Лекция II. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Изучив материал главы, студент должен:
знать
• внешние и внутренние факторы кризиса организации;
• формы кризисов организации и их последствия;
• законы экономического развития предприятия;
• факторы платежеспособности организации;
• сущность, цель и задачи антикризисного управления организацией;
уметь
• идентифицировать факторы и причины неплатежеспособности организации;
• прогнозировать смены фаз жизненного цикла товара;
• управлять рисками;
владеть
• методами прогнозирования кризисных явлений в организации на основе анализа ее бизнес-процессов;
• методами гибкого реагирования на кризисы в организации с учетом их форм проявления и глубины.
Причины кризисов в деятельности организации
В менеджменте понятие "организация" рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критериями такого обособления являются:
• экономическая самостоятельность;
• организационная целостность (существование внутренней и внешней среды);
• наличие специализированных информационных структур.
Под организацией можно понимать отдельную фирму, предприятие, офис, акционерное общество, банк, страховую, туристическую компанию и др., а также структурные единицы системы государственного управления.
Отраслевая структура экономики России представлена на рис. 4.1.
Возможность кризиса определяется рискованным развитием, которое проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций. Каждая организация имеет свои конкурентные преимущества, возможности их реализации, подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. На организацию могут влиять как внешние, так и внутренние факторы, общие и специфические.
Рис. 4.1. Структура отраслей экономики России на конец 2010 г.[1], млн. руб.
Мировая практика банкротства показала, что угроза финансовой нестабильности организаций возникает в среднем на 25–30% из-за внешних факторов и на 70–75% из-за внутренних, связанных с неэффективным управлением.
При этом в развитых зарубежных странах эти соотношения имеют следующие значения:
• внешние факторы составляют 10–15%;
• внутренние – 85–90%.
В России внешние и внутренние факторы составляют приблизительно по 50%.
Факторы кризиса организации принято подразделять:
1) на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении;
2) природные, определяемые климатом и др.;
3) внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от нее).
Внешние факторы кризиса организации связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития и развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране (табл. 4.1).
Внутренние факторы кризисов организации представлены на рис. 4.2.
Производственно-технические факторы кризисного развития предприятия включают:
• неэффективное использование оборудования;
• высокий уровень износа оборудования;
• устаревшую технологию производства продукции (оказания услуг); 1
• наличие сверхнормативных запасов;
• рост объемов незавершенного производства;
• низкое качество продукции и услуг.
Таблица 4.1
Внешние факторы кризисного развития организации
Факторы |
Проявление факторов |
Возможные последствия |
Состояние мировой экономики и мирового финансового рынка |
Экономическая цикличность ведущих стран. Политика международных банков. Заключение межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговле, таможенных тарифах и пошлинах) |
Снижение деловой активности. Рост конкуренции. Снижение выручки. Нехватка инвестиций. Рост затрат. Падение курсов акций. Снижение рыночной капитализации |
Состояние национальной экономики |
Действия правительства по регулированию налогов, денежной массы и ставки процента |
Ужесточение налогообложения. Удорожание кредита. Рост затрат. Снижение прибыли |
Отраслевые факторы |
Жизненный цикл отрасли, необходимость смены технологического уклада. Низкий уровень законодательной защиты отрасли. Высокий уровень конкуренции |
Резкий рост потребности в инвестициях. Поиск новых рынков сбыта. Рост коммерческих расходов. Снижение денежных потоков |
Политические факторы |
Стимулирование или ограничение предпринимательской деятельности государством. Нестабильность проводимых реформ. Защита прав собственности. Земельное законодательство и земельная политика |
Ухудшение инвестиционного климата. Отток капитала из страны. Ухудшение криминогенной ситуации |
Правовые факторы |
Неэффективное антимонопольное регулирование. Ограничение внешнеэкономической деятельности. Слабое развитие законодательной базы |
Рост доходов монополий. Рост инфляции. Спад производства. Сложность выхода на мировые рынка сбыта и капитала |
Социальные факторы |
Традиции, жизненные ценности, уровень культуры, уровень безработицы |
Низкий уровень руководства. Низкая квалификация кадров. Коррупция |
Факторы научно-технического прогресса |
Низкие расходы государства на фундаментальные исследования, и финансирование науки и техники |
Низкий технический уровень производства. Высокий уровень износа оборудования. |
Низкое качество и высокая себестоимость продукции. Низкий уровень производительности груда |
||
Взаимоотношения с покупателями и поставщиками |
Задержка поставок сырья и материалов, их низкое качество |
Рост неплатежей. Снижение объемов производства. Снижение качества продукции. Снижение выручки. Рост кредиторской задолженности |
Рис. 4.2. Внутренние факторы кризисов организации
К управленческим факторам кризисного развития предприятия относятся:
• неэффективная организация процессов управления;
• нерациональная организация труда основных рабочих и управленческого персонала;
• низкая активность внедрения новой продукции и услуг;
• недостаточная диверсификация продукции;
• нерациональная организация складского хозяйства и хранения товарно-материальных ценностей;
• нерациональная кооперация (внешняя и внутренняя);
• отсутствие ресурсосберегающих технологий;
• нерациональные договорные отношения с поставщиками и потребителями;
• отсутствие системы внутреннего контроля;
• неэффективный маркетинг.
Маркетинговые факторы кризисного развития предприятия:
• рост доли готовой продукции на складе;
• недостаточная диверсификация рынков сбыта;
• отсутствие отлаженной сети сбыта.
Финансовые факторы кризисного развития предприятия включают:
• высокую долю заемного капитала;
• недостаток собственного капитала;
• неэффективную структуру активов (низкую ликвидность);
• высокую долю краткосрочную заемных источников финансирования и их неэффективное использование;
• высокую стоимость источников финансирования;
• неэффективную долгосрочную и краткосрочную финансовую политику (или ее отсутствие);
• высокую долю кредиторской задолженности и тенденции к ее дальнейшему росту;
• высокую стоимость аренды помещений.
К инвестиционным факторам кризисного развития предприятия относятся:
• незавершенные объекты строительства;
• удлинение сроков строительства объектов и монтажа оборудования;
• неэффективность капитальных вложений;
• ошибки в бизнес-планировании инвестиций.
К прочим факторам кризисного развития предприятия можно отнести:
• отсутствие или недостаток необходимой квалификации у персонала (рабочих и инженерно-технических работников);
• использование недостоверной экономической и технической информации;
• несоблюдение требований экономической безопасности (или отсутствие системы экономической безопасности на предприятии) и др.
Для каждой организации характерна своя комбинация причин и условий развития кризиса. В большинстве случаев внутренние факторы усиливают действие внешних.
Все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими причинами:
1) отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
2) низкой квалификацией и неопытностью менеджеров;
3) низким уровнем ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.