Лекция II. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Изучив материал главы, студент должен:

знать

• внешние и внутренние факторы кризиса организации;

• формы кризисов организации и их последствия;

• законы экономического развития предприятия;

• факторы платежеспособности организации;

• сущность, цель и задачи антикризисного управления организацией;

уметь

• идентифицировать факторы и причины неплатежеспособности организации;

• прогнозировать смены фаз жизненного цикла товара;

• управлять рисками;

владеть

• методами прогнозирования кризисных явлений в организации на основе анализа ее бизнес-процессов;

• методами гибкого реагирования на кризисы в организации с учетом их форм проявления и глубины.

Причины кризисов в деятельности организации

В менеджменте понятие "организация" рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критериями такого обособления являются:

• экономическая самостоятельность;

• организационная целостность (существование внутренней и внешней среды);

• наличие специализированных информационных структур.

Под организацией можно понимать отдельную фирму, предприятие, офис, акционерное общество, банк, страховую, туристическую компанию и др., а также структурные единицы системы государственного управления.

Отраслевая структура экономики России представлена на рис. 4.1.

Возможность кризиса определяется рискованным развитием, которое проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций. Каждая организация имеет свои конкурентные преимущества, возможности их реализации, подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. На организацию могут влиять как внешние, так и внутренние факторы, общие и специфические.

Рис. 4.1. Структура отраслей экономики России на конец 2010 г.[1], млн. руб.

Мировая практика банкротства показала, что угроза финансовой нестабильности организаций возникает в среднем на 25–30% из-за внешних факторов и на 70–75% из-за внутренних, связанных с неэффективным управлением.

При этом в развитых зарубежных странах эти соотношения имеют следующие значения:

• внешние факторы составляют 10–15%;

• внутренние – 85–90%.

В России внешние и внутренние факторы составляют приблизительно по 50%.

Факторы кризиса организации принято подразделять:

1) на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении;

2) природные, определяемые климатом и др.;

3) внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от нее).

Внешние факторы кризиса организации связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития и развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране (табл. 4.1).

Внутренние факторы кризисов организации представлены на рис. 4.2.

Производственно-технические факторы кризисного развития предприятия включают:

• неэффективное использование оборудования;

• высокий уровень износа оборудования;

• устаревшую технологию производства продукции (оказания услуг); 1

• наличие сверхнормативных запасов;

• рост объемов незавершенного производства;

• низкое качество продукции и услуг.

Таблица 4.1

Внешние факторы кризисного развития организации

Факторы

Проявление факторов

Возможные последствия

Состояние мировой экономики и мирового финансового рынка

Экономическая цикличность ведущих стран.

Политика международных банков. Заключение межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговле, таможенных тарифах и пошлинах)

Снижение деловой активности.

Рост конкуренции.

Снижение выручки. Нехватка инвестиций.

Рост затрат.

Падение курсов акций. Снижение рыночной капитализации

Состояние национальной экономики

Действия правительства по регулированию налогов, денежной массы и ставки процента

Ужесточение налогообложения.

Удорожание кредита.

Рост затрат.

Снижение прибыли

Отраслевые факторы

Жизненный цикл отрасли, необходимость смены технологического уклада.

Низкий уровень законодательной защиты отрасли.

Высокий уровень конкуренции

Резкий рост потребности в инвестициях.

Поиск новых рынков сбыта. Рост коммерческих расходов. Снижение денежных потоков

Политические факторы

Стимулирование или ограничение предпринимательской деятельности государством.

Нестабильность проводимых реформ.

Защита прав собственности. Земельное законодательство и земельная политика

Ухудшение инвестиционного климата.

Отток капитала из страны. Ухудшение криминогенной ситуации

Правовые факторы

Неэффективное антимонопольное регулирование.

Ограничение внешнеэкономической деятельности.

Слабое развитие законодательной базы

Рост доходов монополий. Рост инфляции.

Спад производства. Сложность выхода на мировые рынка сбыта и капитала

Социальные факторы

Традиции, жизненные ценности, уровень культуры, уровень безработицы

Низкий уровень руководства. Низкая квалификация кадров.

Коррупция

Факторы научно-технического прогресса

Низкие расходы государства на фундаментальные исследования, и финансирование науки и техники

Низкий технический уровень производства.

Высокий уровень износа оборудования.

Низкое качество и высокая себестоимость продукции. Низкий уровень производительности груда

Взаимоотношения с покупателями и поставщиками

Задержка поставок сырья и материалов, их низкое качество

Рост неплатежей.

Снижение объемов производства.

Снижение качества продукции.

Снижение выручки.

Рост кредиторской задолженности

Рис. 4.2. Внутренние факторы кризисов организации

К управленческим факторам кризисного развития предприятия относятся:

• неэффективная организация процессов управления;

• нерациональная организация труда основных рабочих и управленческого персонала;

• низкая активность внедрения новой продукции и услуг;

• недостаточная диверсификация продукции;

• нерациональная организация складского хозяйства и хранения товарно-материальных ценностей;

• нерациональная кооперация (внешняя и внутренняя);

• отсутствие ресурсосберегающих технологий;

• нерациональные договорные отношения с поставщиками и потребителями;

• отсутствие системы внутреннего контроля;

• неэффективный маркетинг.

Маркетинговые факторы кризисного развития предприятия:

• рост доли готовой продукции на складе;

• недостаточная диверсификация рынков сбыта;

• отсутствие отлаженной сети сбыта.

Финансовые факторы кризисного развития предприятия включают:

• высокую долю заемного капитала;

• недостаток собственного капитала;

• неэффективную структуру активов (низкую ликвидность);

• высокую долю краткосрочную заемных источников финансирования и их неэффективное использование;

• высокую стоимость источников финансирования;

• неэффективную долгосрочную и краткосрочную финансовую политику (или ее отсутствие);

• высокую долю кредиторской задолженности и тенденции к ее дальнейшему росту;

• высокую стоимость аренды помещений.

К инвестиционным факторам кризисного развития предприятия относятся:

• незавершенные объекты строительства;

• удлинение сроков строительства объектов и монтажа оборудования;

• неэффективность капитальных вложений;

• ошибки в бизнес-планировании инвестиций.

К прочим факторам кризисного развития предприятия можно отнести:

• отсутствие или недостаток необходимой квалификации у персонала (рабочих и инженерно-технических работников);

• использование недостоверной экономической и технической информации;

• несоблюдение требований экономической безопасности (или отсутствие системы экономической безопасности на предприятии) и др.

Для каждой организации характерна своя комбинация причин и условий развития кризиса. В большинстве случаев внутренние факторы усиливают действие внешних.

Все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими причинами:

1) отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

2) низкой квалификацией и неопытностью менеджеров;

3) низким уровнем ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.