Антимонопольное законодательство
Развитие различных форм несовершенной конкуренции, прежде всего монополии и олигополии, которые вследствие рыночной власти фирм обусловливают недостаточно эффективное распределение ресурсов, ограничение производства, рост цен, привело к необходимости принятия государством антимонопольного законодательства.
В США первые антимонопольные законы были приняты еще в конце XIX - начале XX в. Так, Акт Шермана (1890 г.) запрещал монополизацию торговли, Акт Клейтона (1914 г.) - слияние фирм путем покупок обычных акций конкурента, контракты на продажу товаров с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию.
Первый антимонопольный Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (утратил силу в большей части, кроме ст. 4 "Определение основных понятий") в целях предотвращения ограничения конкуренции запрещал хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке определенного товара:
o изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;
o навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
o включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
o создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам и т.д.
Законом запрещались также соглашения, направленные:
o на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, наценок;
o повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
o раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров;
o ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов;
o отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и т.д.
В соответствии с указанным Законом органам власти и управления также запрещалось принимать акты или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов и ведут к существенному ограничению конкуренции:
o запреты на осуществление определенных видов деятельности;
o запреты на продажу товаров из одного региона России в другой;
o создание необоснованных препятствий образованию новых хозяйствующих субъектов;
o необоснованное предоставление отдельным хозяйствующим субъектам налоговых или иных льгот и т.д.
В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов Законом был предусмотрен предварительный государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых и региональных объединений.
В соответствии со ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) злостные нарушители антимонопольного законодательства могут получить срок наказания от двух до семи лет.
В соответствии с антимонопольным законодательством государство может осуществлять регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов. Возможны следующие методы государственного регулирования цен:
o установление фиксированных цен на продукцию (товары, услуги);
o определение предельного уровня цен или предельных надбавок (коэффициентов) изменения цен;
o установление предельного уровня рентабельности и размера торговой надбавки.
В России в начале 1990-х гг. основным методом регулирования цен было установление предельного уровня рентабельности и размера торговой надбавки. В последующий период более широко стал использоваться метод определения предельного уровня цен или предельных надбавок (коэффициентов) изменения цен. Так, в качестве предела повышения цен на продукцию некоторых естественных монополий (перекачку нефти, перевозки железнодорожным транспортом) стали использовать среднемесячный прирост оптовых цен промышленности. В некоторых случаях применяется и установление фиксированных цен на продукцию.
В 1995 году был принят ряд законов ограничивающих монополистическую деятельность: указы Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" (утратил силу) и от 28 февраля 1995 г. №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В соответствии с этими законодательными актами предусматривается государственное регулирование естественных монополий, к которым отнесены:
o транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по трубопроводам;
o производство электрической и тепловой энергии и предоставление услуг по их передаче;
o железнодорожные перевозки;
o перевозки в труднодоступные районы Российской Федерации;
o услуги морских и речных портов и аэропортов;
o услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (утратил силу) в составе правительства было образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В 2002 году в процессе проведения административной реформы антимонопольные функции стала выполнять Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России). Образована также Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).
В числе основных функций ФАС России входят надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях, о конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг. С 1 февраля 2010 г. ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации".
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определил организационные и правовые основы зашиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции государственными органами власти, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России).
В статье 4 Закона о защите конкуренции дано широкое определение недобросовестной конкуренции, учитывающее экономические, юридические, нравственные аспекты этого явления. Под ней понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с Законом о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее возможность им оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%. Вместе с тем доминирующим может быть признано и положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50% (но не менее 35%, за исключением некоторых случаев, указанных в Законе), если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом.
Закон о защите конкуренции предусматривает принятие антимонопольных мер по отношению к предприятиям, осуществляющим коллективное доминирование. Данная ситуация возникает в том случае, когда доля трех хозяйствующих субъектов превышает 50% или доля пяти субъектов составляет более 70% на соответствующем товарном рынке. Таким образом, предусмотренная Законом ситуация коллективного доминирования означает, что меры по защите конкуренции могут быть приняты по отношению к коммерческой организации, доля которой значительно меньше 35%. Однозначно доминирующим считается положение хозяйствующего субъекта, находящегося в состоянии естественной монополии.
Закон о защите конкуренции запрещает установление хозяйствующими субъектами монопольно высоких и монопольно низких цен. Цены не могут быть признаны монопольными, если они установлены субъектом естественной монополии в пределах тарифа на данный товар или услугу, установленного органом государственного регулирования.
Необходимо отметить, что сам факт признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц не означает автоматического применения антимонопольных мер. Санкции предполагаются только в том случае, если будет обнаружено и доказано злоупотребление доминирующим положением.
В статье 10 Закона о защите конкуренции определена структура злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующим субъектом. К ним относятся:
o установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены;
o изъятие товара из обращения, если это привело к повышению цены;
o навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
o необоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на него имеется спрос или размещены заказы при наличии возможности рентабельного производства;
o необоснованные отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок товара;
o необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
o создание дискриминационных условий;
o создание препятствий доступу на рынок или выходу из него другим хозяйствующим субъектам;
o нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Закон о защите конкуренции расширил возможности слияния коммерческих организаций. Теперь для создания крупной коммерческой организации в результате слияния необходимо уведомить не позднее чем через 45 дней после даты слияния антимонопольный орган в случае, если суммарная стоимость активов или общая выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 200 млн руб. Прежний порядок предполагал получение предварительного согласия антимонопольного органа на такое слияние при значительно более низком пороге экономической концентрации - 20 млн руб.
Либерализация российского антимонопольного законодательства в отношении слияния фирм отражает общие тенденции, происходящие в мировой экономике и законодательной практике развитых стран. Объединение фирм во многих случаях целесообразно с учетом положительного эффекта масштаба, снижения средних издержек и повышения эффективности национального производства. Оно способствует росту количества компаний, занимающих доминирующее положение, но само по себе не порождает злоупотребления рыночной властью. Именно последнее обстоятельство должно служить причиной применения антимонопольных мер и санкций по отношению к нарушителям Закона.
Снижается также контроль государства за приобретением физическими или юридическими лицами акций. Предварительное согласие антимонопольного органа требуется только в том случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции, превышает 3 млрд руб. или если их общая выручка за последний календарный год превышает 6 млрд руб. и стоимость приобретаемых активов превышает 150 млн руб.; при этом приобретение голосующих акций позволяет лицу (группе лиц) распоряжаться более чем 25% при условии, что ранее такого права не было.
Определенную ограничительную роль в развитии конкуренции может играть государственная помощь отдельным хозяйствующим субъектам. В связи с этим в Законе о защите конкуренции четко определены цели и порядок предоставления государственной и муниципальной помощи. В соответствии со ст. 20 данного Закона она может предоставляться с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если помощь предоставляется в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации о бюджете, нормативным правовым актом органа местного самоуправления о бюджете или за счет резервного фонда органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления.
Соблюдение антимонопольного законодательства в России является обязательным условием формирования реальных рыночных отношений, развития конкуренции, обеспечения экономического роста и сдерживания инфляции.