукописных сборников — дело, требующее высокой квалификации. Зачастую требуется идентифицировать то или иное произведение по небольшому фрагменту.
Первый этап археографического поиска — определение тех архивохранилищ, в фондах которых следует этот поиск производить.
Большая часть русских рукописных книг средневековой традиции хранится в учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга. Датируются они временем от XI в. (древнейшая датированная русская рукопись — Остромирово Евангелие — относится к 1056—10,57 гг.) до XX в. (старообрядческие рукописи). В Средние века крупнейшими коллекциями рукописной книги были монастырские библиотеки и собрания епископских кафедр. С конца XVII в. рукописные книги было запрещено использовать при богослужении. В 1764 г. провели секуляризацию (отчуждение в пользу государства) монастырских и церковных земельных владений. В эго же время начинается формирование частных библиотек — "коллекционный бум". Эти мероприятия способствовали постепенному расхищению монастырских библиотек и архивов. Собрания многих храмов, монастырей и кафедр оказались расхищены и распроданы. Теперь отдельные рукописи хранятся в разных коллекциях. Реконструкция средневековых библиотек — важная и трудная научная проблема. Только немногие — как правило, наиболее крупные монастыри и кафедры — сохранили свои собрания до XX в.
После революции 1917 г., согласно декрету об отделении церкви от государства (точнее, изданной после декрета инструкции но отчуждению церковной собственности), рукописные собрания кафедр, церквей и монастырей были переданы на государственное хранение и поступили в рукописные собрания библиотек, музеев, в архивы.
Наиболее крупные монастырские собрания рукописей (в скобках указано современное место хранения)
Собрание московской кафедры — Синодальное собрание (Государственный исторический музей);
Собрание новгородской кафедры — Софийское собрание (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки);
Собрание архангельской кафедры — Архангельское собрание (Отдел рукописей Библиотеки Российской Академии наук);
Собрание киевской кафедры — Софийское собрание (Институт рукописи Национальной библиотеки Украины);
Собрание московского Чудова монастыря (Государственный исторический музей);
Собрание Троице-Сергиева монастыря, Оптиной пустыни (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки);
Собрание Кирилло-Белозерского, Соловецкого монастырей (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки);
Собрание Саровской пустыни (Российский государственный архив древних актов).
Помимо церковных собраний средневековой традиции, в России существуют и светские древлехранилища. Старейшим из них является Библиотека Российской Академии наук (далее — БАН), основанная в 1714 г. (еще до учреждения Академии наук) как первая публичная библиотека России. В ее состав вошли коллекции рукописей сподвижников Петра I Я. В. Брюса, Феофана Прокоповича, А. И. Остермана, историков И. В. Паузе, П. Н. Крекшина (часть рукописей Крекшина через букинистов поступила А. И. Мусину-Пушкину) и других. Свое собрание древнерусских летописей передал библиотеке первый русский историк В. Н. Татищев. Из крупных поступлений следует отметить собрание Российской академии, которое влилось в собрание БАН после присоединения Российской академии к Академии наук в 1841 г. В 1899 г. в БАН было учреждено рукописное отделение, которое возглавил археограф Всеволод Измайлович Срезневский (1867—1936). Он организовал первые археографические экспедиции БАН, в результате которых в северных губерниях Российской империи было приобретено несколько сотен древнерусских рукописей. В 30-х гг. XX в. в результате проведения архивной реформы в БАН поступили некоторые коллекции древнерусских рукописей из фондов Археографической комиссии. Было решено, что в рукописном отделе БАН будут храниться только древнерусские рукописи. Их фонд был существенно пополнен в ходе археографических экспедиций послевоенного времени.
