Антропологические основы и предпосылки
Они образуют те стороны жизни человека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживаются хрупкость бытия, ограниченность существования: болезни, эпидемии, генная мутация, старение и приближение смерти, снижение до критического уровня генофонда этноса, угроза перерождения Homo sapiens и исчезновения человечества и пр. Указанные процессы интенсифицируются действием социумных, антропных, социокультурных факторов.
Одним из сильно действующих антропологических факторов являются болезни. В Средние века Европу сотрясали пандемии чумы: в 1326 г. от нес погибла пятая часть всего населения. Свирепствовала и оспа, в отдельные годы заболевали 10–12 млн человек, почти половина из них погибала. Предполагают, что инфекция оказалась первым биологическим оружием: конкистадоры в Америке оставляли индейцам одеяла и рубахи, пропитанные оспенным гноем, и вымирали целые племена. Первое упоминание об оспе в русских летописях относится к XV в. Иноземные купцы завезли из Европы на Русь страшную болезнь, косившую людей, как траву. "Черная смерть" буйствовала так, что на кладбищах не хватало мест. Из всего населения Смоленска остался один житель, который вышел из мертвого города и затворил за собою ворота. Так в легендарно-былинной форме выражены масштабы трагедии.
В XX в. в мире вновь зафиксирован всплеск массовых заболеваний чумой, холерой, испанкой. Зловещей была пандемия испанки в Европе в 1918–1920 гг.: тогда погибли около 25 млн человек – больше, чем на всех фронтах Первой мировой войны. При сохранении "традиционных" возникают физические и психические болезни, вызываемые промышленными и компьютерными технологиями, неблагоприятными для здоровья условиями труда, экокризисны- ми факторами. Ныне человечество подвергается опасности ВИЧ-инфекции. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что на Земле уже более 1 млн человек заражены СПИДом.
Социумные основы
Социумные основы религии связаны с жизнедеятельностью общества как целого; их образуют риски в области материальных (экономических, технологических) и производных от них отношений в духовной сфере: политических, правовых, государственных, нравственных и др., а также – вызываемые определенного рода антропными и социокультурными факторами.
Определяющими в конечном счете являются материальные отношения. Но их влияние опосредованно, на религию оказывают воздействие другие области духовной сферы – политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Основу религии составляют те общественные отношения, которые господствуют над людьми в повседневной жизни, продуцируя их несвободу и зависимость, объективное бессилие перед внешними обстоятельствами.
Главными сторонами этих отношений являются:
• стихийность общественных процессов;
• развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника;
• неблагоприятные факторы условий жизни и труда в городе и деревне;
• скованность принадлежностью к этносу, страту, классу, сословию, касте, гильдии, цеху, в рамках которых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности);
• частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда;
• властно-авторитарные отношения, политический гнет государства;
• межэтнические конфликты, угнетение одного этноса другим;
• эксплуатация колоний метрополиями, а после разрушения колониальной системы – существенное неравенство жизненного уровня в развитых странах и развивающихся;
• войны;
• рост преступности и пр.
Отношения людей развертываются в двух аспектах: отношения к природе и друг к другу.
Характер отношения к природе зависит от уровня развития производительных сил: от степени вооруженности средствами производства, прежде всего орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и т.д.), а также от уровня развития людей – участников общественного производства. Чем слабее развитие производительных сил, тем в большей мере природные силы господствуют над людьми в повседневной жизни. И соответственно – тем властнее действует этот аспект социумных основ.
В ходе истории наблюдается рост производительных сил, особенно средств производства, в первую очередь орудий труда. Увеличивается оснащенность ими, а потому расширяются возможности управления природными процессами. Принципиальный скачок в развитии средств производства совершается с переходом к индустриальному обществу. Но и в наши дни наука и техника не в состоянии защитить человека от многих природных процессов.
Второй аспект – отношение людей друг к другу. Исторически отношения в обществе складывались, функционировали и изменялись в основном стихийно, возможности управления ими хотя и расширялись, но все же оставались ограниченными. Общественные отношения выступали для людей не как результат их собственного объединения, а как некая чуждая внешняя сила. Действие такой силы – неконтролируемой и господствующей над людьми – составляло существенную черту общественного процесса.
Основой религии в первобытном обществе были низкая ступень развития производительных сил и ограниченность отношений людей рамками материального процесса производства, а значит, ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Естественно, родовая связанность довлела над индивидами. При рабовладении, феодализме, капитализме, в "смешанных" обществах развитие подчинено законам движения отчужденных форм собственности.
Рабовладельческий и феодальный строй предполагают внеэкономическое принуждение работника: первый основывался на непосредственных отношениях господства и подчинения; второй – на личной зависимости как в отношениях материального производства, так и в других сферах жизни. Зависимы все: крепостные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпоративность.
