Лекция 1. АНТИЧНЫЕ КОРНИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

После изучения материала данной главы студент должен:

знать

• основные характеристики взаимоотношений между обществом и государством в Античности;

• воззрения мыслителей Древнего мира об обществе и государстве;

• общее состояние научных дисциплин в тот период, положение и статус философии;

• общую характеристику античных корней политической философии и социологии;

уметь

• обосновать, почему в античную эпоху нельзя говорить о политической философии и социологии в современном смысле этих понятий;

владеть

• опытом объяснения условий и факторов, определивших положение и статус философии как материнского лона всех социальных и гуманитарных наук, в том числе политической философии, политической социологии и политологии в современном смысле.

В поисках ответов на основополагающие вопросы мироздания вообще и самоорганизации человеческих сообществ мыслители древности и античного мира, а также Средневековья обращали внимание на проблемы политики, власти, государства, законности, форм государственного устройства. Например, Аристотель писал: "Если конечной целью всех наук и искусств является благо, то высшее благо есть преимущественно цель самой главной из всех наук и искусств, именно политики"[1].

Античным мыслителям принадлежит приоритет в разработке и введении в научный оборот множества политических идей и теорий, а также ряда важнейших понятий, с помощью которых мы определяем, оцениваем и исследуем политические феномены. В этой связи уместно напомнить, что термины "политика", "политическое" восходят к древнегреческому слову polis (город-государство) и производным от него politea (конституция), politicos (гражданин, государственный деятель).

О том высоком уровне развития форм самоорганизации человеческих сообществ, которое было достигнуто в период Античности, свидетельствуют системы классификации форм правления, выдвинутые еще Платоном, Аристотелем, Полибием и другими мыслителями древности.

Так, Платон (427–347 до н.э.) выделял следующие типы древнегреческих городов-государств: 1) монархия – правление одного хорошего человека и ее искаженная форма – тирания; 2) аристократия – правление нескольких хороших людей и ее искаженная форма – олигархия; 3) демократия – правление многих или всего народа. Показательно, что Платон нс приводил искаженную форму демократии, считая, что сама она и есть наихудшая из всех существующих и возможных форм правления[2].

Продолжая традицию Платона, Аристотель (384–322 до н.э.) предложил свою типологию, в соответствии с которой в государстве верховная власть находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. По Аристотелю правление одного – это монархия, или царская власть, правление немногих – аристократия и большинства – полития. Их отклонения составляют, соответственно, тиранию, имеющую в виду выгоды одного правителя, олигархию – выгоды состоятельных граждан и демократию – выгоды неимущих.

Вслед за Платоном и Аристотелем Полибий (201 – 120 до н.э.) также выделял шесть основных форм государственного правления, располагающихся в порядке возникновения в рамках полного их цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия (власть толпы), на смену которой со временем снова приходит царская власть и т.д.

При этом нельзя не обратить внимание на тот факт, что все античные формы правления характеризовались определенным комплексом основополагающих принципов, которые в корне отличают их от тех форм, которые сложились в Новое и Новейшее время. Об этом наглядное представление можно составить на примере полиса.