Образование Публичной библиотеки относится еще к 1795 г., когда в Петербург были перевезены фонды варшавской библиотеки братьев Залуских. Основание рукописного отделения при библиотеке принадлежит ее директору Александру Сергеевичу Строганову. В 1800 г. Строганов стал главным директором Императорских библиотек, а 27 февраля 1805 г. Александр I подписал рескрипто создании при Императорской библиотеке Депо манускриптов. Основание для новосозданного депо положила приобретенная по повелению императора богатая коллекция западноевропейских и древнерусских рукописей, собранная секретарем русского посольства в Париже П. II. Дубровским. Тысяча рукописей Дубровского и около десяти тысяч манускриптов из собрания Залуских — таков первоначальный рукописный фонд Публичной библиотеки. Со временем рукописные фонды Публичной библиотеки были систематизированы. Все рукописи были распределены на 18 разрядов, по темам: Теология (I), Юриспруденция (II), Философия (III), История (IV), Естественная история (V), Медицина (VI), Физика (VII), Химия (VIII), Математика (IX), Механика (X), Свободные искусства (XI), Музыка (XII), Книжное дело (XIII), Поэзия (XIV), Красноречие, риторика (XV), Лингвистика (XVI), Полиграфия (XVII), История литературы (XVIII).
Внутри каждого раздела рукописи распределялись по форматам: F (folio), Q (quarto), О (octava). Шифр рукописи выглядит следующим образом: F.IV.597 или Q.XVII.72 и т.н. В результате такого распределения, которого придерживались за некоторыми исключениями вплоть до XX в., поступающие в библиотеку коллекции распадались, так как их рукописи распределялись по разделам в соответствии с их темой и форматом. Только в 1852 г. после поступления в Публичную библиотеку рукописного собрания М. П. Погодина было принято решение его не расформировывать. В XX в. поступающие собрания рукописей сохраняли свою целостность.
К 1821 г. относится создание Румянцевского музея. Он был организован на основе коллекции графа Николая Петровича Румянцева (1754—1826). Всего Румянцевым было собрано более 1200 рукописей. Свое собрание Румянцев завещал брату С. П. Румянцеву, с тем чтобы после его смерти в его доме на Английской набережной в Петербурге был открыт музей. Музей открылся в 1831 г., но финансировался недостаточно и постепенно пришел в запустение. В 1861 г. Румянцевский музей переведен в Москву и объединен с учрежденным в этом же году Московским публичным музеем. До 1918 г. это хранилище книг, рукописей и памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства, помещавшееся в Пашковом доме, носило довольно громоздкое название: "Московский публичный и Румянцевский музеи". В 1921 — 1927 гг. музей был расформирован, из его состава выделена библиотека, которой было присвоено имя В. И. Ленина (в 1924 г.) и статус центральной библиотеки страны (ныне РГБ).
К 1883 г. относится основание Исторического музея в Москве. В 1887 г. выдающимся знатоком древнерусских рукописей Вячеславом Николаевичем Щепкиным здесь был создан Отдел рукописей и старопечатных
книг. В отдел поступали собрания московских коллекционеров: историков Л. Д Черткова, А. С. Уварова, И. Е. Забелина, Е. В. Барсова, купцов А. И. Хлудова, И. Л. Вахрамеева и других. После революции сюда поступили собрания рукописей кремлевских соборов (Успенского, Архангельского) и московских монастырей (Чудова, Новоспасского), а также богатейшее Синодальное собрание.
Одним из первых декретов советское правительство лишило церковные учреждения прав юридического лица и объявило все церковное имущество народным достоянием. Так начался процесс национализации церковных ценностей, что привело к передаче рукописных собраний монастырей, церквей и других церковных учреждений в государственные архивохранилища. Этот процесс сопровождался хищениями и гибелью сотен рукописей. Деятельность археографических экспедиций Библиотеки Академии паук была приостановлена. В 1930-е гг. начал собирать рукописи у населения Владимир Иванович Малышев, тогда сотрудник рукописного отделения Библиотеки Академии наук. Малышев продолжил деятельность в послевоенное время на базе Института русской литературы (Пушкинский Дом). В результате его ежегодных экспедиций по Русскому Северу фонд древнерусских рукописей Пушкинского Дома возрос в несколько раз. Трудами Малышева там было создано Древлехранилище, в состав которого вошла коллекция древнерусских рукописей литературоведа В. Н. Перетца, а основу Древлехранилища составили рукописи, привезенные Малышевым и его сотрудниками из археографических экспедиций. Сейчас Древлехранилище носит имя В. И. Малышева. С середины 1950-х гг. археографические экспедиции стал организовывать Отдел рукописей РГБ, с начала 1960-х гг. — Ленинградский университет.
