Анкетирование

Это письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Популярность этого метода обусловлена его оперативностью и экономичностью. В короткий срок при небольшом числе анкетеров можно опросить большие совокупности людей. При этом подготовка анкетеров не требует значительных временных и финансовых затрат.

Социологическая анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Выступая основным инструментом социологического опроса, анкета служит для сбора первичной социологической информации. Она является самым распространенным измерительным средством, от качества которого зависит интерпретация полученных данных. Составление анкеты – дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее составлении, можно получать объективные данные.

Анкета имеет строгую структуру и состоит из трех блоков.

Обращение представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты, гарантируется анонимность ответов. В конце вводной части выражается признательность за участие в опросе. Ее задача – создать определенный настрой, от которого во многом зависят качество заполнения и степень возврата анкет.

Основная часть содержит вопросы, направленные на получение необходимой информации. Анкета – это не просто совокупность вопросов по изучаемой теме, а определенным образом организованная познавательная исследовательская ситуация, некоторая система. Все составные элементы в ней взаимосвязаны, устранение одного из них нарушает работу всей системы. Поскольку социологическое исследование предполагает решение ряда задач, то для каждой из них в анкете разрабатывается, как правило, отдельный блок вопросов. Основная часть анкеты не должна быть слишком громоздкой и содержать подряд несколько однотипных вопросов.

Заключение – это выход из разговора с респондентом. Обычно при построении анкеты внимание уделяется основной части, но не стоит забывать, что выход из обсуждения темы исследования не менее важен, чем вступление в нее. В заключение выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты и участие в исследовании.

Анкета не должна быть слишком длинной. Если для заполнения анкеты требуется больше времени, то внимание притупляется, интерес ослабевает, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми респонденту уже не хочется думать.

Спецификой анкетного опроса является то, что она заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

– программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты;

– учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты; непременный учет специфики культуры и практического

опыта опрашиваемой аудитории;

– смысловые блоки анкеты должны быть примерно одного объема;

– распределение вопросов по степени их трудности.

Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные, затем – еще сложнее, потом – спад и в конце – наиболее сложные вопросы, после чего идут разгрузочные вопросы.

Проще говоря, анкета должна соответствовать графику нормального распределения.

Метод анкетирования имеет две формы проведения: индивидуальную и групповую. При индивидуальном анкетировании социолог рассылает или раздает респондентам анкеты и затем либо сам их собирает, либо указывает место, куда необходимо сдать анкету. Преимуществом такого вида анкетирования является то, что респондент самостоятельно заполняет анкету и сам лично выбирает удобное время ее заполнения. Недостатком является сложность сбора заполненных анкет.

Групповое анкетирование является методом единовременного сбора информации посредством индивидуального заполнения анкет группой лиц, специально собранной в одном месте и времени. Преимуществами являются экономичность и оперативность, соблюдение анонимности опроса, гарантия заполнения анкеты теми лицами, которые определены выборкой. К недостаткам можно отнести сложность организационного характера, искажение информации под давлением группы.

Выделяют определенный ряд недостатков анкетирования.

Э. Ноэль-Нойман указывает следующие: смещение выборки (отказ респондентов; заполнение анкет интервьюерами); искажения при ответах.

Качество самих опросников: неприемлемо разрабатывать сложные вопросники со сложной структурой, так как основная масса респондентов не сможет в них самостоятельно разобраться

Отсутствие тщательной проработки логической структуры анкет приводит к тому, что респондентам постоянно задаются вопросы, содержащие те или иные логические пороки, включая неоднозначность смысла вопроса.

Наличие открытых вопросов, которые "плохо срабатывают", приводит к тому, что, как правило, две трети респондентов от исследуемого массива уклоняются от ответа на них, так как в отечественных анкетах не выдерживается логический объем открытых вопросов, который предполагает компактный и не вызывающий затруднения ответ.

Примером проведения опроса молодежи посредством метода анкетирования может служить социологическое исследование, проведенное по вопросам изучения жизненных целей и ценностей молодого поколения как основных регуляторов долгосрочного социального поведения. Взаимосвязь ценностей и целей как агентов социального регулирования и в то же время их функциональные различия требуют одновременного решения в процессе эмпирического исследования двух одинаково важных задач – анализа системы ценностей как основы структуры социального объекта и проведения аналогичной процедуры в отношении системы жизненных целей. В исследовании эти задачи решались в процессе разработки специфической социологической анкеты для сбора первичной информации.

Анкета состояла из трех разделов. Первый раздел – это список жизненных целей, каждую из которых респондентам предлагалось оцепить по степени субъективной важности; второй – это список основных жизненных ценностей, в отношении которых респондентам предлагалось сделать аналогичный выбор; третий – объективные социально-демографические характеристики обследуемой аудитории.

