Анкетирование
Анкетирование предполагает, что исследователь владеет суммой знаний и умений, необходимых для разработки анкеты, подготовки ее к обсчету, организации и проведения анкетного опроса. К достоинствам анкетирования можно отнести возможность собрать в сжатые сроки большой объем информации. Обычно анкету заполняют сами респонденты.
Поскольку анкета состоит из вопросов, их характеристика приобретает особое значение (рис. 15.2).
Рис. 15.2. Классификация вопросов
Вопросы классифицируются по ряду признаков (оснований). Так, в зависимости от содержания выделяют вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях по поводу событий. Например, вопрос "Теряли ли вы работу в течение последнего года?" относится к первой группе, а вопрос "Как бы вы оценили результаты собрания акционеров компании?" – ко второй.
По функциям различают вопросы основные, контрольные, фильтрующие (вопросы-фильтры), конкретные, буферные, вопросы-ловушки.
Если основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов – отсеять некомпетентных респондентов. Например, прежде чем спросить, какими видами спорта занимается респондент, надо узнать, занимается ли он спортом вообще. Если респондент дает отрицательный ответ на вопрос-фильтр, то ему бесполезно задавать другие вопросы о занятиях спортом.
Контрольные вопросы призваны проверить достоверность ответов на основные вопросы. С их помощью оценивается качество получаемой информации. Обычно в анкете основные и контрольные вопросы располагаются так, чтобы респондент не смог уловить какой-либо связи между ними, иначе контролирующая функция последних будет сведена на нет. Так, если основным является вопрос: "В какой мере вы удовлетворены своей работой?", то контрольным может быть вопрос: "Хотели бы вы сменить место работы?".
Буферные вопросы предназначены для переключения внимания респондента на новый тематический блок анкеты, а также для нейтрализации влияния предыдущих вопросов на последующие, снятия монотонности. Например, после вопросов о досуге дается такая формулировка: "Значительную часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе".
Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, их цель – "сломать лед" в общении сторон.
Вопросы-ловушки направлены на выявление добросовестности, искренности респондента. Их можно рассматривать как своеобразные детекторы лжи. Так, респонденту задается серия вопросов типа: "Бывают ли у вас мысли, которые хотелось бы скрыть?", "Случается ли так, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?", "Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?" (личностный тест Г. Айзенка). Если респондент на все вопросы методично отвечает "Нет", то в его искренности приходится усомниться.
В зависимости от структуры выделяют вопросы открытые и закрытые.
В открытых вопросах респондент самостоятельно, в произвольной форме отвечает на поставленный вопрос. |
В закрытых вопросах содержится перечень вариантов ответов, составленный исследователем, из которого опрашиваемый выбирает приемлемый для него. |
Разрабатывая закрытые вопросы, надо соблюдать определенные правила. В частности, спектр возможных вариантов ответов должен исчерпывать объем вопроса; шкала позитивных и негативных вариантов ответов должна быть сбалансирована, не иметь смещения ни в одну сторону. Различают три разновидности закрытых вопросов:
1) вопросы, предполагающие ответ по типу "да – нет";
2) альтернативные вопросы, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;
3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.
Достоинство открытых вопросов состоит в том, что ответы на них носят нерегламентированный характер. Когда невозможно предусмотреть все варианты ответов, целесообразно использовать открытые вопросы. В ответах на них нередко можно обнаружить неожиданные суждения. Вместе с тем открытые вопросы имеют свои недостатки:
1) велика вероятность произвольной интерпретации вопроса респондентом, и тогда социолог может получить информацию, которая "не работает" на цель и задачи исследования;
2) существует возможность искажения полученной информации в ходе ее обработки социологом;
3) обработка открытых вопросов технически сложна и требует много времени;
4) на открытые вопросы отвечать сложнее, чем на закрытые, а потому достаточно часто респонденты оставляют их без ответа.
Практика показывает, что количество отказов отвечать на открытые вопросы достигает порой 70%, а это искажает выборку. Кроме того, отвечая на открытый вопрос, респонденты нередко бывают недобросовестны, пишут в ответе первое, что придет в голову, не стремясь отвечать по существу вопроса. Отсюда множество случайных, непродуманных ответов, которые могут прямо повлиять на качество полученной информации.