В 1956 г. трудами академика М. Н. Тихомирова была восстановлена Археографическая комиссия, упраздненная в 1929 г. В 1958—1962 гг. Археографическая комиссия организовала экспедиции в Забайкалье и на Дальний Восток — с этого началось "археографическое открытие" Сибири. С начала 1970-х гг. археографическая деятельность развернулась в Свердловске, а позднее в Вологде, Горьком, Перми, Пскове, Ярославле, Сыктывкаре. В 1970 г. состоялась специальная научная конференция, посвященная опыту организации археографических экспедиций в РСФСР, а в 1976 г. — Первая Всесоюзная конференция по полевой археографии. В постсоветском пространстве археографические экспедиции существовать не смогли — в настоящее время наблюдается их упадок. При этом пополнение крупных хранилищ (РГБ и PH Б) рукописями продолжается за счет покупки у частных лиц.
В 1960—1970-е гг. состоялась передача рукописных собраний из региональных центров в Ленинскую и Публичную библиотеки. Продолжали поступать па государственное храпение и частные коллекции. В качестве яркого примера можно назвать передачу М. Н. Тихомировым собственной богатой коллекции рукописной книги в фонды Государственной научно- технической библиотеки в Новосибирске. Передача коллекций продолжается и сейчас.
Обнаружить в архивохранилище нужную для исследования средневековую рукопись — это важно. Но не менее важно составить ее научное описание.
Этой сферой деятельности занимается камеральная археография. По инициативе Археографической комиссии в 70—90-е гг. XX в. были подготовлены и опубликованы "Методические рекомендации для описания славяно-русских рукописных книг". Археографическое описание рукописи можно разделить на внешнее описание и описание содержания рукописи.
Внешнее описание, как правило, начинается с указания на количество листов и формат. Следует иметь в виду, что в рукописи нумеруются листы, а не страницы, т.е. исследователь имеет дело с фолиацией (от лат. folio — "лист"), а не с пагинацией (от лат. paginus — "страница"). Номер листа ставится карандашом на нижнем поле. Как правило, листы с текстом нумеруются арабскими цифрами, а без текста — римскими. Таким образом, указание на количество листов в рукописи может выглядеть следующим образом: 358 + IX л. Номера листов указываются только по архивной фолиации — проставленной после поступления рукописи в архивохранилище. Более ранние фолиации и нумерации в расчет не принимаются.
Для того чтобы определить, какая фолиация последняя, нужно отыскать в рукописи заверенную запись или вложенный (приклеенный к крышке переплета) лист заверки, где указано количество листов в рукописи. Та фолиация, которая соответствует заверенной записи, и является архивной и действительной.
При определении формата (in folio — 9, или F; in quarto — 49, или Q; in octavo — 8е, или О; и др.) исходят не столько из размеров рукописи, сколько из формата бумаги, определить который можно но расположению филиграни на листе. При определении формата пергаменных рукописей ориентируются на метрические показатели бумажных рукописей, иногда прибегая к терминам "малое фолио", "большая четверка" и т.п. Это происходит от того, что стандартов пергаменного листа не было. При описании пергаменных рукописей рекомендуется указывать размер кодекса (высоту и ширину) в сантиметрах.
При внешнем описании рукописи дается характеристика типу письма (устав, полуустав, скоропись), указываются границы почерков (например: "почерк 1: л. 1—25 об., почерк 2: л. 25 об. — 37"), описывается художественное оформление. В последнем случае не только перечисляются элементы художественного оформления (заставки, фронтисписы, орнаментированные инициалы, миниатюры), но и указываются места их расположения (номера листов), а также характеризуются стиль (византийский, тератологический, балканский, нововизантийский, старопечатный) и техника исполнения (монохромная или полихромная, пером или кистью).
В этом же разделе описываются филиграни (указывается сюжет филиграни и литерное сопровождение) со ссылками на альбомы. Приводится и краткое описание переплета: его особенности ("в затылок", "в сумку" и пр.), характер тиснения (слепое, золотом и ир.), наличие накладных украшений, тонирования или тиснения обреза рукописи.