Капитализм воспроизводит отношения господства и подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен, но связан экономическими регуляторами, законами движения капитала, которые устанавливают свои правила игры в социальной, политической и других областях.
В "смешанных" обществах переплетаются родоплеменные, феодальные, капиталистические и иные отношения. Внеэкономическое принуждение соединено с экономическим, традиционные структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы сдерживается авторитарной, нередко военизированной, системой управления и власти. По мере все большего разделения труда работник формируется как частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, статусу. Тем самым увеличиваются ограниченность людей, зависимость их от заданных обстоятельств – растет степень несвободы.
Разрыв между уровнем доходов богатых и бедных возрос в мире с 13 раз в 1960-е гг. до 60 раз в 1990-е гг. На земном шаре более 950 млн человек не могут удовлетворить самые элементарные потребности. Опасности современного мира оборачиваются более серьезными последствиями для женщин, чем для мужчин. На Западе и Севере разрастается демографический кризис вследствие снижения рождаемости, в то же время на Востоке и Юге встают проблемы, связанные с ее бурным ростом.
Разделение на касты, страты, сословия, гильдии, классы и т.д. и противоречия между их интересами, а также противостояния государств вызывали и вызывают различного рода конфликты. На всех этапах истории спутником человечества были войны. По некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации произошло около 15 тыс. войн, в которых погибло более 3,5 млрд человек.
В XX в. гражданские, локальные, мировые войны велись с использованием средств массового поражения: ракетного, ядерного, химического, бактериологического, психотропного и другого оружия, которое не только унесло жизни огромного количества людей, но и уничтожило колоссальные материальные ресурсы.
Жертвами Второй мировой войны, когда военные действия велись на территории сорока государств, стали 50–55 млн человек; число раненых составило около 35 млн; 20–25 млн превратились в инвалидов. Как известно, самолеты ВВС США в августе 1945 г. подвергли ядерной бомбардировке города Хиросиму и Нагасаки в Японии: в Хиросиме погибло примерно 140 000 человек, в Нагасаки – около 70 000; впоследствии многие умирали от лучевой болезни. В период после 1945 г. развязано более ста войн. Сейчас не исчезла угроза ядерного апокалипсиса и гибели цивилизации. Как сообщает Международная комиссия по ядерному нераспространению и разоружению, всего у США и России имеется в целом более 22 000 ядерных боезарядов, а у Франции, Британии, Китая, Индии, Пакистана и Израиля, вместе взятых, их около тысячи. Общая мощность всего мирового ядерного арсенала эквивалентна 150 тыс. бомб, сброшенных на Хиросиму.
Активизировал свои действия международный терроризм, возрастает террористическая угроза. Высказывается точка зрения, что терроризм представляет собой форму ведения войны, выражающуюся в социально-деструктивных действиях с целью достижения политических, экономических и других результатов. Это – способ насильственного воздействия на личности, социальные группы, народы, государства и группы государств, вызывающий массовый страх; он провоцирует гражданские и межэтнические конфликты, которые чреваты войнами.
По данным Госдепартамента США, если в 2005 г. в мире произошло 11 153 терактов, в результате которых погибло 14 616 человек, то в 2006 г. – 14 338 терактов и погибло 20 498 человек.
Начиная с 1991 г. число террористических актов растет и в России. Только с января по сентябрь 2010 г. в России совершено 454 теракта и диверсии, что на 15% больше, чем за весь 2009 г. 29 марта 2010 г. были произведены взрывы на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры" в Москве, в результате которых погибли 40 человек. Взрывы вызвали, если можно так выразиться, метрофобию: последующие два дня число пассажиров в вагонах метро было значительно меньше, чем обычно.
Антропные основы религии появились как результат производственной деятельности человека. Действие антропных факторов резко усилилось с появлением и развитием техногенной цивилизации. За последние сто лет население Земли утроилось, объем мировой экономики вырос двадцатикратно, потребление ископаемых видов топлива увеличилось в 30 раз, а объем промышленного производства – в 50 раз.
Последствия научно-технического прогресса, с одной стороны, вызвали к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подозревали в предшествующие эпохи, и они, казалось бы, открывают перспективу благоденствия человечества и отдельного человека: появились новые технологии, материалы, компьютерная и робототехника, предметы, обеспечивающие комфорт повседневной жизни, создающие ранее неведомую культурную среду и т.д. Но, с другой стороны, прогресс порождает новые координаты зависимости, незащищенности и риска. Всякое производство имеет побочные последствия, разрушающие окружающую среду, чреватые опасностями для самого существования жизни на Земле.
