Лекция 4. Античный мир

В результате изучения главы студент должен:

знать

основные этапы периодизации истории Древней Греции и Древнего Рима, их хронологические рамки и характеристику уровня экономического развития;

– ОГЛАВЛЕНИЕ и задачи главных реформ, проводившихся в этих странах, причинную обусловленность их результатов;

уметь

формулировать сравнительную характеристику генезиса классических рабовладельческих отношений в античном мире;

– выделять причины их роста и последующего упадка;

– находить черты античной социально-экономической культуры в последующих исторических периодах;

владеть

– представлением об основных формах перехода общинной земли в частную собственность, последствиях этого процесса;

– ОГЛАВЛЕНИЕм "земельного вопроса" и путях его разрешения на разных этапах развития античной экономики.

Термин "античность" (от лат. antiquitas – старина) как обозначение исторического периода появился в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.). Проявив интерес к своему прошлому тысячелетней давности, европейцы поначалу ограничили горизонт своего ретроспективного взгляда греко-римскими древностями.

По мере ослабления Османской империи, а также колонизации побережья Индийского океана европейские историки вновь обретали фрагменты новых знаний о Востоке, начиная с Передней Азии и Египта. Позже в поле их зрения стала проясняться история Индии и Китая. Эти новые сведения не поколебали евроцентристских основ взгляда на цивилизационный процесс. Они были "вписаны в шаблон", т.е. соотнесены с "образцовыми" выводами, сделанными на базе античного европейского материала.

Традиционно эпоха античности рассматривается как период, в который происходит становление ядра нашей социально-экономической культуры. Претерпев известные метаморфозы под влиянием германских и славянских народов, из этого ядра выросло то, что представляет собой социально-экономическая культура Запада.

Развитие востоковедения и археологии поставило предысторию европейской цивилизации в более широкий географический ракурс. Античные Греция и Рим видятся сегодня в контексте единого средиземноморского очага. В его составе эгейская культура служит одним из связующих звеньев истории цивилизаций Древнего Востока и Европы.

Эгейский очаг цивилизации

В составе Эгейского очага выделяется ряд вариантов культур, развивавшихся в бронзовом веке. Это культуры: элладская (материковая Греция), минойская (о. Крит) и кикладская (по названию архипелага в Эгейском море). К нему примыкает западноанатолийская культура (Троада на побережье Малой Азии со столицей в Трое).

Племенной состав жителей Троады известен нечетко. Элладу изначально населяли индоевропейские племена пеласгов, родственные фракийцам. На Крите, крупнейшем из островов архипелага, жили в основном минойцы.

Период, в который вписана история минойской державы (столица г. Кносс на Крите), называется крито-микенский. Его название дополнено указанием на континентальную микенскую культуру, возникшую у ахейцев. Иногда крито-микеиской называют и всю Эгейскую культуру (цивилизацию), а под микенской цивилизацией понимают завершающий этап развития трех первичных (элладской, минойской, кикладской), начинающийся с прихода греков в Энеиду в XVI в. до н.э.

Локальные центры эгейской культуры развивались неравномерно, в разное время переживая периоды расцвета и упадка. Их история демонстрирует тесную переплетенность и взаимосвязь процессов, протекавших как внутри этого региона, так и по ходу взаимодействия эгейцев с соседними цивилизациями.