Обязательный атрибут внешнего описания рукописи — характеристика состояния ее сохранности. Достигается это указанием на дефекты: утрату или неверный порядок листов, характер порчи листов и переплета (ожоги, загрязнения, надрывы бумаги, повреждения от жука-точильщика и др.). Следует обращать внимание на состояние чернил. Если в них недостаток железа, то текст со временем бледнеет и становится нечитаемым — такой текст определяется как угасающий. Если же в чернилах переизбыток железа, то они прожигают бумагу насквозь, и текст осыпается. Эти особенности, к сожалению, почти необратимые, при археографическом описании рукописи их следует отмечать. Сообщается также о наличии и особенностях реставраций (например: "надорванные листы подклеены невержированной бумагой" и т.п.). Особенно важно указывать утраты листов. Для вычисления количества утраченных листов может помочь часто встречающаяся сигнатура тетрадей — порядковый номер, проставляемый на первом и иногда на последнем листе каждой тетради.
ОГЛАВЛЕНИЕ рукописи описывается исходя из жанровых особенностей произведений, входящих в состав кодекса. Здесь действует правило: описывается каждое произведение, даже если оно представлено небольшим фрагментом без начала и конца. Для него также указывается название и номера листов, на которых данный текст расположен в рукописи. Названия у средневекового произведения два: самоназвание и научное название, принятое в историографии. Иногда они совпадают, но чаще всего расходятся. В описании по возможности указывается научное название, в случае же невозможности его определить — самоназвание. Иногда указываются оба названия, причем самоназвание заключается в кавычки. Рекомендуется указывать также первые и последние слова текста (инципит и экешицит). Это особенно важно при описании фрагментов или текстов с утратой начала или окончания. При описании документальных памятников важно установить разновидность документа, а также юридический статус (подлинник, копия, отпуск и пр.).
Записи, имеющиеся па кодексе, приводятся по возможности полностью. При этом указывается тип письма каждой записи и расположение ее в рукописи (например: "на нижнем поле л. 1 —17 запись-скрепа скорописью XVII в." и т.п.). Не указываются бессмысленные по содержанию пробы пера, имеющие целью "расписать" перо, для чего нередко использовались поля и листы без текста в рукописных книгах.
Археографическое описание рукописи Степенной книги
РНБ, собр. М. П. Погодина 1430. Степенная книга. Москва (?). З четв. XVIII в.
509 + II л., Г (37,5 х 23 см).
Скоропись нескольких почерков (1: л. 1 —37 об., 495—509; 2: л. 38—67 об.; 3: л. 68—97 об.; 4: л. 98—137 об.; 5: л. 138—165 об.; 6: л. 166— 197 об.; 7: л. 198—237 об.; 8: л. 238—273 об.; 9: л. 274—301 об.; 10: л. 302—347 об.; 11: л. 348—394 об.; 12: л. 395—446 об.; 13: л. 447—494 об.). Текст в рамке. На л. 254 об., 255,272 — монохромные заставки старопечатного стиля, рисованные чернилами пером. Орнаментированные инициалы чернилами пером — почерк 5,8, 11; киноварные инициалы — почерк 13. Филиграни: буквы ЯМ / СЯ. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII—XX веков. М., 1959. №766 (1764,1774 гг.). Переплет: доски в коже; на корешке вытеснено: "Степенная". Обрез выкрашен в красный цвет. Часть корешка переплета оторвана. Л. I, II, а также оборотные стороны крышек переплета подклеены тонированной бумагой XIX в.
Содерж.: Степенная книга II типа по классификации П. Г. Васенко, отсутствует вводная статья "Царские сановники" (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 1—2) (л. 1—495 об.); статья Никоновской летописи 7986 г. о брани между митрополитом Геронтием и ростовским архиепископом Вассианом (ПСРЛ. Т. 12. С. 189—190) (л. 495 об.); Соборное определение о четвертом браке Ивана Грозного (ААЭ. Т. 1. № 284) (л. 496—498); отрывок летописного характера о разгроме Новгорода Иваном Грозным, опричнине и гибели царевича Ивана Ивановича (Нач.: "В лето 7078 царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии Великий Новград громил...") (л. 498); Хронограф ред. 1617 г. с рождения сына Ивана Грозного Дмитрия до слов "во всяком благоденствии и радости" (Попов А. Н. Изборник. С. 185—204).
