Антикоррупционное законодательство Российской Федерации
Антикоррупционное законодательство РФ представлено Законом о противодействии коррупции, Национальным планом противодействия коррупции на 2014—2015 годы, утвержденным указом Президента РФ от 11.04.2014 № 226, а также планами по противодействию коррупции, принятыми в федеральных и региональных органах исполнительной власти.
В соответствии с российским законодательством мероприятия по противодействию коррупции подразделяются на три группы: профилактика коррупции, борьба с коррупцией и ликвидация ее последствий.
Профилактика коррупции направлена на выявление и устранение ее причин, в том числе на совершенствование законодательства, исключающее пробелы и лакуны, потенциально способствующие злоупотреблениям. К ним относятся:
— организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в том числе с привлечением общественности;
— анализ правоприменительной практики, т.е. выявление нормативных правовых актов, которые способствуют принятию чиновниками незаконных решений, их бездействию или не обеспечивают соблюдение общественного интереса (например, ухудшают положение малообеспеченных граждан);
— внедрение институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.
Цели профилактики преследует также ужесточение законодательства, регулирующего деятельность государственных служащих. Именно эти мероприятия получили наивысшую оценку в обществе, так как соответствуют широко распространенным представлениям о предрасположенности чиновников к злоупотреблениям и мерам по противодействию им. К таким мерам можно отнести:
• требования по проверке сведений, предоставляемых соискателями вакантных должностей в органах государственной власти, и установление дополнительных квалификационных требований к чиновникам, что призвано устранить фаворитизм;
• ужесточение требований к открытости чиновников посредством установления обязанности предоставлять сведения не только о собственных доходах и имуществе, но также о доходах членов их семей (супруги и несовершеннолетних детях). За нарушение сроков предоставления сведений или за предоставление неверной информации государственный служащий может быть уволен;
• запрет для граждан в течение двух лет после увольнения с государственной службы устраиваться на работу в организации, с которыми они были связаны, будучи чиновниками (например, бывшему сотруднику министерства образования поступать на должность директора школы), что должно устранить стремление служащих использовать свое служебное положение как трамплин для дальнейшего трудоустройства;
• введение дополнительного основания для увольнения с государственной службы — "в связи с утратой доверия", вызванного нарушением чиновником запретов и ограничений, налагаемых на служащих;
• введение критерия эффективности и безупречности как обязательного фактора карьерного продвижения, что должно сформировать у чиновников стремление добросовестно исполнять свои должностные обязанности и избегать коррупционного поведения, так как это может затруднить им дальнейшее продвижение.
Законом предусмотрено формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, для чего в Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 гг. предусмотрено "антикоррупционное просвещение граждан". Международный опыт свидетельствует, что просвещение необходимо на всех уровнях: в школах, высших учебных заведениях, органах государственной власти и даже в коммерческих организациях. Но, к сожалению, в российской практике эти мероприятия не конкретизированы, отсутствует определение самого термина "антикоррупционное просвещение", а ответственность за их проведение возложена не на образовательные структуры, а на органы государственной власти, у которых нет соответствующей компетенции.
Борьба с коррупцией предусматривает проведение следующих мероприятий:
— максимальная централизация системы управления государственной службой как единым институтом, что позволит исключить практику "двойных стандартов";
— создание механизма взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, а также специализированных комиссий представительных органов исполнительной власти по выявлению коррупции;
— введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
— укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
— обеспечение открытости государственной службы;
— обеспечение независимости СМИ;
— неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
— совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
— обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
— устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
— совершенствование порядка использования государственного имущества;
— повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
— передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям (аутсорсинг);
— сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
— повышение ответственности руководителей органов исполнительной власти за непринятие мер по устранению причин коррупции;
— оптимизация и конкретизация полномочий работников государственных органов, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Мероприятия но минимизации и ликвидации последствий коррупции в антикоррупционном законодательстве не обозначены, но в УК РФ содержатся положения о возможности по решению суда конфискации имущества, полученного преступным путем, а также возможность наложения штрафа:
— за коммерческий подкуп — в размере от 10- до 50-кратной суммы подкупа;
— за получение взятки — от 10- до 100-кратного размера взятки (в зависимости от квалифицирующих обстоятельств);
— за дачу взятки — штраф от 5- до 90-кратной суммы (в зависимости от квалифицирующих обстоятельств).
В УК РФ введен новый состав преступления — посредничество (не только передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, но и способствование в достижении соглашения и получении взятки). В качестве наказания за него предлагается установить 20—90-кратный штраф с лишением права занимать определенные должности либо лишение свободы на срок от пяти до 12 лет.
Таким образом, совершенствование антикоррупционного законодательства в Российской Федерации проводится в соответствии с международными нормами. Тем не менее по уровню восприятия коррупции, по оценкам Transparency International, Российская Федерация в 2013 г. находилась только на 28-м месте, пропустив вперед, в частности, Беларусь, Эфиопию и Мексику. Было зарегистрировано более 42,5 тыс. коррупционных преступлений, материальный ущерб составил порядка 21 млрд руб., из которых 11,4 млрд руб. возвращено в бюджет. К ответственности привлечено 11 тыс. чел. К сожалению, информация о борьбе с коррупцией и личностях коррупционеров является закрытой, что обусловлено как латентностью самой коррупции, так и стремлением представителей государственной власти отстраниться от ответственности за подобные деяния.