Теоретико-методологической базой составления исходного списка оцениваемых целей и ценностей в эмпирическом исследовании выступал подход к изучению жизненных целей и временной перспективы, предложенный бельгийским психологом Ж. Нюттеном. Он рассматривал временную перспективу и ее влияние на поведение прежде всего как функцию репрезентации. В отличие от пространственной, временная перспектива не существует в пространстве восприятия, а может быть репрезентирована только "ментально". Исследователь полагал, что наряду с объектами, которые человек воспринимает актуально, в его сознании существуют объекты, о которых он думает время от времени, но которые в не меньшей степени стимулируют его активность. Эти объекты-цели (мотивационные объекты) имеют определенный индекс времени. В качестве основного метода исследования Ж. Нюттен использовал разработанный им "метод мотивационной индукции" (MIM), основанный на приеме завершения незавершенных предложений.

В MIM были выделены восемь категорий мотивационных объектов, связанные:

1) с личностью и имеющими отношение к ее характеру способностями, интеллектуальными и другими качествами;

2) саморазвитием, самореализацией;

3) общением;

4) различного рода активностью – профессиональной, трудовой, учебной, общественной;

5) познанием;

6) приобретением материальных благ;

7) отдыхом и развлечением;

8) трансцендентальным поиском, поиском смысла существования, религиозными проблемами.

Методика MIM была адаптирована и успешно применялась в России для изучения временной перспективы подростков и юношей, а также людей других возрастов. При разработке инструментария соблюдались методические требования, заложенные Ж. Нюттеном: во-первых, в вопроснике должны найти отражение основные пласты возможных жизненных целей и ценностей, что предполагало проведение достаточно глубокого анализа методологической базы эмпирических исследований, проведенных по аналогичной проблематике; во-вторых, данный список должен быть единым для всех участников опроса, а его ОГЛАВЛЕНИЕ должно адекватно и однозначно восприниматься всеми респондентами.

Соблюдение последнего требования имеет важнейшее значение, поскольку только в этом случае возможно выделить и изучить влияние основных латентных факторов на выбор жизненной стратегии и построить проективные модели возможного социального поведения на основе матрицы восприятия комплекса жизненных целей и базовых ценностей. Процедура формирования списка жизненных целей и ценностей, отвечающих данному требованию, включала проведение отдельного фокус-группового интервью в молодежной группе, а также экспертного опроса.

Абстрагируясь в эмпирическом исследовании от качественной специфики той или иной цели (и, соответственно, направляемого ею вида конкретного поведенческого акта), анализ долгосрочного социального поведения субъекта проводился на основе выделения основных сфер жизнедеятельности личности, в которых такое поведение реализуется.

Основными сферами, выделенными на предварительном этапе исследования, являются: профессиональная (трудовая), политическая, семейно-бытовая, общественная и досуговая сферы деятельности. С учетом выделенных сфер жизнедеятельности объекта исследования были составлены подробные списки целей и ценностей, которые затем подвергались классификации и кластеризации.

Сформированный по итогам кластеризации список включал 79 позиций, которые оценивались молодыми людьми в ходе трех фокус-групп. Группе предлагалось в форме свободной дискуссии выбрать из предложенного списка по 10 основных жизненных целей для каждой сферы деятельности в отдельности. Поскольку предполагалось, что понятия "жизненные цели" и "ценности" могут иметь различное смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов, в группах были проведены дискуссии, направленные на выделение данных различий. Затем выделенные цели также подверглись обработке с помощью факторного анализа, в результате которого было показано, что они представлены в сознании человека не простым иерархическим списком, а образуют структуру, основанную на их смысловой взаимосвязи. Кроме того, поскольку каждый фактор являлся относительно независимой осью, выявленные факторы позволили определить общие критерии оценки молодежью многообразия окружающих явлений с позиции своих жизненных перспектив.

На следующем этапе построения методики был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие семь экспертов.

Отбор экспертов осуществлялся на основании следующих признаков:

1) род занятий. Все эксперты находятся в постоянном взаимодействии с молодежью;

2) компетентность. Эксперты имеют достаточный опыт воспитательной работы с молодежью, пользуются их уважением и доверием и находятся в курсе их проблем и жизненных планов;

3) предикаторность. Способность предсказывать, предчувствовать будущее состояние исследуемого объекта. Все эксперты обладают опытом проведения самостоятельных научных исследований;

4) независимость. Способность отстаивать свою точку зрения. Данное качество присутствует у всех участников экспертного опроса, поскольку они пользуются авторитетом и уважением у молодого поколения;

5) всесторонность. Способность видеть проблему с различных точек зрения. Эксперты включены в молодежную жизнь и могут оценивать изучаемую проблему как с позиции внешнего руководителя, так и "изнутри", с позиции самой молодежи.

В итоге проведения экспертного опроса был составлен список жизненных целей и ценностей, получивших наибольшее количество голосов не только экспертов, но и участников фокус-групповых интервью.

При включении их в опросник, предъявляемый респондентам, эти жизненные цели, как и ценности, были представлены случайным образом без соблюдения их принадлежности к определенной сфере деятельности. Согласно инструкции респонденты должны были оценить каждую жизненную цель ио пятибалльной шкале в соответствии с критерием важности ее для жизненной перспективы респондента. Ценности оценивались аналогичным образом.

Другим методом изучения проблем, связанных с изучением молодежной среды, является интервью.