Записи: на нижнем поле л. 238 скорописью XVIII в.: "отселе впредь 4 1/2 тетрати писал Спаской площадной дьяк..." (конец записи обрезан с нижним полем); на л. I об. скорописью XVIII в. календарные расчеты (?) чернилами и карандашом; на л. 509 об. полууставом карандашом: "Сия книга нарицаемая Степенна"; на л. II скорописью XVIII в.: "В сеи книги нахотыцах 525 листов"; на л. 509 об. почерками XIX в.: "Милостивому моему государю батюшку Отъдреяну Михайлову от сына вашего", "Сия книга степенная куплена мною 1838-го сентября 29-го дня за дватцать рублей 20 [руб.]"; на л. II карандашом "№ 43".
Лит.: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. № 284. С. 329—332; Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции / Собрал и издал Андрей Попов. М., 1869. С. 185—204; Никоновская летопись // ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 189—190; Васенко П. Г. "Книга Степенная царского родословия" и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904. Ч. 1. С. 115.
Термин "архивная эвристика" употребляется в отношении розыска документальных материалов Средневековья (актов, материалов делопроизводства и пр.), а также материалов традиции Нового и Новейшего времени, хранящихся в архивах.
Следует иметь в виду, что архивное хранение имеется не только в собственно архивах, то также и в рукописных отделах библиотек, музеев. В целом, архивный материал можно разделить на ведомственные и личные архивы. Чтобы осуществлять поиск в ведомственных архивах, следует познакомиться с историей государственных учреждений России XVI—XX вв., а также с историей архивного дела. Важно представлять, в какое время действовало то или иное государственное учреждение, какие изменения в административной сфере произошли после его ликвидации (т.е. какие учреждения унаследовали его функции), а также историю перемещения его архива.
В результате реформирования архивного дела в России XVIII— XX вв. архивы государственных учреждений неоднократно передавались из одного архивохранилища в другое. В настоящее время ведомственные архивы центральных государственных учреждений XVI—XVIII вв. по преимуществу сосредоточены в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве, архивы XIX — начала XX вв. — в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге, соответствующие архивы советского времени — в Российском государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) в Москве, Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) в Москве и некоторых других.
Военные архивы разделены сходным образом. Что касается сухопутных войск, то дореволюционные фонды хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) в Москве, фонды довоенные — в Российском государственном военном архиве (РГВА) в Москве, документы времени Великой Отечественной войны и послевоенного времени — в Центральном архиве Министерства обороны РФ в г. Подольске Московской области. Архивы флота распределены следующим образом. Документы до 1941 г. хранятся в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГАВМФ) в Санкт-Петербурге, а более поздние — в Центральном военно-морском архиве (ЦВМА) в г. Гатчине Ленинградской области.
Для каждого из этих архивов существует система путеводителей и других справочников.
Разумеется, перечисленный список не охватывает всех архивов, содержащих материалы государственных учреждений. Следует также иметь в виду, что фонды местных государственных учреждений хранят областные и региональные архивы. При кажущейся стройности этой системы в ней много исключений из установленных правил. Так, в РГАДА хранятся и фонды отдельных учреждений XIX в., а в РГИА — учреждений XVIII в. (например, фонд Синода). Разбираться в системе архивного хранения следует особо. Для этого существует специальная литература и справочники.
Сайты главных архивов России и мира
Архивы России (rusarchives.ru):
• Центральный фондовый каталог (cfc.rusarchives.ru/CFC-search);
• Карта сайта (rusarchives.ru/map.shtml);
РГАДА (rgada.info);
РГИА (fgurgia.ru).
Архивы мира (archives.gov.ua/Rus/archworld.php);
The European Integration History Index (vlib.iue.it/hist-eur-integration/lndex.html);
Описи Фуггеров [1] (univie.ac.at/fuggerzeitungen/en/?page_id=95).
Несколько иначе дело обстоит с личными фондами. Личный фонд — комплекс материалов, накопившихся в процессе жизни человека, семьи, рода. В личный фонд могут входить и документы, и материалы служебной деятельности, и переписка, и творческие материалы, а также материалы других лиц, приобретенные фондообразователем или каким-либо образом оказавшиеся в его собственности. Соответственно, в личном фонде писателя будут представлены рукописи его сочинений, а в личном фонде художника — изобразительные материалы. Трудность работы с личными фондами состоит еще и в той их особенности, что у одного фондообразо- вателя может быть несколько личных фондов, которые хранятся в разных архивохранилищах, а возможно, в разных городах и даже в разных странах. Эту проблему со всей ее остротой осознали советские архивисты в середине XX в., и тогда был составлен справочник "Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР" в трех томах (1962—1963, 1980), который не потерял своей актуальности до настоящего времени. Наибольшее число личных фондов хранится в рукописных отделах Российской государственной и Российской национальной библиотек, в РГИА, в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) и других архивохранилищах. Личные архивные фонды поступают и в областные архивы.