Степень управления экологическими процессами в мире пока что невысока. Расширяются зоны повышенной радиации, идут азотные дожди, загрязняются водоемы. В Европе критические уровни закисления почв, содержания нитратов превышены более чем на 60% территории; в городах лишь 5% всей водопроводной воды может использоваться для питья. Пренебрежение к реально существующим законам пространственной организации природы и человеческого общества приводит к опасным последствиям. Даже самые совершенные технологические системы не гарантируют от неожиданных и катастрофических сбоев, которые особенно опасны в таких областях, как ядерная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, добыча угля, нефти, газа, генная инженерия и др.; об этом же свидетельствует и увеличение числа транспортных катастроф. Уже не вызывает сомнения тот факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб.
Сейчас многие ученые говорят о глобальном потеплении климата, связывая это с "парниковым эффектом". Причиной его является увеличение содержания в атмосфере углекислого газа от массовых выбросов крупными индустриальными предприятиями продуктов сжигания топлива, от горящих нефтяных скважин и разного рода взрывов, сотрясавших планету в последнее столетие. Одновременно на Земле сокращается растительная масса, осуществляющая процессы фотосинтеза. Так, в Европе леса, покрывавшие некогда 80–90% территории, в настоящее время занимают лишь 44% площадей. Изменение состава атмосферы приводит к повышению температуры поверхности планеты и воздуха.
Наблюдения показывают, что за последние сто лет концентрация углекислого газа выросла на 20%. Если такая тенденция сохранится или увеличится, то к 2025–2050 гг. можно ожидать удвоение концентрации углекислого газа в атмосфере, что даст повышение температуры воздуха примерно на 5°С. И тогда климат Земли будет похож на климат последнего ледникового периода 12 тыс. лет назад. Климатологи предполагают, что подобное потепление вызовет таяние значительной части ледников и, как следствие, повышение уровня Мирового океана. Тогда, даже если и не произойдет "всемирный потоп", возникнет угроза затопления значительной части суши, последствия чего пока непредсказуемы.
В качестве социокультурных основ религии выступают явления и процессы, в которых находит выражение кризис культуры: деформации в системе ценностей; сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма или, напротив, антисциентизма; бездуховность; реификация и коммерциализация человеческих взаимоотношений; упадок искусства; падение нравов и т.д.
В последние десятилетия на авансцену жизни вышла массовая культура, акцентирующая ценности так называемого общества потребления. Она часто ориентирована на стихии бессознательного – агрессию, насилие, секс; притупляет сознание; противостоит развитию интеллекта и познания, возвышенных нравственных и эстетических чувств; ставит барьеры на пути формирования "Я", самости, субъектности, порождая обезличенность и конформизм.
Меняется отношение к науке, и особенно к естествознанию. Благодаря наукам родился особый культурный континуум, в частности разработаны технологии, применяемые в искусстве, игре, спорте, средствах массовой информации, изготовлении предметов быта и т.д. Но достижения науки дали возможность создать и различные виды оружия массового уничтожения; технику, используемую для прямого подавления личных свобод и демократии.
Наука обусловила становление информационного общества – и "подарила" средства манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием, с помощью которых осуществляется разрушительное вторжение во внутренний мир личности, сбрасывание покровов с того, что в прежние эпохи считалось сокровенным и неприкосновенным.
Отчетливо обнаруживается разочарование в культурных возможностях пауки. Сциентистским, ориентирующимся на естествознание утопиям противопоставляются антисциентистские установки (вплоть до технофобии, киберофобии); классическая и неклассическая рациональность, широкая образованность утрачивают доверие. Получают распространение донаучные, квазинаучные и псевдонаучные представления.
В связи с ростом политизации различных областей общественной жизни отдельного внимания заслуживает рассмотрение основ религии в области политики. Они связаны, прежде всего, с властным характером политических отношений, с механизмами принуждения и авторитарного влияния, с использованием силы государства, в том числе репрессивных, диктаторских механизмов. Государство как главный субъект политической власти обладает орудиями применения силы и насилия (армия, полиция, спецслужбы и пр.) и всегда предоставляло возможность обеспечить требования политики, причем не только в рамках политической системы, но и в других областях жизнедеятельности общества, групп, индивидов.
Отчуждение политики от индивида и общественных групп, политическое принуждение к тем или иным видам деятельности, политические средства эксплуатации работников, использование механизмов подавления, бесконтрольность власти, этнократия, геноцид, эксплуатация колоний метрополиями – все это обусловливает складывающиеся в государстве отношения несвободы, зависимости, господства – подчинения.
Кроме того, политический фактор, выражая интересы определенных групп, организаций, институтов, может усиливать действия различных основ и предпосылок религии. Социумных – например, некомпетентная политика в области материального производства в целом или отдельных его секторов. Антропных – например, поддержка загрязняющих окружающую среду отраслей промышленности, заказы на производство химического, ядерного, биологического, психотропного оружия. Социокультурных – например, сокращение бюджетных ассигнований на развитие образования и культуры. Антропологических – например, необеспечение оптимального минимума затрат на реализацию программ здравоохранения. Психологических – например, возбуждение страха и тревоги через средства массовой информации.