Преимущество закрытых вопросов состоит в том, что они строго и однозначно интерпретируются, быстро обрабатываются. В связи с этим в подавляющем большинстве анкет используются закрытые вопросы. Однако и у них есть свои недостатки. Например, возможны случаи, когда собственному мнению респондента не соответствует ни один из предложенных ответов на вопрос. В такой ситуации он "вынужден" сделать выбор в рамках данного ему списка вариантов ответов. В итоге социолог получает искаженную информацию, неадекватную реальному положению вещей, мнениям респондентов.
Изложенное свидетельствует о том, что сравнивать закрытые и открытые вопросы по мерке "хуже" или "лучше" не следует. У каждого вида вопросов свои достоинства, недостатки, сфера применения. Вопросы, предполагающие ответ по типу "да – нет", не имеет смысла делать открытыми, но есть вопросы, которые "закрыть" невозможно, например вопрос о том, книги каких авторов вы читаете своим детям.
Широкое распространение и большую популярность у социологов получили так называемые полузакрытые вопросы, в которых после перечня альтернатив следует открытый вариант типа: "Что еще можете (желаете) сказать по этому вопросу?", "Другое". Именно они позволяют респонденту ответить по-своему, а социологу расширить набор вариантов.
По форме различают прямые и прожективные (косвенные) вопросы.
Прямые вопросы касаются существа ситуации и обращены непосредственно к респонденту: "Знаете ли вы?.."; "Что вы думаете?.."; "Удовлетворены ли вы?.."; "Ваше мнение по поводу?..". |
В прожективных (косвенных) вопросах ситуация моделируется, предполагается. Вот пример вопроса, сформулированного в косвенной форме: "Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?". |
Разновидностью косвенных являются безличные вопросы, например: "Некоторые люди считают, что... А как вы думаете?". |
Опыт показывает, что респонденты гораздо охотнее отвечают на косвенные безличные вопросы, чем на прямые личные, особенно если речь идет о выявлении мнений, резко отличающихся от общепринятых (широко распространенных).
Общая композиция анкеты. Анкета не является механической суммой вопросов. Она имеет определенную структуру и, как правило, состоит из трех частей: вводной и основной, паспортички.
Вводная часть анкеты представляет собой не что иное, как обращение к опрашиваемому, в котором:
1) указывается, какая организация (учреждение) проводит опрос;
2) в простой и краткой форме сообщаются цель и назначение исследования;
3) рассказывается о том, как будут использоваться результаты исследования;
4) подчеркивается важность личного участия (ответов) респондентов в проводимом опросе;
5) гарантируется анонимность ответов;
6) указываются правила заполнения анкеты.
Основная часть анкеты включает вопросы или блоки вопросов, нацеленные на получение необходимой исследователям информации. Сначала рекомендуется поставить наиболее доходчивые и интересные для респондентов вопросы, чтобы расположить их к сотрудничеству, затем – наиболее сложные, направленные на выяснение установок, мнений, оценок респондентов.
В паспортичке указывают сведения о респонденте (пол, возраст, образование, место учебы или работы). Обычно паспортичка располагается в конце анкеты, но может быть помещена и в начале.
По окончании компоновки, составления анкеты ее подвергают логическому контролю, позволяющему проверить се на соответствие критериям качества. Окончательный "вердикт" качеству анкеты выносится после пилотажного (пробного) исследования.
Виды анкетирования. В современных социологических исследованиях используют несколько видов анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое.
Наиболее распространено раздаточное анкетирование, при котором респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. Этот вид анкетирования в настоящее время наиболее надежен, является достаточной гарантией добросовестного заполнения анкет, обеспечивает их полный возврат. |
Почтовое анкетирование представляет собой распространение анкет по почте. Его серьезный недостаток – низкий процент возврата анкет. |
При прессовом анкетировании анкеты публикуются в печати. Недостатки данного вида анкетирования схожи с недостатками почтового анкетирования. |