Вне зависимости от особенностей архивного фонда (ведомственный или личный) после поступления в государственный архив он подвергается научно-технической обработке, в результате которой составляется опись. Если фонд велик или содержит материалы разного характера (например, личный фонд и коллекцию фондообразователя), то он может включать две или более описей. После обработки архивному фонду присваивается номер. В состав каждой описи входят единицы хранения, или дела (эти термины синонимичны), сформированные и описанные архивистом материалы фонда.
Корректная ссылка на архивный документ должна включать название архивохранилища, номер и название фонда, номер описи (если таковых в фонде несколько), номер единицы хранения и название единицы хранения, присвоенное при обработке и зафиксированное в описи и на архивной обложке.
Подчеркнем, что при архивном поиске следует ориентироваться не на картотеки, как при библиографическом поиске, а на описи фондов. Если учетный документ для книги — библиографическая карточка, то для архивного документа — опись. Картотеки в архивах также существуют, но они, как правило, не охватывают всех документов. Такими картотеками пользоваться, разумеется, нужно. Но, если поиск вести исключительно по картотекам, наверняка значительный комплекс материалов останется вне поля зрения исследователя.
Пример описи фонда (опись архивного фонда Грейгов в Отделе рукописей РНБ)
ОГЛАВЛЕНИЕ описи
I. Материалы Самуила Карловича Грейга
A. Материалы к биографии
1. Личные документы 1—7.
2. Материалы служебной деятельности 8—30.
3. Материалы имущественного и бытового характера 31—37.
Б. Переписка С. К. Грейга
1. Письма С. К. Грейга 38—43.
2. Письма С. К. Грейгу44—59.
B. Материалы Сарры Александровны Грейг, жены С. К. Грейга 60—68
II. Материалы Алексея Самуиловича Грейга
A. Материалы к биографии
1. Материалы личного и служебного характера 69—82.
2. Материалы имущественного и бытового характера 83—88.
Б. Переписка А. С. Грейга
1. Письма А. С. Грейга 89—105.
2. Письма А. С. Грейгу 106—152.
B. Материалы Самуила Алексеевича Грейга, сына А. С. Грейга 153—154
III. Материалы других лиц 155—159
Фрагмент описи
№ п/п |
Наименование единицы хранения |
Крайние даты |
Кол-во листов. |
Отм. |
Ф. 216. Грейги Самуил Карлович и Алексей Самуилович I. Материалы Самуила Карловича Грейга А. Материалы к биографии 1. Личные документы |
||||
1. |
Указ Екатерины II из Адмиралтейств-коллегии о награждении контр-адмирала Самуила Карловича Грейга орденом Св. Георгия второго класса. 26 сентября 1770 г, Петербург. Писарским почерком. За подписью И. Г. Чернышева. Под № 677 |
26 сент. 1770 г. |
1 л. |
|
2. |
Государственная Адмиралтейская коллегия. Грамота Самуилу Карловичу Грейгу. 28 сентября 1770 г. [Петербург). Писарским почерком. Подписи-автографы И. Г. Чернышева, Ф. Селиванова, И. Г. Кушурова и др. На л. 2 об. атрибутивная помета на англ. яз. рукой С. К. Грейга. Поздравление с победой в Чесменской битве и благодарность за участие в ней |
28 сент. 1770 г. |
2 л. |
|
3. |
Указ Екатерины II из Адмиралтейств-коллегии о производстве контр-адмирала Самуила Карловича Грейга в вице-адмиралы. 20 июля 1775 г. [Петербург]. Писарским почерком. За подписью И. Голенищева- Кутузова и секретаря Л. Баженова. Под № 4845. На л. 2 об. атрибутивная помета на англ. яз. рукой С. К. Грейга |
20 июля 1775 г. |
2 л. |
Составление корректных описаний исторических источников, в том числе архивных документов — показатель высокой культуры научного исторического исследования и в этом смысле также относится к методике труда историка.